Инвистиционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовай работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России. В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа, метод экспертных оценок, др. Представленный материал позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса в РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность
1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности в России
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности РФ
3.1 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая- Инвистиционная политика в России 2011 г..doc

— 319.50 Кб (Скачать)

- существование  рынка производственных площадок;

- наличие рабочей  силой требуемой квалификации  и возможность её подготовки  на месте;

- налоговые льготы  и условия их получения;

- порядок предоставления  земли, величина арендной платы за землю.

Российская практика показывает, что практически в  каждом регионе есть структуры и  должностные лица, ответственные  за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети  регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность  проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев  в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит  в указании того, что намерены развивать.

Встречаются также  случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.

Во многих субъектах  РФ традиционно практически не уделяется  внимание формированию и поддержанию  положительного имиджа региона в целом, а также широкому распространению в мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных инвестиционных возможностях и их преимуществах.

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения  инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и  реализация стратегии привлечения  инвестиций предполагает:

- создание условий,  способствующих привлечению инвестиций  в регион, определение перспективных  направлений и приоритетных объектов  для инвестирования;

- экспертную  оценку ключевых инвестиционных  проектов, определение источников  и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными  видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались  льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

В различных  субъектах используются различные  механизмы предоставления налоговых  льгот:

- на все инвестиционные  проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);

- одобренные  инвестиционные проекты (Новгородская  область, Псковская область «в  разрешительном порядке по утверждённым  Администрацией области проектам  без ограничения видов деятельности»,  Краснодарский край «для организаций, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);

- инвестиционные  проекты по приоритетным направлениям  развития (Ярославская область, Республика  Ингушетия, Ростовская область и др.);

- проекты, включённые  в Программу (Вологодская область,  Республика Алтай);

- все инвестиционные  проекты, в заявительном порядке  (Псковская область);

- организациям, созданным с участием иностранного  капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот - от неопределённого до одного года. Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.

Наилучшие решения:

1) Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона;

2) Увязка срока  предоставления налоговых льгот  с расчётным сроком окупаемости  проекта.

Проведённый анализ показал, что только небольшая часть  субъектов федерации (15% изученных сайтов) стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.

Важным элементом  также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.

В отношении  величины арендной платы за землю  наилучшими решениями являются:

- Калининградская  область, где определены порядок  и основная формула расчёта  величины арендной платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г.№222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду»);

- Республика  Татарстан, где величина арендной  платы зафиксирована на уровне 1,5%;

- Нижегородская  и Ульяновская области, где  практикуется освобождение от  арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

В целом, можно  сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных  отношений:

1) Законодательное  регулирование земельных отношений,  упрощение процедуры оформления  прав на земельные участки  для инвесторов;

2) Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет);

3) Регулирование  земельных отношений в том  числе, на уровне муниципалитетов;

4) Прозрачные  для инвестора механизмы расчёта  величины арендной платы за землю;

5) Освобождение  от арендной платы в части  платежей, зачисляемых в областной  бюджет для инвестиционных проектов.

Итак, в регионе  должна быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение  привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

Властями должны быть определены приоритетные направления  инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант - выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счёт существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.

Для преодоления  административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного  окна», институт «поводырей» - кураторство инвестиционных проектов.

Предоставление  налоговых льгот проектам, соответствующим  приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот  целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта.

Предоставление этих льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заёмные средства.

Регулирование земельных отношений. Для крупных  инвестиций принципиальным вопросом остаётся необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса должен быть закреплён порядок передачи земля, порядок выкупа земли в собственность. Также должен быть определён размер или хотя бы порядок расчёта величины арендной платы за землю.

Содействовать инвесторам в обеспечении рабочей силы. Помимо развития региона как привлекательного места для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное финансирование обучения, так и организация специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.

Одним из перспективных  направлений в инвестиционной деятельности - создание региональных инвестиционных фондов.

Фонд позволяет  аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.

В качестве учредителей  Фонда могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций в капитале Фонда способствует привлечению в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует о серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных рисков.

Успешная работа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять капитализацию местных  предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В результате анализа, указанной в библиографии литературы по проблеме инвестиционной политики РФ, мы пришли к следующим выводам:

Успешно функционирующая  инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого  и стабильного экономического роста.

В общем плане  государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих  рычагов: кредитно-финансовой и налоговой  политики; предоставления налоговых  льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического  плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической  ситуации в стране.

Различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Инвестиционная  политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Эффективность инвестиционной политики в государстве  во многом зависит от того, насколько при её формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

На макроуровне  выработка и реализация федеральной  государственной инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход её в новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и инновационной политики - функция Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшими направлениями  государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Информация о работе Инвистиционная политика в России