Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат
В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).
Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24
Подобная
практика реализовывалась
Наряду с количественными лимитами кредитования «рекомендации» Банка Японии имели и качественную составляющую, а именно указание сфер предпочтительного финансирования, что обеспечивало движение финансовых ресурсов в направлении, определенном конкретной государственной политикой.
Таким образом, политика рационирования кредита служила в Японии многоцелевым инструментом. С ее помощью центральный банк получал возможность не только эффективного регулирования совокупной массы денег в обращении и одновременного проведения гибкой конъюнктурной
(антициклической)
политики, но также и перераспределения
частных финансовых потоков в
целях реализации политики
Механизм перекредитования и заемного перебора
В период
восстановления японской
Вследствие
этих причин отношение чистых
активов нефинансовых компаний (за
вычетом обязательств) к их капиталу
было чрезвычайно низким: в 1951
году всего 8,1%. В результате
неоднократных переоценок
Обратной
стороной этого явления была
высокая зависимость японских
компаний от привлечения «
32,8%, рынок ценных бумаг – 11,7%, государственное финансирование – 7,2%, кредиты и займы – коммерческих банков – 48%. В то же время, несмотря на низкую долю самофинансирования, , темпы прироста капиталовложений в активную часть капитала у японских компаний были необычайно высокими: в
1953 году – 24,5%, в 1957 году – 71,2%, в 1959 году – 26,6%, а в 1960 году
– 45,5%.
Для осуществления таких масштабных капиталовложений были необходимы очень крупные средства. Доля государственного финансирования была весьма высока
(особенно в приоритетных сферах), однако только государственных средств было недостаточно. Поэтому в основе процесса финансирования инвестиционной активности лежала целенаправленная политика правительства по использованию частной банковской сети для концентрированной «перекачки» всех свободных средств в нефинансовый сектор.
В результате этой политики по крайней мере 2/3 всех средств, используемых японскими компаниями для капиталовложений, поступало из частного сектора, а в структуре привлекаемых «внешних» финансовых ресурсов 4/5 составляли займы и кредиты частных коммерческих банков. Именно такая сверхвысокая зависимость нефинансовых компаний от привлекаемых «внешних» средств получила в японской экономической литературе наименование «заемного перебора».
В связи
с тем, что спрос на кредитные
ресурсы со стороны
Эта практика
усиливала напряженность с
Феномен перекредитования имеет и еще один смысл, а именно – высокий уровень зависимости всей банковской системы от кредитов центрального банка.
Стратегия
занижения процентных ставок
и политика рационирования
Поскольку
такая ситуация снижала
В 1950 году для кредитования мелкого и среднего бизнеса были созданы системы банков взаимного кредита и кредитных сберегательных касс; в 1952 году для обеспечения долгосрочного финансирования – система долгосрочного кредита; в 1951-1952 годах была существенно модифицирована система трастовых операций с переведением всех трастовых компаний в категорию банков. Кроме того, для реализации различных направлений правительственной политики постоянно расширялась система государственных кредитно-финансовых институтов.
Таким образом,
используя различные рычаги
Поэтому во избежание такого негативного эффекта или его исправления правительство постоянно проводило специфические мероприятия по регулированию и координации инвестиционной активности на предприятиях
«выделенных»
сфер, а именно: лицензирование
(применялось
в отношении электроэнергетики,
МВТП (производство
цемента и сульфата аммония); координация
инвестиций в рамках
В результате
такой практики, представлявшей
собой явное ограничение
Низкие процентные ставки
В Японии, как и в ряде других азиатских стран для стимулирования инвестиций и создания новых технологий использовалась политика низких процентных ставок. Правительство может прибегать к политике низких процентных ставок для того, чтобы канализировать накопления в инвестиции, ведь низкие ставки по кредитам повышают спрос на них. В то же время избыточный спрос на кредитные ресурсы увеличивает риск неэффективного их распределения, и правительство и коммерческие банки должны регулировать этот спрос, ужесточая отбор заявок на кредиты.
Политика низких процентных ставок осуществлялась в стране сознательно для ускорения экономического роста и проведения индустриализации. Данная политика вкупе с кредитованием государственными финансовыми институтами приоритетных областей развития обеспечила концентрацию и эффективное использование финансовых ресурсов. Таким образом, низкие процентные ставки могут приводить к наращиванию инвестиций и ускорению экономического развития.
В Японии реальные ставки процента в 1953-1991 гг. в среднем равнялись
-1,12. Реальные ставки по депозитам вплоть до 1983 г. были отрицательными, позднее они стали положительными, но все равно оставались на низком уровне.
Следует отметить
стабильность процентных
Ставки по кредитам, предоставляемым частными банками, были выше, чем выдаваемым государственными финансовыми институтами. Это обусловлено действием ряда ограничений на деятельность частных банков. Кредитуя приоритетные отрасли, государственные банки выделяли им средства под еще более низкий процент. Например, ставки по кредитам на финансирование приоритетных проектов, предоставляемых Японским банком развития, были на 2-
2,5% ниже его стандартных ставок.
Таким образом,
политика низких процентных
Необходимо отметить, что займы, предоставляемые из государственных средств в рамках финансирования приоритетных областей играли значительную роль в финансировании создания новых технологий и оборудования. В 50-е годы на них приходилось до 1/3 всех средств, выделенных на данные цели, в 60-е – около 19%. К 1990 году их доля снизилась до 8%.
В системе финансовых приоритетов в 50-е – начале 60-х годов первое место занимали задачи промышленного и технологического развития. На их решение направлялось до 30% финансово-кредитных ресурсов, выделенных на государственную программу инвестиций и займов. В 1965-1975 годов эта доля постепенно сократилась до 3%. В 1990 году она находилась примерно на том же уровне – 2,9%.
Изменения
в политике экономического
1964 гг. приоритетными
были химическая
1984 гг. приоритетными
областями финансирования были
выбраны альтернативные
(биотехнологии,
космические исследования), создании
высокоскоростных железных
Оказывая
финансовую поддержку