Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69

Файлы: 1 файл

Курсовая по инвестициям.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

Перечисленные в главе  меры превратили Китай в страну с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. По результатам обследования, проведенного всемирно известной консалтинговой фирмой Карнеги, индекс доверия в сфере прямых иностранных инвестиций Китая составил 1,99 (при шкале процентов от 0 до 3), благодаря чему страна оказалась во главе первых 25 стран. Крупнейшее в мире по населению государство и в дальнейшем планирует использовать для своего экономического роста зарубежные капиталы: не менее 50 млрд. долл. Ежегодно. [34, c.317-320]

Перечислим позитивные уроки привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, ПИИ позволяют экономике инвестировать больше, чем того позволяет норма сбережений в стране. Таким образом, привлеченный иностранный капитал может компенсировать недостаток собственных средств в экономике и стимулировать экономический рост. Во-вторых, ПИИ могут помочь национальным предприятиям повысить продуктивность за счет доступа к новым технологиям и распространению западных навыков менеджмента, жизненно важных для переориентации и приспособления предприятий к новым требованиям рынка. В-третьих, ПИИ ускоряют развитие внутреннего рынка через эффект «spill-over» и повышение квалификации рабочей силы. В-четвертых, ПИИ являются важным источником валютных резервов. В-пятых, ПИИ и рост совместных и иностранных предприятий являются препятствием для «утечки мозгов» за границу.

Опыт Китая показывает, что ПИИ оказывают положительное  влияние на экономический рост. Причиной того, что иностранные инвесторы вкладывают свои средства в экономики других стран, является прибыль. Повышение прибыли может быть достигнуто тремя способами: освоение новых рынков, доступ к ресурсам (таким как дешевая и квалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура, полезные ископаемые и т.д.), и повышение эффективности за счет понижения затрат на производство. Поэтому инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции. Это и есть основной негативный фактор иностранных инвестиций.

Второй негативный фактор - если предприятия с иностранным  капиталом конкурируют и замещают продукцию отечественных предприятий, то это ведет к банкротству  последних. В КНР ведущие позиции на внутреннем рынке многих товаров оказались сегодня у иностранцев. Иностранцы захватили контроль над отдельными отраслевыми рынками: из 28 главных отраслей индустрии иностранные предприятия занимают ведущее место в 21 из них. Например, 90% автомобилей выпускается под иностранными марками. В ряде других отраслей, захватив рынки сбыта в рамках СП и с китайскими марками в дальнейшем, ИП поменяли их на международные бренды. Иностранные предприятия поглощают также национальные отраслевые исследовательские центры и присваивают себе интеллектуальную ренту и ставят страну в зависимость от иностранных технологий.

Третий негативный фактор - с помощью трансфертных цен внутри ТНК иностранные предприятия  на территории страны могут не показывать реальную прибыль и занижать налоги. В то же время приход ТНК радикально преобразовал важные отрасли (например, автомобилестроение) и постепенно превращает Китай в «мировую фабрику». Уже сегодня Китай производит 2/5 мирового производства мотоциклов, треть - бытовых кондиционеров, четверть - стиральных машин, четверть - электровентиляторов, пятую часть - холодильников и химволокон.

Опыт Китая свидетельствует  о необходимости развивать открытую экономику, что в свою очередь позволит активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве, непрерывно повышать международную конкурентоспособность страны.

Для повышения эффективности  инвестиционной политики  Республики Беларусь необходимо учитывать ряд мероприятий проводимых в Китае:

  • создание беспошлинных зон, зон технико-экономического освоения, государственных зон развития высокотехнологичных производств.

Для создания конкурентоспособных  на мировом рынке производств  Китай делает все возможное для  привлечения иностранных инвестиций, технологий и кадров. Для достижения этой цели в КНР были созданы «зоны высоких технологий», где иностранным инвесторам предлагаются бесплатно земельные участки и освобождение от налогов. В результате на территории Китая было создано большое количество предприятий по производству микросхем с японским, американским и тайваньским капиталом;

  • при создании совместных предприятий трансфер технологий должен быть одним из основных условий доступа иностранных инвесторов на белорусский рынок;
  • реализация принципа селективности по отношению к объектам иностранного инвестирования (т.е. дифференциация проектов с участием иностранных инвесторов в зависимости от целей государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций по отраслевому или региональному принципу).

 В соответствии  с законодательством все объекты инвестирования в Китае подразделяются на 4 группы: приоритетные, разрешенные, ограничиваемые, запрещенные. Запрещенными являются иностранные инвестиции в оборонную промышленность, в производство ювелирных изделий, в кустарные промыслы. Приоритетными объектами для иностранного инвестирования является производство нового оборудования и новых материалов, которые Китай не может производить «своими силами»; производство экспортной продукции на уровне мировых стандартов; выпуск продукции с улучшенными потребительскими свойствами; ресурсосберегающие технологии; производство машин и оборудования для энергетики, транспорта и добывающих отраслей. Как видно из приведенного перечня, приоритетными объектами являются не любые проекты в определенных отраслях национальной экономики, а отдельные, стратегически значимые производства и сферы деятельности.

Экономическая политика Китая своевременно поддерживалась законодательно, и, таким образом, страна превратилась в серьезного мирового конкурента, в крупнейшего "дракона Азии". Это является наиболее важным уроком, который можно извлечь России из китайского опыта привлечения ПИИ.

В настоящее время уровень ПИИ в экономику Республики Беларусь является крайне низким и не соответствует современному уровню интеграции в мировое хозяйство, поэтому необходима реализация следующих рекомендаций, направленных на изменение сложившейся ситуации. А именно:

1) Должны быть приняты меры по уточнению законов, правовых и нормативных актов, необходимых для эффективной инвестиционной политики.

2) Проведение мероприятий по привлечению прямых иностранных инвестиций должно быть направлено на повышение конкурентоспособности предприятий в Республике Беларусь.

3) Необходимо изменение структуры национальной экономики, с целью развития перерабатывающей промышленности и сферы высоких технологий.

4) Следует повысить прозрачность и стабильность политической, правовой и судебной систем и как следствие снижение коррупции.

5) Иностранным инвесторам должна быть обеспечена защита прав на интеллектуальную собственность.

6) Политика привлечения ПИИ должна быть дифференцируемой по отраслям экономики Республики Беларусь и обеспечивать комплексное развитие экономики, с учетом национальных особенностей Республики Беларусь.

Комплекс данных мероприятий  позволит проводить эффективную политику по привлечению прямых иностранных инвестиций, которая будет способствовать стабильному экономическому росту, повысит благосостояние населения, стимулирует внутренние инвестиции.

 

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь

 

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

Республика Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как:

  1. выгодное экономико-географическое и геополитическое положение (Беларусь является восточной границей Европейского союза (далее – ЕС) и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран Содружества независимых государств (далее – СНГ). Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной емкости российской территории);
  2. благоприятные природно–климатические условия;
  3. политическая, социальная и экономическая стабильность;
  4. положительная динамика развития экономических процессов в республике (по данным Всемирного банка, «в 1996-2007 годах прирост ВВП составил 77,4%»);
  5. макроэкономическая стабилизация;
  6. квалифицированные  относительно дешевые трудовые ресурсы;
  7. высокий научно–технический и промышленный потенциал;
  8. емкий внутренний рынок;
  9. законодательное и организационное обеспечение       инвестиционного процесса.

Согласно   отчету  Всемирного   банка  ”Дуинг  Бизнес“  на   2009   год  Беларусь за короткий срок поднялась  в этом рейтинге на 30 позиций, и   вошла   в   число   5   самых   активных   стран-реформаторов.   Для сравнения   в   2007   году   мы   были   на   115   месте,   в   2008   году переместились на 85 место.

Такое положительное  изменение в рейтинге обеспечено за счет принятия за последний год более 30 нормативных правовых актов, которые   значительно   улучшили   деловой   климат   Беларуси.  И правительство продолжает   системно   работать   над   повышением   инвестиционной привлекательности страны.

Республика находится  на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Республика Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг. [23, c. 87-93]

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных  областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др. [31, с. 141-143]

Республика Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику республики, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Республики Беларусь способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации (далее – ВТО), улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В республике создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов свободных экономических зон (далее – СЭЗ) в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления. [7, c. 25-32]

В Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Формирование государственной  политики в области инвестиционной деятельности возложено в Республике Беларусь на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

Основным программным документом, определяющим формирование инвестиционной политики в республике является Национальная прогpaммa привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная Правительством в 2002 году. Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а так же законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. [12, c. 11-14]

Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. Он направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

В процессе осуществления  инвестиционной деятельности, в том  числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право  на государственную поддержку в  виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

В соответствии с белорусским  законодательствам инвесторы могут  самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования  и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Информация о работе Инвестиционная политика