Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69

Файлы: 1 файл

Курсовая по инвестициям.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

В долгосрочном периоде  к факторам, влияющим на инвестиции, относят факторы, меняющие величину автономных расходов и приводящие к сдвигу кривой спроса на инвестиции. К ним относят: технологические изменения, моральный и физический износ основных фондов; налоги; рост стоимости оборудования; ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия; инноваций и другие.

Изменение любого из компонентов  автономных расходов (государственных  расходов, налогов, сбережений, инвестиций, чистого экспорта и т.д.) всегда приводит к изменению национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост расходов.

1.2. Теоретические основы инвестиционной политики

 

В экономическом словаре  под редакцией Ю.А. Белкина, изданном в 1987 году, термин инвестиционная политика понимается как «совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих участках, от чего зависят достижение плановых темпов развития общественного производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение небольшого прироста продукции и национального дохода на  каждый рубль затрат.»

В данном определении капитальные вложения ограничены лишь финансовыми средствами, в то время как инвестируются не только финансовые, но и природные, материально-технические и информационные ресурсы. К процессу инвестирования активно подключаются трудовые ресурсы, непосредственно осуществляющие тот или иной инвестиционный проект.

Инвестиционная политика — главная функция государства  по мобилизации инвестиционных средств  на организацию воспроизводства материальных и духовных благ, а также создание условий для активизации инвестиционного процесса. От инвестиций и инвестиционной политики зависит рост производственного потенциала страны, темпы ее экономического роста в целом. Современная инвестиционная политика – основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, проведения в жизнь модернизации промышленности, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов, устранения диспропорций в развитии регионов, обеспечения занятости населения, его благосостояния, развития науки и техники.

Под инвестиционной политикой  государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государствам по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и механизм их реализации.

Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства, качества человеческого капитала. Содействие выходу экономики на траекторию устойчивого роста приоритетного развития секторов и отраслей, в том числе повышение конкурентоспособности промышленности путем эффективного использования инвестиционных ресурсов. [19, c. 17-20]

Когда основной целью инвестиционной политики является необходимость ускорения экономического роста в стране с насыщенным внутренним спросам и высокими доходами на душу населения, тогда обеспечить высокую норму экономического роста возможно только за счет экспортной ориентации местной промышленности и завоевания ведущих позиций в производстве определенной (обычно весьма узкой) номенклатуры промышленных изделий. Следовательно, ключевыми в этом случае будут оба показателя инвестиционной активности: и качество и объемы инвестиций. В целом такая ситуация складывается в большинстве стран Западной Европы, где Швейцария специализируется на производстве ткацких станков (45,1% мирового экспорта), печатных машин (37,2% доли мирового экспорта) и часов (34,1%); Швеция является лидером в производстве целлюлозных материалов (41,7% мирового экспорта), порошковой металлургии (24,1%) и выплавке высококачественной стали (22,9%); Германия специализируется на выпуске технических устройств специального назначения (56,2% экспорта в мире), изготовление пластмасс, изделий из них (47,1%) и авиации (38,8%); Италия же лидирует в выпуске продуктов питания высокого качества (69,5%); изготовлении ювелирных изделий (49,6%) и производстве одежды (41,8%). [22, с.58-60]

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним относятся:

- постоянный мониторинг  секторов, отраслей и отдельных  предприятий на предмет приоритетности  инвестирования; обеспечение сбалансированности  в развитии всех отраслей экономики Беларуси; достижение максимального экономического эффекта путем размещения инвестиций между сырьевым, перерабатывающим сектором и сферой услуг, а также между типами производств промышленности исходя из критерия эффективности; разработка и внедрение механизма защиты национальных отраслей, удовлетворяющий потребительский спрос населения; реструктуризация промышленности; поддержка развития экспортных производств; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; развитие регионов; защита экологии; поиск стратегического инвестора;

- поддержка развития  малого и среднего бизнеса;  поддержка развития человеческого  капитала; реализация программы  жилищного строительства в стране  и др.

Независимо от уровня реализации и типа инвестиционной политики к се общим компонентам можно отнести: субъекты, объекты, методы и инструменты.

Под субъектами инвестиционной политики понимаются участники инвестиционной деятельности: хозяйствующие субъекты, финансовые институты, консалтинговые фирмы, физические лица.

К объектам инвестиционной политики относятся те направления и объекты, в которые происходят вложения экономических ресурсов.

Объектами инвестиционной деятельности в Беларуси являются:

1) недвижимое имущество,  в том числе предприятие как  имущественный комплекс;

2) ценные бумаги;

3) интеллектуальная собственность.

Также дополнительно включают в перечень объектов инвестиционной деятельности регион, человеческий капитал, окружающую среду.

Инструменты инвестиционной политики - это те средства, с помощью которых осуществляются инвестиции. Сюда относится как сам капитал в денежной форме, так и различные другие формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимости, системы взаимозачетов.

Государственная инвестиционная политика проявляется через взаимодействие бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, ценовой, социальной, институциональной, инновационной и промышленно-структурной политик. Место государственной инвестиционной политики представлено в приложении. [Приложение А]

В общем случае полноценная государственная инвестиционная политика включает в себя: направления государственных инвестиций и способы привлечения инвестиций. Способы привлечения включают следующие составляющие: политику содействия сбережениям, политику стимулирования инвестиций через создание благоприятного инвестиционного климата, а также национальную отраслевую политику.

    Кроме государственной  инвестиционной политики, различают  отраслевую региональную и инвестиционную политику отдельные субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Инвестиционная политика должна удовлетворять следующим  требованиям: она должна базироваться на непреходящих общечеловеческих ценностях и принципах; главной целью инвестиционной политики должен быть человек (объект и субъект инвестирования); она должна быть политикой реализации разумных интересов всех или большинства членов общества. [22, с. 12-17]

1.3. Инвестиционная политика Китая

 

Китай, как одна из стран  с наиболее рано развившейся цивилизацией, исторически имел широкие экономические связи с различными странами мира. Однако, начиная с XVI века приходившая в упадок династия Мин, начала осуществлять замкнутую политику. Особенно с приходом к власти династии Цинн Китай отгородился от внешнего мира, введя запрет торговых сношений с иностранными государствами. Замкнутость на протяжении нескольких веков сделала Китай бедным и отсталым; а распад феодальной системы, происшедший за эти двести-триста лет в Западной Европе, формирование внутреннего рынка во всех капиталистических странах и создание международного рынка сильно стимулировало развитие производительных сил; что составляло яркий контраст с застоем в Китае. После основания Китайской Народной Республики (далее КНР), с одной стороны, отдельные страны осуществляли блокаду Китая, позже испорченные отношения с СССР ввели блокаду Китая со стороны соцлагеря; с другой стороны, сами китайцы под влиянием теории социалистической экономики считали, что введение монополии на внешнюю торговлю и строгой импортной политики соответствует интересам государства.

После третьего пленума  ЦК КПК XI созыва китайское руководство осознало, что закрытость от внешнего мира может только препятствовать модернизации китайской экономики. Был исследован опыт восточно-азиатского региона по развитию внешней торговли и стимулированию на этой основе модернизации экономики. В этих странах, включая Японию, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южную Корею, была выбрана вмешнеориентированная стратегия развития, что подтолкнуло быстрый экономический рост. Основываясь на этом опыте, китайское правительство приняло решение следовать курсу внешней открытости.[35, c. 97-99]

В1978 г. Китай - отсталая страна с большим населением и низким уровнем экономического развития: сельское хозяйство Китая в основном опиралось на ручной труд, в промышленности большая часть технологий была устаревшей. В целом роль технического прогресса в экономике составляла только 20%, в то время как в развитых странах она превышала 60%. Одна из причин, приведших к отсталости промышленности и сельского хозяйства Китая - отгороженность от внешнего мира, непонимание тенденций развития мировой науки и техники, отказ от международных связей и сотрудничества. Необходимо было провести структурную модернизацию существовавших предприятий, повысить их экономическую эффективность. Нехватка средств - важный фактор, ограничивавший экономический рост Китая. Согласно подсчетам экспертов, если отталкиваться от отношения сельскохозяйственных и промышленных основных фондов и ВВП в 1980 г., а также отношения между сельским хозяйством и промышленностью, для того чтобы увеличить ВВП объемом 710 млрд. юаней в четыре раза, необходимо было увеличить основные фонды на 1,55 трлн. юаней. Но уровень национального дохода до 2000 г. мог обеспечить только 800 млрд. юаней, т. е. не хватало еще 40 % средств. В то же время такие отрасли как наука, образование, энергетика и транспорт также нуждались в крупных инвестициях. Для того чтобы восполнить эту огромную нехватку средств, необходимо было активно использовать иностранный капитал и, что еще важнее, передовую технику для модернизации. [34, c. 212-214]

Привлечение зарубежной передовой техники стало исходной точкой развития. Только в таком случае можно будет активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции, проявлять преимущества китайской экономики, развивать открытую экономику, сделать так, чтобы внутренняя и внешняя экономика взаимодополняли друг друга, непрерывно повышая международную конкурентоспособность страны.

Осуществление внешней  открытости Китая - это последовательный процесс решения проблем по мере их возникновения. Вместе с тем с самого начала были разработаны отдельные элементы политики внешней открытости Китая.

Осуществление политики внешней открытости не означает открытость только для таких развитых стран как США, Япония и страны Западной Европы. Открытость для этих стран - это всего лишь одна из сторон. Другая сторона - это сотрудничество между Китаем и странами Юго-Восточной Азии. И еще одна сторона - это открытость для СССР и стран Восточной Европы. Китай осуществлял открытость по отношению ко всем странам мира. Эта стратегия всесторонней открытости соответствовала мировым тенденциям и имела важное стратегическое значение.[36, c.102-105]

Особенность экономической  реформы Китая - поэтапность внешней открытости. Для осуществления внешней открытости необходимо было подготовить определенные условия. Поскольку на начальном этапе реформы командную систему хозяйствования не возможно было одним шагом превратить в рыночную экономическую систему и поскольку в различных районах такие условия как географическое положение, естественные ресурсы, транспорт, энергоснабжение различались, а технологии хозяйствования развивались неравномерно, в соответствии с постепенностью реформы, осуществление политики внешней открытости постепенно распространялось с юга на север. Первым шагом в политике внешне открытости было утверждение ЦК КПК в январе 1979 г. «особой политики и гибких мер» в отношении провинций Гуандун и Фуцзяж. Вторым шагом было принятие в 1980 г. решения последовательно создать специальные экономические зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь. Третий шаг - одобрение в 1983 г. решений по созданию СЭЗ на Хайнане. Затем в 1988т. Хайнань стал первой полностью открытой провинцией Китая. Четвертый шаг - одобрение в 1984 г. введения сразу в 14-ти прибрежных портовых городах политики открытости. Пятый шаг - создание мосле 1985 г. прибрежного открытого экономического района, формирование открытых экономических районов в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, района Сямэня южнее реки Миньцзянь, Чжанчжоу и района Цюаньчжоу. Шестой шаг - осуществление с 1992 г. политики внешней открытости в административных центрах провинций, расположенных на внутреннем континенте, в крупнейших городах и приморских районах. В ряде крупных и средних городов созданы 15 беспошлинных зон, 49 зон технико-экономического освоения и 53 государственные зоны развития высокотехнологичных производств. Седьмой шаг -в 2000 г. открытие западных районов Китая. В 2000-2003 гг. в западных районах начата реализация 36 пилотных объектов с капиталовложениями в 600 млрд. юаней. В провинции Щэньси в 2000 г. начато создание государственной зоны освоения высоких технологий (китайской западной силиконовой долины).[34, c.215-217]

Информация о работе Инвестиционная политика