Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69

Файлы: 1 файл

Курсовая по инвестициям.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки. [2, c.  23-34]

Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.

Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.

Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.

В целях создания благоприятной  среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов  на территории государств-участников Европейского экономического пространства (далее – ЕЭП) в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.

В рамках государств-участниц Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС.

С целью увеличения объемов  привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов в республике создано РУП «Национальное инвестиционное агентство» – это специализированная государственная организация, которая обладает широкими полномочиями для установления прямого конструктивного диалога без посредников между государством и частным капиталом, оказания практической помощи инвесторам по принципу «одного окна», взаимодействия с органами государственного управления с целью быстрой и адекватной реакции на инвестиционные предложения.

Агентство создано по координально новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию в инвестиционной сфере как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Основными задачи Агентства являются:

  • поиск и привлечение стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику Республики Беларусь;
  • координация работы по поиску и внедрению в практику новых для республики схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.);
  • пропаганда инвестиционных возможностей Республики Беларусь за рубежом;
  • развитие международного и межрегионального инвестиционного сотрудничества;
  • повышение квалификации специалистов в сфере инвестиционной деятельности.

Таким образом, белорусское  законодательство в достаточной  мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.

Республика Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями, транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание). Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования.

В настоящее время  акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. [28, c. 76-91]

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные  условия для деятельности иностранных  инвесторов, подтверждает действующий  и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. На территории республики на начало 2008 года работает около 3,5 тысяч организаций с иностранными инвестициями, из них 1903 – совместные организации, 1642 – иностранные компании.

В настоящее время  Правительством с целью улучшения  инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных  кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.    

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь

 

Как уже отмечалось выше, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на привлечение инвестиций, регулирование инвестиционной деятельности в стране. Последовательная государственная политика по привлечению и использованию капитала обеспечивает реализацию приоритетов промышленной политики государства, а также играет важную роль в преодолении кризисных явлений и восстановлении устойчивого экономического роста.

 Инвестиционная политика строится на:

  1. стимулировании в форме прямых инвестиций создания новых и совместных предприятий, полностью или частично принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам;
  2. ориентации на известных мировых инвесторов (крупные международные банки, известные финансовые группы и др.);
  3. осуществлении инвестиций на конкурентной основе с выбором наиболее оптимальных и рациональных вариантов, предоставлении налоговых льгот для притока инвестиций в приоритетные отрасли.

Основные направления проведения инвестиционной политики в Республики Беларусь:

  • модернизация и реконструкция действующих производств, освоение новых производств и использование мощностей машино-строительного комплекса;
  • осуществление экологических мероприятий и создание экологически чистых и безотходных производств;
  • внедрение и развитие возделывающих и перерабатывающих технологий в сельском хозяйстве.

 В республики осуществляется комплексная проработка инвестиционных потребностей, разрабатывается информационная база данных по инвестиционным проектам. [18, c. 145-149]

Наибольший интерес  для нашей страны представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.

 Приветствуются капиталообразующие  инвестиции в виде создания  совместных производств, реинвестирования  прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты. [17, c. 122-134]

В Республике Беларусь действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.

Успешно реализуются  проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи – 2».

Для иностранного инвестора  могут иметь привлекательность  крупные объемы строительства жилья  в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена».

Также в Республике Беларусь реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.

Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для  реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению  порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

 

3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности

 

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. годы подчеркивается необходимость перехода страны к инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, интеллектуальном и человеческом капитале, наукоемких производствах, как основных факторах обеспечения устойчивости национального хозяйства. В качестве задачи руководством страны определено достижение двукратного роста доли новой продукции до 19% в общем объеме производства, рост доли инновационно-активных предприятий до 25%, а также увеличение до 70% производства продукции, соответствующей международным стандартам сертификации. По-прежнему актуальным является снижение затрат на единицу продукции, в том числе за счет роста производительности труда и внедрения ресурсосберегающих технологий. Существует целый ряд не решенных вопросов. Один из них – обеспечение финансирования инвестиций с учетом специфических особенностей экономики страны. [11, c. 15-17]

В реальном секторе в настоящее время сформировался ряд негативных аспектов: превышены нормативные сроки использования оборудования и определяющих технологий (25-30 лет), отмечается низкая обновляемость основных фондов (3-5% в год). В промышленности удельный вес накопленной амортизации в первоначалъной стоимости основных средств по данным за 2007 г. составил 63%, в сельском хозяйстве 54,4%, что существенно превышает пороговые значения.

Преодолению указанных недостатков может способствовать приток в реальный сектор экономики значительных финансовых ресурсов и их использование для ускоренного обновления основных средств, проведения комплексных научных исследований и внедрения современных технологий.

В составе источников финансирования инвестиций выделяют собственные, привлеченные и заемные ресурсы, иностранные инвестиции, бюджетные ассигнования, средства, централизуемые отраслевыми министерствами и объединениями, а также средства населения.

Источники финансирования взаимосвязаны: сбережения населения и иностранные ресурсы трансформируются в привлеченные средства предприятий (прямые и портфельные инвестиции, приватизация, займы) или в ресурсы инвестиционного кредитования на основе инструментов финансового рынка (ценные бумаги, кредиты, займы).[Приложение В]

Основная проблема, с  кoторой связан процесс инвестирования на предприятиях реального сектора экономики - выбор (комбинация) источников финансирования. При этом нестабилъное финансовое положение ряда отечественных предприятий этот выбор существенно сужает.

Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитaл в Республике Беларусь отражает преобладание самофинансирования, бюджетного финансирования и кредитования инвестиций. Средства населения являются инвестиционным ресурсом в жилищном строительстве. Основные показатели представлены в приложении. [Приложение С]

Самофинансирование является основным методом финансирования инвестиций, однако инвестиционные возможности предприятия не должны ограничиваться только достигнутыми финансовыми результатами. Использование исключительно собственных источников требует постепенного накопления значительных финансовых ресурсов, а следовательно, замедляет инвестиционный цикл предприятия, а также делает практически невозможными инвестиции в инновации в части создания новых крупных производств.

Финансирование предприятий  реального сектора за счет привлечения иностранных инвестиций в настоящее время затруднено в связи с низкой прибыльностью ряда производств, высокими рисками, значительными сроками окупаемости инвестиций в основной капитал. Перспективным является развитие международного лизинга основных средств. Эта форма инвестирования наиболее проработана, доступна и привлекательна для сторон сделки. В лизинговых операциях чаще всего участвует банк-кредитор лизингового проекта, что позволяет распределять риски. [37, с. 86-90]

Информация о работе Инвестиционная политика