НИОКР

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

В Японии еще в 60-х годах в государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.
В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики:
Министерство образования;
Агентство науки и технологии, отвечающие за фундаментальные исследования, а также Министерство внешней торговли и промышленности
(МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.
Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач: в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран; обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики; смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.
В ходе восстановительного периода технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции японских предприятий импортировались новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.
В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно- исследовательских стадий, а всего процесса в целом.
Сегодня проведение НИОКР требует крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.
Потребность в разделении рисков и участии государства в финансировании
НИОКР была осознана в Японии после окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее координировало технологическую и промышленную политику и внешнеэкономические связи, проводя соответствующую финансовую политику (совместно с Министерством финансов).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Структура финансирования НИОКР……………………………….4
Роль государства в сфере НИОКР………………………………….6
Подход «стартовые деньги»………………………………………...8
Финансирование приоритетных областей развития……………..13
Современные тенденции финансирования инновационной деятельности……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

япония.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Именно поэтому  Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в  области фундаментальных исследований. Кабинет министров Японии утвердил разработанную Агентством по науке  и технике принципиально новую  программу развития НИОКР, в которой особое внимание уделено фундаментальным исследованиям. К работе по осуществлению этой программы подключены не только государственные университеты и лаборатории, но и многочисленные исследовательские организации частных фирм. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством. В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий — 26%, и на долю университетов и колледжей — 20%. В Японии же подавляющий объем НИОКР, финансируемых государством, выполняется частными промышленными фирмами (72,7%). На государственные НИИ приходится 13,9%, на университеты (государственные и частные) — 13,3%. Из этого следует, что в Японии посредством бюджетного финансирования государство оказывает относительно более сильное воздействие на инновационную деятельность частных фирм, нежели в США. При этом, если в Японии государственное финансирование НИОКР направлено на решение задач, обеспечивающих, в первую очередь, коммерческие интересы национальных промышленных фирм, то в США основная часть средств на проведение НИОКР, получаемых частными фирмами, идет на оборонные проекты. 

Для создания финансовой базы развития капиталоемких отраслей на основе внедрения новой технологии Япония пошла по пути стимулирования различных видов сбережений посредством привлечения денег населения в японскую систему почтовых сберегательных вкладов и частные депозиты в коммерческих городских и региональных банках. 

Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью  предоставления долгосрочных дешевых  кредитов фирмам, действующим в новых  развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут  покрывать до 30—50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях. 

Финансовая деятельность Японского банка развития так  же, как налоговая система и  государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования  деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики. 

Необходимо отметить, что благодаря государственному регулированию в области кредита  японские фирмы имеют возможность  получать значительные финансовые ресурсы  для развития и внедрения новой  технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий. 

В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность. 

Регулирование экспорта выступает в качестве фактора  доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными  фирмами технологии. В Японии государственное  регулирование внешнеэкономических  связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта. 

Японская система  НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую  играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы. 

Стремясь продвинуть новую технику и технологию дальше, чем ее конкуренты, Япония планирует  достичь технологического превосходства с помощью шестицелевой программы, основанной на использовании прошлого опыта и промышленной мощи. План, отражающий задачу успешно развивать инновационный потенциал страны в наступившем XXI в., включает в себя следующие стратегические направления: 

стратегическое  направление № 1 — параллельная реализация научно-технической программы; 

стратегическое  направление № 2 — стратегические международные союзы; 

стратегическое  направление № 3 — проект «Технополис»; 

стратегическое  направление № 4 — создание телекоммуникационных сетей; 

стратегическое  направление № 5 — рисковый капитал  и венчурные фирмы; 

стратегическое  направление № 6 — селективное  поощрение импорта. 

Данные направления  развития не связаны ни с большими бюджетными расходами, ни с применявшимися ранее японским правительством методами регулирования и изменения структуры промышленности. Они в максимальной степени используют преимущества положительных изменений в японском обществе и тенденции к приватизации капиталовложений. 

Возрастающая  роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создании материальной и информационной структуры, а также  в обеспечении налоговых, амортизационных  и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще — это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов — корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются, в основном, научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования

Инновационная деятельность Японии  

Стратегию активного  вмешательства в инновационную  деятельность проводит Япония, где  государство взяло на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов. В этой стране правительственные структуры за свой счет выпускают обзоры современных тенденций на мировом рынке, результаты маркетинговых исследований потребностей и запросов покупателей, состояния развития отраслей экономики. Эта информация издается ежегодно в «Белой книге по науке и технологии». Японский опыт прогресса в науке и технике это глубокая и творческая переработка мирового опыта с учетом менталитета народа.

 В результате  эффективной государственной политики Япония, США и Германия в настоящее время обладают почти половиной мирового объема новейших технологий. На долю семи высокоразвитых стран приходится 90 % наукоемкой продукции и почти весь ее экспорт. На долю новых знаний , которые реализуются в технологиях, управлении и организации производства в этих странах приходится до 85% прироста ВВП. 

       

Информация о работе НИОКР