Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69

Файлы: 1 файл

Курсовая по инвестициям.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

В формировании системы финансовой поддержки технического перевооружения экономики в условиях Республики Беларусь наиболее важная роль должна принадлежать банкам, располагающим значительной ресурсной базой, привлекающим ресурсы иностранных кредитных организаций. При этом основной формой участия банков является инвестиционное кредитование, поскольку реализация схем проектного финансирования (кредитования) возможна и эффективна лишь в стабильных экономических условиях, а также требует существенного роста капитальной базы банков.[3, с. 34-46]

Организационно-экономическая среда реального сектора экономики оказывает влияние на формирование финансовых потребностей предприятий, а также на организaцию их кредитного обеспечения. В ряде отраслей, например в АПК, особенности производственного цикла обусловливают значительную потребность в финансовых pecypcaх долгосрочного характера, в том числе для текущей деятельности. Анализ динамики кредитных вложений банков в экономику за период 2004-2007 гг. пoказал, что доля долгосрочных кредитов в целом увеличилась с 40,9% до 53,2%; в промышленности удельный вес долгосрочных кредитов возрос с 29,0% до 30,6%, в сельском хозяйстве с 75,9% до 86,6%. [18, c. 67-72]

Однако устойчивый рост долгосрочныx кредитных вложений не свидетельствует об их использовании в полном объеме на цели технологического переоснащения промышленных и сельскохозяйственных производств для выпуска инновационной продукции. Банковские кредиты зачастую являются источниками инвестиций без инноваций. Приобретаемое оборудование не всегда является технологически новым и, следовательно, может оказать влияния на повышение качества продукции, улучшение показателей производительности труда, фондоемкость и материалоемкость.

Поэтому oснoвным приоритетом банков должно стать кредитование проектов, связанных с совершенствованием и обновлением наиболее эффективных производств, их технологическим переоснащением. Особое значение следует придать развитию источников ресурсов банковского инвестиционного кредитования, а также обеспечению приоритета инновационности при отборе проектов.

Наиболее доступным, устойчивым и нецелевым внешним источником для банков становятся средства населения, которые являются основным источником ресурсов инвестиционного кредитования. [28, 54-62]

Доля средств физических лиц в ресурсной базе банков достаточно устойчива (табл. 3.1) в последние годы и составляет 26,9% на начало 2007 г. В целом усиливаются предпочтения банков к работе с привлеченными средствами (снижение доли капитала в ресурсной базе с 20,1% до 17,9%), также можно отметить увеличение доли средств нерезидентов с 8,5% до 10,1%, что отражает политику государства и банков по привлечению иностранных ресурсов для кредитования отечественных инвестиционных проектов.

Таблица 3.1 Динамика ресурсной базы банков Республики Беларусь, млрд. руб.

Показатели

01.01.2004г.

01.01.2005г.

01.01.2006г.

01.01.2007г.

Ресурсная база банков,

 Всего

10038,6

14570,7

20519,8

29049,6

В том числе

банковский капитал

2016,2

2924,4

4066,7

5193,8

Средства физических лиц

в рублях и в валюте

2336,8

3886,1

5518,3

7816,8

Средства

нерезедентов

852,9

1336,9

1798,4

2947,3

Источник: собственная разработка на основе данных бюллетеня банковской статистики.- 2008. - №12; 2008. - №1


 

 

В то же время, государство  должно и в дальнейшем стимулировать 

активизацию инновационно-инвестиционной деятельности, ориентацию банков на приоритетное кредитование инновационных проектов в реальном секторе, формирование в банковской системе эффективного механизма аккумулирования устойчивых долгосрочных ресурсов, гарантирования вкладов населения. [34, c. 23-30]

Благодаря инвестициям  в инновации на предприятиях реального сектора экономики возможно существенное улучшение финансово-экомических показателей, рост производительности труда, ресурсосбережение, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов работающих обусловит благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, будет выступать фактором улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований к венчурному финансированию, широкому привлечению средств нерезидентов как в форме прямых и портфельных инвестиций, так и через посредничество кредитных организаций.

3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь

 

В целях обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития республики, в том числе экономики регионов, расширения производства потребительских товаров и услуг, увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест на базе новой техники и технологий, при влечения отечественных и иностранных инвестиций и решения других социально-экономических задач в Республике Беларусь созданы шесть свободных экономических зон (СЭЗ): «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Основные показатели финансово хозяйственной деятельности резедентов СЭЗ Республики Беларусь представлены в приложении. [Приложение D]

Деятельность СЭЗ зависит от многих внутренних и внешних факторов, однако мировой опыт свидетельствует, что основой развития СЭЗ и увеличения их вклада в экономику страны и региона служат инвестиции. Их приток в белорусские СЭЗ за последние годы заметно снизился.[7, c. 12-24]

В 2007 г. в СЭЗ вложено 303,9 млрд руб. инвестиций, что составило только 89,4% уровня 2006 г. При этом отмечается снижение до 78,4% в 2007 г. против 85,9% в 2006 г. доли инвестиций, направляемых в основной капитал. [31, с. 146-148]

      За весь  период функционирования в свободных экономических зонах накоплено около 234 млн долл. США иностранных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций - 153 млн долл., портфельных - 200 тыс. долл., прочих - 81 млн долл. США. В 2007 г. в СЭЗ поступило иностранных инвестиций на сумму 98,3 млн долл., что в 1,8 раза больше, чем в 2004 г., но лишь на 9,1% больше, чем в 2005 г., и на 15,5%, чем в 2006 г. При этом темп роста накопления иностранных инвестиций в последние годы неуклонно снижается: в 2005 г. по отношению к 2004 г. он составил 155,3%, в 2006 г. в сравнении с предыдущим - 127,4, а в 2007 г. к уровню 2006 г. - только 114,5%. [32, c. 243-244]

Сравнительный анализ показателей  объема и динамики инвестиций в основной капитал на одного занятого в СЭЗ и по республике в целом свидетельствует о снижении притока инвестиций в экономические зоны. В 2006 г. на одного работающего в СЭЗ приходилось в 2,7 раза больше инвестиций, чем в республике, а в 2007 г. соответствующий показатель превышал общереспубликанский лишь на 27,7%. Темп роста инвестиций в расчете на одного занятого в целом по стране за последний год более чем в два раза превышал аналогичный показатель по СЭЗ.

О снижении инвестиционной активности в свободных экономических зонах говорит также тот факт, что задание по использованию инвестиций в основной капитал в 2007 г. выполнено только на 68,9%, при этом в СЭЗ «Минск» выполнение составило 46,2%; «Брест» - 70,1; «Гомель - Ратон» - 70,2%. Не обеспечено увеличение инвестиций в 2006 г. При установленном задании роста инвестиций к уровню 2006 г: в размере 113,5% фактически достигнуто 76,6%. Данные представлены в приложении. [Приложение D]

Таким образом, несмотря на определенные позитивные результаты финансово-хозяйственной деятельности СЭЗ, их инвестиционная привлекательность снижается. Без реализации эффективных мер по активизации привлечения инвестиций в СЭЗ может произойти в ближайшей перспективе значительное снижение основных показателей их функционирования.

Для решения столь актуальной проблемы совершенствования экономического механизма привлечения инвестиций в СЭЗ прежде всего необходимо выделить ключевые факторы, оказывающие негативное влияние на формирование инвестиционной привлекательности белорусских СЭЗ.

Действующая система налоговых льгот не направлена на оказание стимулирующего воздействия фискального фактора.

Недостаточно четко  отработан механизм взаимодействия СЭЗ с внутренним рынком, что порождает  проблему нездоровой конкуренции между  резидентами и остальными национальными  товаропроизводителями.

Не снижается острота  вопроса финансирования инженерной инфраструктуры на территории СЭЗ. Нехватка средств на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры препятствует обеспечению резидентов соответствующими коммуникациями, а также дальнейшему размещению своих предприятий.

В белорусских СЭЗ практически отсутствует финансовая инфраструктура, не развит рынок инструментов финансирования инвестиций.

Как следствие, в условиях льготного режима деятельности резидентов имеются лишь единичные случаи привлечения в СЭЗ стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты. Невысокий уровень инвестиционной активности в СЭЗ говорит и о необходимости концентрации усилий на создании для инвесторов оптимальных условий в отношении не только стабильного законодательства, но и других факторов, влияющих на процесс принятия решения об инвестировании предпринимательской деятельности в СЭЗ. Необходимой является разработка прогноза приоритетного развития СЭЗ, построенного как на соответствующих экономических показателях, так и на конкретных инвестиционных проектах и инвестиционных программах.

В настоящее время  для всех СЭЗ введен единый режим  налогообложения.

Организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, платят налоги на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от установленной законодательством; на доходы; на добавленную стоимость (налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, выплачивается в размере 50% от подлежащей уплате суммы указанного налога); за использование природных ресурсов (экологический налог); с пользователей природных ресурсов; земельный (или арендную плату за землю); акцизы; государственные и патентные пошлины; лицензионные и регистрационные сборы; гербовый сбор, сбор за использование в предпринимательской деятельности и передачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям транспортных средств; за размещение отходов и за другое вредное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством Республики Беларусь; производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Государственный фонд содействия занятости. [7, c. 21-34]

Сравнительный анализ налогообложения  резидентов СЭЗ и субъектов хозяйствования, не являющихся резидентами, указывает на недостаточную роль налоговых стимулов в процессе повышения экономической заинтересованности в инвестировании предпринимательской деятельности в СЭЗ.

Фактически резиденты  СЭЗ имеют налоговые преимущества только по налогам на прибыль (ставка снижена в два раза), на недвижимость (не уплачивают), чрезвычайному (не уплачивают), с пользователей автомобильных дорог; сборам в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; в целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды; на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; частично - по налогу на добавленную стоимость. Однако данные льготы нельзя признать существенными. Кроме того, отсутствует какая-либо их дифференциация, т.е. предоставляемые налоговые преимущества едины для всех резидентов и не зависят от сферы деятельности либо объема вложенных инвестиционных ресурсов.

Как показывает опыт развития СЭЗ в других государствах, дифференцированные подходы в системе налогообложения служат существенным стимулом в привлечении инвестиций, особенно иностранных. При различных подходах в налоговых преференциях, например, в зависимости от объема привлекаемых инвестиций, можно добиться значительного притока крупных вложений в СЭЗ и, как следствие, в экономику республики.

Реализация крупномасштабных проектов и привлечение соразмерных  инвестиций позволит не только в несколько раз увеличить соответствующие показатели, но и одновременно будет стимулировать развитие средних и мелких организаций, занятых в смежных областях, выпускающих отдельные комплектующие изделия, оказывающих услуги вспомогательного характера, т.е. в полную силу начнет работать эффект мультипликатора. Кроме того, опыт показывает, что многие предприятия, получившие свое развитие в СЭЗ, сформировавшись, выходят из состава резидентов в целях продолжения бизнеса на всей территории государства, а не только в рамках СЭЗ и, следовательно, начинают выплачивать налоги и сборы в полном объеме.

Поскольку развитие регионов Республики Беларусь непосредственно  связано с каждой СЭЗ, необходимо установление прямого льготного  налогообложения для резидентов экономической зоны на местном уровне.        Таким образом, существующая система налогообложения резидентов СЭЗ Республики Беларусь требует пересмотра и корректировки с целью повышения экономической заинтересованности в инвестировании предпринимательской деятельности. Первоочередными представляются меры по дифференциации системы налогообложения и установлению более значимых, прямого действия, налоговых преференций на региональном уровне.

Информация о работе Инвестиционная политика