Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:34, реферат
Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственного процесса, превращаются в капитал в денежной форме. Будучи пущены в оборот они приносят доход. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Цель инвестиций – прибыльное вложение капитала. Таким образом, можно говорить о том, что накопления – это результат выгодного размещения инвестиций. В разных источниках можно найти различные определения понятия «инвестиции» по сути своей мало чем отличающиеся друг от друга.
Введение
1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций…4
2. Зарубежный опыт регулирования иностранных инвестиций…..8
2.1. Правовое регулирование иностранных инвестиций в США
2.2. Политика регулирования иностранных инвестиций в Канаде
2.3. Регулирование иностранных инвестиций в России
Применение
антитрестовского законодательства в
регулировании иностранных
Правовое обеспечение защиты иностранных инвестиций за рубежом осуществляется, как правило, через международные договоры и соглашения, поскольку в основе данного вопроса лежат положения международного права – территориальное действие национального закона.
Рассматриваемый аспект правового регулирования иностранных инвестиций не затрагивается в российском инвестиционном законодательстве, поскольку под иностранными инвестициями в России понимаются инвестиции иностранных лиц исключительно на территории нашей страны.
Непосредственное правовое регулирование иностранных инвестиций на территории США осуществляется в рамках общего регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с Комплексным законом о торговле и конкуренции 1988 г. Он консолидировал все нормативные акты, касающиеся правового регулирования внешней торговли и иностранных инвестиций, в том числе Закон об оценке иностранных инвестиций, Закон о коррупции за рубежом 1977 г., а также законы в области регулирования внешней торговли, определяющие содержание правового режима деятельности иностранных инвесторов на территории США.
Однако, законодательство рассматривает это как обычную меру государственного контроля в отношении иностранных инвесторов. В разряд такого рода мер относится, к примеру, существование ограничений иностранных инвестиций в некоторые отрасли экономики.[3]
Кроме принятых специально для каждой отрасли промышленных актов, в США в отношении иностранных лиц действуют общие положения о государственном регулировании рыночной деятельности. Речь идет о так называемых функциональных актах, одинаково применяемых во всех отраслях промышленности. Например, Федеральная комиссия по торговле США может издать приказ о запрещении деятельности, если в действиях какого-либо лица, в том числе иностранного, будут обнаружены нарушения в правилах добросовестной конкуренции.
К актам общего применения относится Закон о биржах и ценных бумагах 1934 г. с учетом внесенных в него впоследствии изменений и дополнений. Закон содержит нормы относительно регистрации биржевых сделок с акциями и облигациями компаний. Требования Закона 1934 г. о необходимости представления в Комиссию по ценным бумагам (Securities and Exchange Kommission - SEC) сведений об участниках сделки приводят к тому, что иностранные компании избегают вкладывать свой капитал путем покупки акций и облигаций на фондовых биржах США.
Таким образом, в США не действует какой-либо единый акт, регламентирующий вопросы, связанные с иностранными инвестициями. Для иностранных инвесторов большое значение имеют акты, касающиеся регулирования экономических отношений в целом, независимо от национальной принадлежности участников таких отношений.
Особо следует иметь в виду, что роль законодательства штатов как источника гражданского права США очень значительна. Поскольку в сфере гражданского права законодательная деятельность, в основном, относится к компетенции штатов. К ведению федерального центра относятся только вопросы патентного права, права на товарный знак, авторского права, регулирование несостоятельности, а также вопросы международной торговли и торговли с иностранцами.[4]
Однако, отсутствие единого правового акта, регламентирующего правовой статус иностранного инвестора, не означает отсутствие единого для всех инвестиций механизма регулирования рыночных отношений. В полном объеме комплекс средств, с помощью которых США контролирует движение капиталов у себя в стране, даже при полной либерализации торговли, имеет такой же эффект, что и средства контроля, аккумулированные в одном законе об иностранных инвестициях. Разница состоит лишь в том, что подход, принятый в США, формально не ставит своей целью защиту национальных предприятий. Механизм государственного контроля используется в целях сохранения ровных условий деятельности в США, как для иностранных, так и для национальных инвесторов. Он также направлен на устранение недобросовестной конкуренции, соблюдение правил совершения операций с ценными бумагами и отдельных сделок, результатом которых является слияние, поглощение или приобретение компаний или установление над американскими компаниями иностранного контроля.
Что же касается норм, специально относящихся к иностранным инвесторам, то они носят характер лишь дополнительных, вспомогательных средств к содержащимся в нормах общего применения в системе государственного контроля за инвестициями на рынке США.
Можно
выделить ряд особенностей в непосредственном
регулировании иностранных
Во-первых,
законодательство об иностранных инвестициях
составляет часть правового регулирования
внешнеэкономических связей. Во-вторых,
регулирование иностранных
2.2. Политика регулирования иностранных инвестиций в Канаде
Необходимость в регулировании иностранных инвестиций возникла в Канаде в 70-е годы, когда многонациональные компании и прежде всего американские корпорации начали оказывать активное влияние на экономику страны. В этих целях 20 июня 1985 г. был принят Закон об иностранных инвестициях в Канаде. Он заменил собой принятый в 1973 г. закон аналогичного содержания, называемый Законом о рассмотрении иностранных инвестиций.
Кроме преамбулы, в которой даются определения используемым в Законе понятиям, Закон содержит девять разделов:
1) орган контроля и полномочия (Organization and Mandate);
2) исключения из сферы действия закона (Exemrtion);
3) уведомление (Notification) инвестора;
4) рассмотрение инвестиций (Review);
5)
общие нормы о
6) подзаконные акты, регулирующие иностранные инвестиции (General Regulation);
7)
меры принуждения,
8) отчет органа контроля (Report);
9) переходные и дополнительные положения, введение закона в действие (Transitional, Consequentional Amendments and Commencement).
Принятие Закона не означало резкое изменение политики Канады по отношению к иностранным, и, в частности, американским компаниям. Но в то же время, согласно оценке некоторых специалистов, «принятие закона явилось торжеством националистических начал. Такие националистические тенденции получили название неомеркантилистских тенденций».[6]
В коллизийном праве различных государств существуют различные критерии определения государственной принадлежности юридического лица: место учреждения, местонахождение органа управления или место основной деятельности. В Канаде таким коллизионным критерием является место учреждения (инкорпорации) компании.
Закон об иностранных инвестициях в Канаде также содержит критерий, согласно которому юридическое лицо может быть отнесено либо к числу «канадцев», или национальных инвесторов, либо к числу «неканадцев», или иностранных инвесторов. Но в данном случае речь идет не об установлении государственной принадлежности, а о подчинении части организаций, в том числе и тех, которые с точки зрения коллизионного права должны рассматриваться в качестве канадских, режиму, устанавливаемому Законом об иностранных инвестициях.
Значительный интерес для нас представляет порядок осуществления контроля со стороны государства за деятельностью иностранных инвесторов. Любой новый иностранный инвестор, желающий впервые инвестировать в канадскую экономику, должен пройти процедуру контроля, установленную Законом.
Процедура допуска иностранных инвестиций в экономику Канады существует в двух вариантах: рассмотрение уведомления иностранного инвестора и рассмотрение заявки иностранного инвестора на инвестицию в Канаде.
Первый вариант касается процедуры иностранного инвестора, предполагающего осуществить инвестиции в Канаде, и сводится к процедуре рассмотрения уведомления Агентством иностранного инвестора о предполагаемой инвестиции. Второй вариант относится к уже осуществленным инвестором и составляет процедуру рассмотрения заявки иностранного инвестора на уровне министра.
Особенностью Закона об иностранных инвестициях Канады является то, что он детально регламентирует процедуру рассмотрения уведомления иностранного инвестора о предполагаемой инвестиции. Цель такой детализации – предоставить максимальные гарантии иностранному инвестору в том, чтобы не было проволочек в прохождении процедуры, а также необоснованного отклонения уведомления. После предоставления уведомления в Агентство иностранный инвестор получает от Агентства извещение о получении уведомления, в котором могут быть три варианта ответа: отказ в рассмотрении, согласие на инвестицию или указание на то, что не полностью предоставленная информация не позволяет сразу вынести решение о рассмотрении предоставленного проекта.
Закон содержит раздел с нормами, устанавливающими способы установления контроля над предприятием, определение понятия «канадское предприятие» для целей применения закона, а также определение таких понятий, как «паритет собственности предприятия» и «приобретение контроля над канадским бизнесом». Этот раздел, называемый «Нормы и презумпции», обеспечивает правильное применение Закона. Нормы в этом разделе относятся в отличие от описанных выше норм административных процедур, к нормам гражданского права, и, в частности, таким его отраслям, как акционерное право, право собственности и др. В этой связи следует заметить, что законодательство некоторых государств регулирует иностранные инвестиции с помощью норм акционерного права в сочетании с традиционным регулированием иностранных инвестиций через систему административных процедур. Такой подход к законодательному решению проблемы регулирования иностранных инвестиций через единый закон об иностранных инвестициях, характерен, как уже отмечено выше, для США.
Выбор
способа регулирования
Таким образом, в Канаде регулирование иностранных инвестиций осуществляется с помощью Закона об иностранных инвестициях – одного из отражений политики протекционизма национального предпринимательства. Другим источником регулирования иностранных инвестиций в Канаде являются нормы международного права. Последние уточняют применение Закона об иностранных инвестициях в отношении инвесторов государств, участвующих в международных договорах с Канадой.
2.3. Регулирование иностранных инвестиций в России
Комитет Государственной Думы по экономической политике и поддержке предпринимательства рекомендовал депутатам принять во втором чтении законопроект «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов».
В данный перечень были включены, например, следующие виды деятельности:
-
передача и распределение
-
транспортировка газа по
- строительство и эксплуатация нефтегазопроводов и продуктопроводов федерального значения;
-
аудиторская и банковская
-
производство и оборот
-
осуществление
- промышленное рыболовство…
Данный документ подвергается серьезной критике.[7] Прежде всего, из-за того, что перечень запретных для иностранных инвесторов «зон» весьма обширен, выше мы привели только половину из этого перечня. Но опасность заключается и в том, что правительство будет решать, как на практике будут реализовываться подобные запреты и ограничения.