Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы инвестиций для Республики Беларусь, в работе ставится цель – выработать рекомендации по обеспечению эффективности проведения государственной инвестиционной политики.
Для реализации поставленной цели, решены следующие задачи:
определены цели инвестиционной политики, принципы, механизмы и направления ее проведения в Республике Беларусь;
исследован опыт инвестиционной политики Китая;
проанализированы основные проблемы в реализации государственной инвестиционной политики;
сформулированы пути решения существующих проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 6
1.1. Инвестиции: понятие, виды, формы 6
1.2. Теоретические основы инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Китая 15
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
2.1. Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь 32
2.2. Основные направления инвестиционной политики в Республике Беларусь 39
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 42
3.1. Развитие источников финансирования инвестиционной деятельности 42
3.2. Механизмы стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ С 66
ПРИЛОЖЕНИЕ D 69
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.
Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки. [2, c. 23-34]
Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.
Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.
В целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории государств-участников Европейского экономического пространства (далее – ЕЭП) в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.
В рамках государств-участниц Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС.
С целью увеличения объемов
привлечения иностранных
Агентство создано по координально новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию в инвестиционной сфере как в Республике Беларусь, так и за рубежом.
Основными задачи Агентства являются:
Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.
Республика Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями, транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание). Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования.
В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. [28, c. 76-91]
О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. На территории республики на начало 2008 года работает около 3,5 тысяч организаций с иностранными инвестициями, из них 1903 – совместные организации, 1642 – иностранные компании.
В настоящее время
Правительством с целью улучшения
инвестиционного климата
Проводится работа по
привлечению средств
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
Как уже отмечалось выше, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на привлечение инвестиций, регулирование инвестиционной деятельности в стране. Последовательная государственная политика по привлечению и использованию капитала обеспечивает реализацию приоритетов промышленной политики государства, а также играет важную роль в преодолении кризисных явлений и восстановлении устойчивого экономического роста.
Инвестиционная политика строится на:
Основные направления проведения инвестиционной политики в Республики Беларусь:
В республики осуществляется комплексная проработка инвестиционных потребностей, разрабатывается информационная база данных по инвестиционным проектам. [18, c. 145-149]
Наибольший интерес для нашей страны представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.
Приветствуются
В Республике Беларусь действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.
Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи – 2».
Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена».
Также в Республике Беларусь реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.
Увеличить приток финансовых
средств частных инвесторов для
реализации таких проектов в республике
позволит реализация мер по упрощению
порядка регистрации и
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. годы подчеркивается необходимость перехода страны к инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, интеллектуальном и человеческом капитале, наукоемких производствах, как основных факторах обеспечения устойчивости национального хозяйства. В качестве задачи руководством страны определено достижение двукратного роста доли новой продукции до 19% в общем объеме производства, рост доли инновационно-активных предприятий до 25%, а также увеличение до 70% производства продукции, соответствующей международным стандартам сертификации. По-прежнему актуальным является снижение затрат на единицу продукции, в том числе за счет роста производительности труда и внедрения ресурсосберегающих технологий. Существует целый ряд не решенных вопросов. Один из них – обеспечение финансирования инвестиций с учетом специфических особенностей экономики страны. [11, c. 15-17]
В реальном секторе в настоящее время сформировался ряд негативных аспектов: превышены нормативные сроки использования оборудования и определяющих технологий (25-30 лет), отмечается низкая обновляемость основных фондов (3-5% в год). В промышленности удельный вес накопленной амортизации в первоначалъной стоимости основных средств по данным за 2007 г. составил 63%, в сельском хозяйстве 54,4%, что существенно превышает пороговые значения.
Преодолению указанных недостатков может способствовать приток в реальный сектор экономики значительных финансовых ресурсов и их использование для ускоренного обновления основных средств, проведения комплексных научных исследований и внедрения современных технологий.
В составе источников финансирования инвестиций выделяют собственные, привлеченные и заемные ресурсы, иностранные инвестиции, бюджетные ассигнования, средства, централизуемые отраслевыми министерствами и объединениями, а также средства населения.
Источники финансирования взаимосвязаны: сбережения населения и иностранные ресурсы трансформируются в привлеченные средства предприятий (прямые и портфельные инвестиции, приватизация, займы) или в ресурсы инвестиционного кредитования на основе инструментов финансового рынка (ценные бумаги, кредиты, займы).[Приложение В]
Основная проблема, с кoторой связан процесс инвестирования на предприятиях реального сектора экономики - выбор (комбинация) источников финансирования. При этом нестабилъное финансовое положение ряда отечественных предприятий этот выбор существенно сужает.
Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитaл в Республике Беларусь отражает преобладание самофинансирования, бюджетного финансирования и кредитования инвестиций. Средства населения являются инвестиционным ресурсом в жилищном строительстве. Основные показатели представлены в приложении. [Приложение С]
Самофинансирование является основным методом финансирования инвестиций, однако инвестиционные возможности предприятия не должны ограничиваться только достигнутыми финансовыми результатами. Использование исключительно собственных источников требует постепенного накопления значительных финансовых ресурсов, а следовательно, замедляет инвестиционный цикл предприятия, а также делает практически невозможными инвестиции в инновации в части создания новых крупных производств.
Финансирование предприятий реального сектора за счет привлечения иностранных инвестиций в настоящее время затруднено в связи с низкой прибыльностью ряда производств, высокими рисками, значительными сроками окупаемости инвестиций в основной капитал. Перспективным является развитие международного лизинга основных средств. Эта форма инвестирования наиболее проработана, доступна и привлекательна для сторон сделки. В лизинговых операциях чаще всего участвует банк-кредитор лизингового проекта, что позволяет распределять риски. [37, с. 86-90]