Инвистиционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовай работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России. В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа, метод экспертных оценок, др. Представленный материал позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса в РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность
1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности в России
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности РФ
3.1 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая- Инвистиционная политика в России 2011 г..doc

— 319.50 Кб (Скачать)

2.2 Оценка инвестиционной  ситуации в РФ

Основными показателями, характеризующими состояние инвестиционной деятельности, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа».

В российской экономике  тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению  с динамикой ВВП фиксировалось  с 2002 г. В 2008 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2008 г. составил 5,6% против 8,1% в 2007 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1% .

Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2008 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста инвестиций с 123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% - в 3 квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный период 2007 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2008 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре - на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2007 г. В результате в 4 квартале впервые с 2000 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года.

Характерным для 2008 г. явился опережающий рост строительства  производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов.

В структуре  инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ  за 2008 г. сохранилась на уровне предыдущего  года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2008 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года.

Таблица 2.1 Источник Росстат.

Структура инвестиций в основной капитал по видам  основных фондов в 2007-2008 гг., % к итогу

   
Показатели 2007 2008 В том числе    
      Январь-сентябрь Октябрь-ноябрь  
Инвестиции  в основной капитал - всего 100 100 100 100  
В том  числе по видам основных фондов жилища 7,5 7,5 7,6 7,3  
Здания  и сооружения 50,1 52,4 51,3 54,2  
Машины  и оборудования, транспортные средства 34,8 33,0 33,6 32,0  
Прочие 7,6 7,1 7,5 6,5  
           

Увеличились импортные  поставки машин и оборудования при  сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2008 г. составили 414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2007 г.

С замедлением  темпов роста экономики наблюдается  изменение роли бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).

В январе-сентябре 2008 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета - 10,0%. В октябре-декабре 2008 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий.

Таблица 2.2 Источник: Росстат

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

   
Показатели 2007 2008 В том числе    
      Январь-сентябрь Октябрь-ноябрь  
Инвестиции  в основной капитал - всего 100 100 100 100  
В том  числе по источникам инвестирования          
Собственные средства из них 40,4 40,0 42,8 35,8  
Прибыль 19,4 18,6 20,1 16,1  
Привлечённые  средства из них 59,6 60,0 57,2 64,7  
Кредиты банков 10,4 11,1 11,0 11,0  
В том  числе иностранных банков 1,7 2,4 1,7 3,7  
Заёмные средства других организаций 7,1 6,5 6,8 6,1  
Бюджетные средства 21,5 21,0 16,8 28,1  
Федерального  бюджета 8,3 8,1 5,5 12,6  
Бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов 11,7 10,4 10,0 13,7  
Прочие 20,1 21,1 22,3 19,1  
Из  них средства, полученные на долевое участие в строительстве 3,7 3,3 3,5 2,9  
В том  числе средства населения 1,5 1,5 1,7 1,0  
Из  общего объёма инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа 4,3 4,6 5,2 3,7  
           

В 2008 г. Федеральной  адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта.

По итогам 2008 г. введён 371 объект, при этом 301 стройка  на полную мощность, и на 70 объектах осуществлён частичный ввод мощностей.

В течение 2008 г. в Перечень строек и объектов были внесены изменения, в результате которых общий объём бюджетных  ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 г., составил 533,1 млрд.руб. против первоначально предусмотренных средств федерального бюджета в размере 517,7 млрд.руб.

Заметим, что  в 2008 г. капитальные вложения за счёт средств федерального бюджета направлялись только в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также открытых акционерных обществ.

Согласно отчётным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных вложений составило 286,4 млрд.руб., в том числе за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования - 49,7 млрд.руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд.руб государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2008 г. было использовано 85,1% общего объёма профинансированных средств за счёт всех источников финансирования(табл.2.3).

Таблица 2.3.

Объекты, предусмотренные  адресной инвестиционной программой на 2008 г.

   
Показатели  Количество  объектов Введено в действие в январе-июле 2009 г. Лимит государственных  капитальных вложений, млрд.руб. Профинансировано  из федерального бюджета, млрд.руб. Использовано  инвестиций за счёт всех источников финансирования  
Всего 2801 371 448,9 286,4 285,9  
В том  числе            
Транспортный  комплекс 418 36 152,9 131,4 123,7  
Агропромышленный 462 75 13,3 8,1 8,7  
Специальный комплекс 210 12 92,7 50,0 38,4  
Социальный  комплекс 1611 236 179,9 89,5 107,0  
Другие  объекты 100 12 10,1 7,4 8,0  
             

В территориальном  разрезе в 2008 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего (табл.2.4.).

Таблица 2.4.

Лимит государственных инвестиций и их фактическое использование за счёт всех источников финансирования по федеральным округам

   
Федеральный округ Лимит государственных  инвестиций, выделенных из федерального бюджета  на 2008 г., млрд.руб. Фактически  использовано за счёт средств всех источников финансирования    
    Млрд.руб. % от лимита на  год  
РФ, всего: 391,5 285,9 63,7  
Центральный 151,6 76,8 47,3  
Северо-Западный 82,5 83,4 76,1  
Южный 52,9 51,8 84,0  
Приволжский 20,6 17,5 81,4  
Уральский 20,1 11,6 53,7  
Сибирский 23,1 18,2 75,3  
Дальневосточный 40,7 26,5 55,5  
         

Принципиально новым моментом экономического роста  в последние годы был сдвиг  от финансирования инвестиций в основной капитал за счёт собственных средств  предприятий и организаций к  расширению участия привлечённых средств. Это обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала. До последнего времени низкая реальная стоимость кредитных ресурсов обусловливала расширение круга предприятий-заёмщиков.

Среди факторов, влияющих на динамику кредитов и других заёмных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, по итогам 2008 г. составила 3,3% общего объёма инвестиций в основной капитал, в том числе средства населения - 1,5%. Финансовый кризис определил особенности инвестиционного поведения инвесторов на рынке жилищного строительства. Если в январе-сентябре доля средств, полученных на долевое участие в строительстве, составляла 3,5%, в том числе средства населения - 1,7%, то в 4 квартале эти показатели составили соответственно 2,9 и 1,0%.

Следует обратить внимание на особенности участия  иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. Повышение доли зарубежных инвестиций и роста участия иностранных банков в финансировании инвестиций в основной капитал в российской экономике наблюдалось с 2000 г.

В отличие от предыдущих лет в 2008 г. зафиксировался чистый отток капитала и иностранных инвестиций. По предварительной оценке ЦБ России, в 4 квартале 2008 г. чистый вывоз частного капитала составил 130,5 млрд.долл.

В структуре  инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности на протяжении 2008 г. произошли довольно существенные сдвиги (табл.2.5). По итогам 2008 г. темпы инвестиций в промышленность сохранились в области положительных значений, в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11,3%. При этом отметим, что повышение концентрации инвестиционных ресурсов в январе-сентябре 2008 г. в промышленности до 44,1% общего объёма инвестиций в экономику в 4 квартале сменилось сокращением масштабов инвестиционной деятельности в добывающем и обрабатывающем производствах, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате доля инвестиций в основной капитал в экономику за период октября-декабря составила 38,4%.

По сравнению  с 2007 г. фиксировалось сокращение инвестиций в строительство на 8,3%, торговлю - на 4,4% и связь - на 4,9%. Инвестиции в  транспорт за счёт железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую  динамику - 112,4% к 2007 г.

Таблица 2.5 Источник: Росстат 8,9

Структура инвестиций в основной капитал по видам  экономической деятельности (без  субъектов малого предпринимательства  и параметров неформальной деятельности)

Информация о работе Инвистиционная политика в России