Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69

Файлы: 1 файл

Курсовая по инвестициям.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

Не меньшее, чем упомянутое выше, влияние оказывает на приток инвестиций в СЭЗ существующее таможенно-тарифное регулирование и соответствующие таможенные преференции. Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь, однако в отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики свободная экономическая зона может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

В отношении деятельности резидентов СЭЗ имеет место преференциальное таможенно-тарифное регулирование, однако некоторые его составляющие, по нашему мнению, нуждаются в совершенствовании.

К основным направлениям совершенствования и унификации таможенно-тарифного регулирования следует отнести:

  • упрощение процедурного порядка таможенного оформления товаров;
  • определение прозрачного механизма отнесения товаров к импортозамещающим и установление четких критериев подобного отнесения; как следствие - снижение препятствий для доступа таких товаров на внутренний рынок с целью сокращения их импорта и оттока валютных средств;
  • разработку приоритетных направлений импортозамещающих производств и установление особых условий при их организации в СЭЗ;
  • оперативное решение проблем, связанных с вывозом отдельных товаров с территории СЭЗ и заявлением иного таможенного режима;
  • установление критериев оценки реализации инвестиционных проектов резидентов СЭЗ. [4, c. 36-49]

Отдельного внимания требует вопрос унификации системы  таможеннотарифного регулирования с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). В республике проводится подготовительная работа по вступлению Беларуси в ВТО. Учитывая, что Российская Федерация, являющаяся основным рынком сбыта продукции, производимой в СЭЗ Республики Беларусь, готовится вступить в ВТО в ближайшей перспективе, актуальность подготовки возможных вариантов изменения белорусского законодательства с целью сохранения преференциального режима для резидентов СЭЗ и непротиворечивости норм национального законодательства требованиям ВТО многократно возрастает.

Вместе с тем в  мире привлекательность СЭЗ для инвестирования предпринимательской деятельности основывается не только на предоставлении инвестору определенных преференций в сфере налогового и таможенно-тарифного регулирования, но и, при наличии на этих территориях соответствующих условий, осуществления предпринимательской деятельности. Значительная роль отводится финансовой инфраструктуре, включающей ряд институтов, основными из которых являются банки и небанковские финансово-кредитные учреждения, а также сфере валютного регулирования.

На территории Республики Беларусь действуют комплексные СЭЗ, при организации которых использован опыт других государств, в частности Китая. Например, комплексная зона «Шэньжэнь» на территории Китая, одна из наиболее эффективно работающих, занимает территорию в 327,5 км2, где созданы пять административных и четыре промышленных района, построены три причала, электростанция, объекты водоснабжения, жилые кварталы, торговый центр, туристские, культурные и учебные центры. В экономику зоны за первые 14 лет вложено 120 млрд. юаней, в том числе 20% средств вложили инвесторы из 80 стран мира, которые содействовали созданию свыше 10 тыс. совместных предприятий. В зоне функционируют 30 отделений представительств зарубежных банков и иных финансовых организаций.

В пределах таких зон банки свободно работают с любыми валютами и поддерживают деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Здесь не устанавливают контроль за валютным обменом, движением капиталов и т.д. Определенные элементы либерального порядка валютного регулирования целесообразно предусмотреть и в отношении СЭЗ Республики Беларусь. В настоящее время резиденты СЭЗ республики не имеют ни одного преимущества в области валютного регулирования. Кроме того, они обязаны продавать часть валютной выручки на бирже. Развитость финансовой инфраструктуры выступает фактором, стимулирующим привлечение инвестиций в СЭЗ, поскольку существенно ускоряет процесс осуществления экспортно-импортных операций, что способствует росту товарооборота и накоплению прибыли для последующего реинвестирования. [6, c. 35-42]

В формировании экономического механизма привлечения инвестиций в СЭЗ немаловажную роль играет доступность  кредитных источников финансирования инженерной инфраструктуры и инвестиционных проектов. В мировой практике широко используются банковские кредиты, которые предоставляются на льготных условиях предприятиям-резидентам. Льготный режим обеспечивает кредитам банков одну из основных позиций в качестве источника финансирования инвестиционных проектов в СЭЗ. [28, c. 130-145]

В Республике Беларусь законодательство, регулирующее банковскую деятельность по вопросам кредитования инвестиционных проектов, финансового лизинга, не предусматривает особенностей в отношении предприятий, зарегистрированных в свободных экономических зонах. Банки производят кредитование инвестиционных проектов предприятий и организаций в соответствии с установленными требованиями Национального банка Республики Беларусь независимо от места регистрации потенциального кредитополучателя. В целях обновления производственного потенциала предприятий банки также осуществляют операции, связанные с предоставлением основных средств в финансовый лизинг. Отнесение лизинговых платежей на себестоимость производимой продукции позволило бы лизингополучателям оптимизировать свои финансовые потоки в период реализации инвестиционного проекта. [27, c. 242-301]

Анализ деятельности банков-резидентов в свободных экономических  зонах Республики Беларусь позволяет  констатировать их слабую роль в привлечении  инвестиций. Основной причиной этого является слабая ресурсная база банков, не позволяющая им наращивать объемы совершаемых кредитных операций. Кроме того, остается недоверчивым отношение иностранных банков к банкам СЭЗ Республики Беларусь, которые нередко воспринимаются как оффшорные организации. В то же время законодательство Республики Беларусь по регулированию экономических отношений в СЭЗ в части льготного налогообложения на деятельность банков не распространяется. Созданный с целью повышения инвестиционной привлекательности и улучшения качества обслуживания клиентов льготный режим выполнения банками-резидентами СЭЗ ряда нормативов, в частности льготы по размеру уставного фонда и собственного капитала для банков, зарегистрированных в белорусских СЭЗ, показал свою неэффективность и был отменен. [3, c. 56-74]

Пересмотр действовавших  льгот заключался только в их отмене, тогда как целесообразнее рассмотреть вопрос о законодательном закреплении для банков-резидентов СЭЗ правового режима, реально способствующего развитию финансовой инфраструктуры, активизации деятельности банков и других финансовых институтов в сфере инвестиционного кредитования.

Приоритетными направлениями  в формировании инвестиционной привлекательности СЭЗ Республики Беларусь также должны стать:

  • переход к моделям опережающего развития, в связи с чем необходима концентрация усилий не только в отдельных отраслях, но и на реализации передовых инновационных идей, в том числе концентрация ресурсов страны в тех сферах, где они соответствуют мировому уровню;
  • сосредоточение усилий на формировании сравнительных преимуществ в тех приоритетных отраслях, где интенсивно используются последние научные достижения, в том числе белорусской науки;
  • реформирование системы землеотведения под производственные проекты по принципу ограничения регламента циклом, не превышающим нескольких месяцев.

Совершенствование экономического механизма привлечения инвестиций по обозначенным направлениям придаст  новый импульс развитию СЭЗ, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты Финансово-хозяйственной деятельности их резидентов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. «Основным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.» активизация инвестиционной деятельности определена как одно из приоритетных направлений в достижении намеченных социально-экономических целей. Целью «Национальной программы привлечения инвестиций на 2002-2010 гг.» является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышение конкурентоспособности и экономической безопасности страны.

2. Анализ состояния инвестиционной политики в Республике Беларусь вызывает необходимость рассмотрения существующих на сегодняшний день проблем, связанных с потребностью совершенствования форм и структуры, привлекаемых в экономику инвестиций, способных реально содействовать подъему производства и росту благосостояния большинства населения.

3. Негативное влияние на привлечение инвестиций оказывают такие факторы как:

  • неполная и неустойчивая законодательная база;
  • несовершенство (сложность) налоговой системы;

По результатом исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса»  в Республики Беларусь были выявлены такие негативные направления, как: нестабильность инвестиционного законодательства и сложность налоговой системы. На международно-сопоставимой основе Всемирный банк оценивает ведение бизнеса в 178 странах. Если по таким показателям, как: лицензирование, регистрация собственности, защита инвесторов республика занимает средние позиции, то по рейтингу «налогообложения» находимся на последнем 178 месте.  Причинами являются большое налоговое бремя, а также запутанность и сложность исчисления налогов. При этом отмечается, что даже неумышленное их искажение влечет за собой значительные штрафные санкции.

  • большой процент неэффективных, нерентабельных государственных предприятий, износ основных фондов (70%), низкие темпы производительности (доля убыточных предприятий в общем их количестве  в 2007 году составила 6,3%, доля нерентабельных - 19,9%, доля нерентабельных и низкорентабельных (с рентабельностью от 0 до 5%) предприятий по итогам 2007 года составила 47,8%) ;
  • высокая степень бюрократии в ведении переговоров и открытии бизнеса, недостаток рыночного мышления;
  • отсутствие развитой технологии инвестирования. (В Германии в настоящее время существует широкая сеть инновационных и технологических центров, технопарков и инкубаторов малого бизнеса. В состав каждого центра входит от 10 до100 предприятий, имеющих партнеров в Германии и за рубежом. В Великобритании на сегодняшний день насчитывается около 30 научно-технологических зон и технопарков).
  1. Исходя из опыта других стран Республика Беларусь при привлечении иностранных инвестиций могла бы использовать:
  • Мероприятия проводимые Китаем:
  • создание беспошлинных зон, зон технико-экономического освоения, государственных зон развития высокотехнологичных производств, где иностранным инвесторам предлагаются бесплатно земельные участки и освобождение от налогов;
  • трансфер технологий - один из основных условий доступа иностранных инвесторов на рынок;
  • дифференциация проектов с участием иностранных инвесторов в зависимости от целей государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций по отраслевому или региональному принципу.
  • Мероприятия проводимые в Ирландии при  создании экспортно-производственной зоны - зона благоприятствования Шеннон.

Привлечение иностранных  инвестиций в зону благоприятствования  Шеннон произошло за счет создания эффективной системы льгот:

  • десятипроцентный налог с доходов корпораций гарантируется для компаний-производителей до 2010 года;
  • десятипроцентный налог с доходов корпораций, оказывающих финансовые, дистрибьюторские, консультационные услуги;
  • большая налоговая скидка на амортизацию основного капитала;
  • соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 20 странами;
  • никаких ограничений в переводе прибыли за границу;
  • отсутствие налога на дивиденды;
  • крупные безвозмездные ссуды (гранты) предоставляются для возмещения затрат на организацию новых рабочих мест, аренду помещений, обучение персонала;
  • при ввозе торговых товаров на территорию зоны налог на добавленную стоимость с услуг не взимается (например, при переупаковке);
  • имеется возможность круглосуточного таможенного оформления;
  • имеется выбор: платить пошлину исходя из стоимости товара, выгруженного на берег, или исходя из его продажной цены.
  • товар может быть перемещен из Шеннона в таможенные склады ЕС или другие свободные зоны под залог, что позволяет экономить наличные деньги и платить пошлину в последнюю минуту;
  • в определенное время года во время действия квот ЕС товары могут быть ввезены в Шеннон на хранение до снятия квот.
  • для дистрибьюторских компаний, имеющих базу в Шенноне, таможенные процедуры сокращены до минимума. Оформление документов производится на месте, что экономит время и накладные расходы.

5. Для совершенствования механизма привлечения инвестиций и повышения эффективности государственной инвестиционной политики необходимо предпринять следующие меры:

    1. Внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле, предусматривающих упрощение порядка приобретения недвижимости, приобретение права собственности на земельные участки при реализации инвестиционных проектов (решение вопроса об обеспечении единства собственности на земельные участки, а также использование их в качестве залога позволит развить ипотечное кредитование в стране);
    2. Совершенствование налогового законодательства (дифференциация системы налогообложения и установление более значимых, прямого действия, налоговых преференций на региональном уровне, совершенствование и унификация таможенно-тарифного регулирования);
    3. Содействие развитию на существующей промышленной базе предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе в ходе приватизации;
    4. Улучшение позиций республики путем расширения международных контактов и форм сотрудничества;
    5. Формирование эффективных технологий инвестирования (использование инструментов анализа и прогноза рынка конкретных товаров,  расчет потребностей в необходимых денежных средствах, построение соответствующих схем финансирования, объективная оценка партнеров и возможных рисков).

Информация о работе Инвестиционная политика