Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69
Не меньшее, чем упомянутое выше, влияние оказывает на приток инвестиций в СЭЗ существующее таможенно-тарифное регулирование и соответствующие таможенные преференции. Территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь, однако в отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики свободная экономическая зона может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.
В отношении деятельности
резидентов СЭЗ имеет место
К основным направлениям совершенствования и унификации таможенно-тарифного регулирования следует отнести:
Отдельного внимания требует вопрос унификации системы таможеннотарифного регулирования с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). В республике проводится подготовительная работа по вступлению Беларуси в ВТО. Учитывая, что Российская Федерация, являющаяся основным рынком сбыта продукции, производимой в СЭЗ Республики Беларусь, готовится вступить в ВТО в ближайшей перспективе, актуальность подготовки возможных вариантов изменения белорусского законодательства с целью сохранения преференциального режима для резидентов СЭЗ и непротиворечивости норм национального законодательства требованиям ВТО многократно возрастает.
Вместе с тем в мире привлекательность СЭЗ для инвестирования предпринимательской деятельности основывается не только на предоставлении инвестору определенных преференций в сфере налогового и таможенно-тарифного регулирования, но и, при наличии на этих территориях соответствующих условий, осуществления предпринимательской деятельности. Значительная роль отводится финансовой инфраструктуре, включающей ряд институтов, основными из которых являются банки и небанковские финансово-кредитные учреждения, а также сфере валютного регулирования.
На территории Республики Беларусь действуют комплексные СЭЗ, при организации которых использован опыт других государств, в частности Китая. Например, комплексная зона «Шэньжэнь» на территории Китая, одна из наиболее эффективно работающих, занимает территорию в 327,5 км2, где созданы пять административных и четыре промышленных района, построены три причала, электростанция, объекты водоснабжения, жилые кварталы, торговый центр, туристские, культурные и учебные центры. В экономику зоны за первые 14 лет вложено 120 млрд. юаней, в том числе 20% средств вложили инвесторы из 80 стран мира, которые содействовали созданию свыше 10 тыс. совместных предприятий. В зоне функционируют 30 отделений представительств зарубежных банков и иных финансовых организаций.
В пределах таких зон банки свободно работают с любыми валютами и поддерживают деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Здесь не устанавливают контроль за валютным обменом, движением капиталов и т.д. Определенные элементы либерального порядка валютного регулирования целесообразно предусмотреть и в отношении СЭЗ Республики Беларусь. В настоящее время резиденты СЭЗ республики не имеют ни одного преимущества в области валютного регулирования. Кроме того, они обязаны продавать часть валютной выручки на бирже. Развитость финансовой инфраструктуры выступает фактором, стимулирующим привлечение инвестиций в СЭЗ, поскольку существенно ускоряет процесс осуществления экспортно-импортных операций, что способствует росту товарооборота и накоплению прибыли для последующего реинвестирования. [6, c. 35-42]
В формировании экономического
механизма привлечения
В Республике Беларусь законодательство, регулирующее банковскую деятельность по вопросам кредитования инвестиционных проектов, финансового лизинга, не предусматривает особенностей в отношении предприятий, зарегистрированных в свободных экономических зонах. Банки производят кредитование инвестиционных проектов предприятий и организаций в соответствии с установленными требованиями Национального банка Республики Беларусь независимо от места регистрации потенциального кредитополучателя. В целях обновления производственного потенциала предприятий банки также осуществляют операции, связанные с предоставлением основных средств в финансовый лизинг. Отнесение лизинговых платежей на себестоимость производимой продукции позволило бы лизингополучателям оптимизировать свои финансовые потоки в период реализации инвестиционного проекта. [27, c. 242-301]
Анализ деятельности банков-резидентов в свободных экономических зонах Республики Беларусь позволяет констатировать их слабую роль в привлечении инвестиций. Основной причиной этого является слабая ресурсная база банков, не позволяющая им наращивать объемы совершаемых кредитных операций. Кроме того, остается недоверчивым отношение иностранных банков к банкам СЭЗ Республики Беларусь, которые нередко воспринимаются как оффшорные организации. В то же время законодательство Республики Беларусь по регулированию экономических отношений в СЭЗ в части льготного налогообложения на деятельность банков не распространяется. Созданный с целью повышения инвестиционной привлекательности и улучшения качества обслуживания клиентов льготный режим выполнения банками-резидентами СЭЗ ряда нормативов, в частности льготы по размеру уставного фонда и собственного капитала для банков, зарегистрированных в белорусских СЭЗ, показал свою неэффективность и был отменен. [3, c. 56-74]
Пересмотр действовавших льгот заключался только в их отмене, тогда как целесообразнее рассмотреть вопрос о законодательном закреплении для банков-резидентов СЭЗ правового режима, реально способствующего развитию финансовой инфраструктуры, активизации деятельности банков и других финансовых институтов в сфере инвестиционного кредитования.
Приоритетными направлениями в формировании инвестиционной привлекательности СЭЗ Республики Беларусь также должны стать:
Совершенствование экономического
механизма привлечения
1. «Основным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.» активизация инвестиционной деятельности определена как одно из приоритетных направлений в достижении намеченных социально-экономических целей. Целью «Национальной программы привлечения инвестиций на 2002-2010 гг.» является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышение конкурентоспособности и экономической безопасности страны.
2. Анализ состояния инвестиционной политики в Республике Беларусь вызывает необходимость рассмотрения существующих на сегодняшний день проблем, связанных с потребностью совершенствования форм и структуры, привлекаемых в экономику инвестиций, способных реально содействовать подъему производства и росту благосостояния большинства населения.
3. Негативное влияние на привлечение инвестиций оказывают такие факторы как:
По результатом исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса» в Республики Беларусь были выявлены такие негативные направления, как: нестабильность инвестиционного законодательства и сложность налоговой системы. На международно-сопоставимой основе Всемирный банк оценивает ведение бизнеса в 178 странах. Если по таким показателям, как: лицензирование, регистрация собственности, защита инвесторов республика занимает средние позиции, то по рейтингу «налогообложения» находимся на последнем 178 месте. Причинами являются большое налоговое бремя, а также запутанность и сложность исчисления налогов. При этом отмечается, что даже неумышленное их искажение влечет за собой значительные штрафные санкции.
Привлечение иностранных инвестиций в зону благоприятствования Шеннон произошло за счет создания эффективной системы льгот:
5. Для совершенствования механизма привлечения инвестиций и повышения эффективности государственной инвестиционной политики необходимо предпринять следующие меры: