Инвестиционный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование структуры инвестиционного рынка РФ, где объектом исследования является экономика РФ; оценка перспектив изменений инвестиционного рынка в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие инвестиций и инвестиционного рынка…………………………..6
2. Оценка структуры инвестиционного рынка РФ…………………………..14
3. Пути улучшения состояния инвестиционного рынка РФ на современном этапе………………………………………………………………….…………26
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….38

Файлы: 1 файл

инвестиции.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути улучшения состояния инвестиционного рынка РФ на современном этапе

 

Инвестиционному рынку  в нашем стране до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильного инвестиционного рынка и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционного рынка государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

1. с неготовностью  получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство  России предполагает ввести следующие изменения на инвестиционном рынке нашей страны:

-создать условия для  рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

-внести изменения  в амортизационную политику, направленные  на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

-последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

-государственная поддержка  предприятий за счет централизованных инвестиций;

-размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

-усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

-совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

-значительное расширение  практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер  необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

Имеется два пути увеличения инвестиций:

  • мобилизация ресурсов в руках государства и рост государственных капиталовложений;
  • привлечение в крупных масштабах частных инвестиций (более естественен для рыночной экономики), но для них нужен благоприятный инвестиционный климат, чтобы стимулировать сбережения.

Многие в деловых  российских кругах чувствуют, что экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер.

Для того чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

Российское Правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции –  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Для стабилизации экономики  и активизации инвестиционного рынка требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера  по усовершенствованию инвестиционного рынка в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими  общественными организациями;

- радикализация борьбы  с преступностью;

- торможение инфляции  всеми известными в мировой  практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового  законодательства в сторону его  упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных  средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство  системы оплаты объектов за  конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного  законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых  льгот банкам, отечественным и  иностранным инвесторам, идущим  на долгосрочные инвестиции с  тем, чтобы полностью компенсировать  им убытки от замедленного  оборота капитала по сравнению  с другими направлениями их  деятельности;

      В числе мер по активизации инвестиционного рынка необходимо отметить:

- принятие законов  о концессиях и свободных экономических  зонах;

- создание системы  приема иностранного капитала, включающей  широкую и конкурентную сеть  государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок  "под ключ";

- создание в кратчайшие  сроки Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие  программы укрепления курса рубля  и перехода к его полной  конвертируемости.

Анализируя сложившийся инвестиционный рынок в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.

Правительство РФ приняло  программу социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2009года). Среднесрочная программа должна стать базовым документом, определяющим действия Правительства в ближайшие три года, направленные на решение социально-экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий должна стать логическим продолжением осуществления долгосрочной стратегии, начатого в рамках плана действий правительства на 2006-2010годы. Основными результатами выполнения плана должны стать создание адекватной налоговой системы, правовых основ для снижения административных барьеров и ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность, для формирования рынка земли, основ новой пенсионной системы проведения таможенной, судебной реформ, реформы социального обеспечения, повышения качества и доступности важнейших социальных услуг, повышения эффективности экономической инфраструктуры.

Ключевой особенностью развития инвестиционного рынка  в России в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации национального хозяйства. Это будет происходить в условиях масштабного отвлечения инвестиционных ресурсов на обслуживание внешнего долга и обеспечение безопасности страны. Модернизация также предполагает увеличение национальных инвестиционных расходов на развитие науки и образования, социальной инфраструктуры.

Другая особенность - усиление ограничивающего воздействия  на темпы экономической динамики со стороны сложившейся неэффективной структуры промышленности и недостаточного объема инвестиций в реальный сектор.

Особенности современного развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления  инвестиционного процесса. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе инвестиционную, обострил факторы, дестимулирующие инвестиции. Основные проявления инвестиционного кризиса выражены в спаде объемов инвестиций, уменьшении совокупного инвестиционного потенциала, негативных сдвигах в отраслевой, региональной и функциональной структурах инвестиций, спекулятивном характере формирующихся финансовых рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.

Инвестиции играют две  роли в макроэкономике. Во-первых, поскольку  они – большой и изменчивый компонент расходов, резкие увеличения или уменьшения инвестиций могут оказывать огромное воздействие на совокупный спрос; а изменения последнего, в свою очередь, влияют на выпуск и занятость. Кроме того, инвестиции приводят к накоплению капитала. Прирост запаса сооружений и оборудования увеличивает потенциальный выпуск страны и обеспечивает экономический рост в длительном периоде.

Таким образом, инвестиции играют двоякую роль, воздействуя  в коротком периоде на выпуск через  совокупный спрос, и в длительном периоде на рост выпуска через  влияние образования капитала на потенциальный выпуск и совокупное предложение.

В условиях рыночной экономики  сущность инвестиций заключается в  сочетании двух аспектов инвестиционного  процесса: затрат капитала и результатов, соизмерение этих элементов лежит  в основе теории экономической оценки инвестиций. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально-ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

      Иностранный  капитал может привнести в  Россию достижения научно-технического  прогресса и передовой управленческий  опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное  производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами,   в развитии  и   структурной   перестройке   своего   экспортного   потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Информация о работе Инвестиционный рынок