Иностранные инвестиции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой определение инвестиционного климата в стране, анализа притока иностранных инвестиций, перспективы развития притока иностранных инвестиций.
Задачи написания данной работы является:
Описание сущности иностранных инвестиций в России, их основных вид и форм;
Определение финансовых организаций – основных иностранных инвесторов России;
Анализ инвестиционной деятельности в РФ;
Анализ отраслевого распределения иностранных инвестиций;
Определение причин, сдерживающие приток иностранных инвестиций в страну и пути их устранения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 4
1.1 Понятие инвестиций и их виды 4
1.2 Основные виды иностранных инвестиций в России 6
1.3 Международные финансовые организации – основные иностранные инвесторы России. 12
1.4 Общая характеристика инвестиционной ситуации в России 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ 16
2.1 Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ. 16
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. 24
2.3 Проблема регионального распределения иностранных инвестиций 24
2.4 Причины, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и способы их устранения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 373.74 Кб (Скачать)

     Крайне  острой проблемой стало регулирование  таможенного режима в России. В  настоящее время ряд иностранных  компаний, реализующих импортозамещающие  проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие  и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный  инвестиционный климат имеет для  страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются  материальные потери вследствие недополучения  значительных инвестиций и низкой эффективности  «работающих» капиталовложений.

       На инвестиционном климате отрицательно  сказываются не только прямые  ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений. Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

     В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения  иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

     После президентских выборов 1996 г. в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается равной 100%. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании9.

     Стремление  России интегрироваться в мировое  экономическое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала. В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывает инвестиционный голод, поэтому приток капиталов, как российских, так и  из-за рубежа, может дать импульс  для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность  российских товаров на мировом рынке. Иностранные предприниматели проявляют  немалый интерес к российской экономике. Россия имеет богатые  месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные  трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень  емкий внутренний рынок. По данным Министерства внешнеэкономических связей России, наиболее привлекательными регионами  для иностранных инвесторов являются: Москва, Тюменская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Хабаровский  край, Нижегородская область.

     Очень серьезная проблема в области  налогов — риск двойного налогообложения. Когда государства и их деловые  круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран, предоставляют  другим государствам кредиты, получая  при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат кредитов. Если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах он может попадать под действие налоговых законов, вследствие чего с одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так и возникает двойное налогообложение. Очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций в осуществлении деятельности за пределами своей страны.

     Российская  Федерация заключила ряд межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Она также признала и выполняет все подобные договоры, заключенные в свое время Советским Союзом и РСФСР с иностранными государствами.

     Глубокий  кризис конца лета 1998г. привел к изменению  положения с иностранными инвестициями в России. Между тем, по имеющимся  оценкам, в настоящее время собственные  средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается, предстоит  удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту. Основными  составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений  и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во-вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.

     Инвестиционный  режим современной России все  еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования  капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты  криминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального  законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной. Например, если проанализировать содержание многих нормативных документов регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.

     Немаловажное  значение имеют неформальные ограничения  в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения, а также многочисленность и подробность  пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует  отнести и бюрократизацию регулирования  последующей деятельности иностранной  компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных  предпринимателей сравнительно незначительными  официальными ограничениями.

     Взятые  в целом ограничения для иностранных  инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее  время режим регулирования капитальных  вложений не соответствует общемировым  правилам и не поощряет иностранных  инвесторов к освоению российского  рынка. Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется  упорядочить законодательство в  данной сфере.

     Общий порядок регулирования иностранных  инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию  инвестиционного режима и переход  к единообразным правилам и нормам. Для решения задачи масштабного  направления капитала, в том числе  и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением  банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы  сформировать в России полноценную  инфраструктуру инвестиций. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В данной работе мною были рассмотрены  понятие инвестиций, их виды, сущность иностранных инвестиций, особенности  инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу  структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал  в экономику России.

     Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики  России, то в данной работе были также  рассмотрены проблемы привлечения  иностранных инвестиций и пути их решения.

     Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие  выводы.

     Использование иностранных инвестиций является объективной  необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств  недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения  иностранных инвестиций.

     Наша  страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

     В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а  именно кредиты. Так как кредитные  вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно  назвать с большой оговоркой.

     Для улучшения ситуации в стране государство  должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального  дохода.

     Российская  экономика большую часть иностранных  инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в  добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

     Наиболее  привлекательные отрасли для  иностранных инвестиций – это  топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная  торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный  спрос на внутреннем и внешнем  рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли  как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и  предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

     В региональной структуре наблюдается  неравномерность распределения  иностранных инвестиций. Характерной  для региональной структуры иностранных  инвестиций в России является высокая  концентрация иностранного капитала в  столичных городах-мегаполисах и  прилегающих к ним областях, в  центральных районах европейской  части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для  северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в  инвестициях.

     Однако  западные аналитики отмечают, что  хотя Россия и обладает ощутимым ростом ВВП, квалифицированной рабочей  силой и солидным запасом в  мировом природных ресурсов, но для  полноценного вхождения в мировой  рынок этого не достаточно. Страна может достичь намеченного долгосрочного  роста только в том случае, если будет проводиться соответствующая  политика со стороны государства. В  настоящее время растущий ВВП  России обусловлен в основном экспортом  нефти и газа, а ощутимая диверсификация остальных отраслей отсутствует. В  результате страна подвержена высокой  цикличности. Пока коррупция и бюрократия не позволяют развиваться среднему и мелкому бизнесу. Положение  России можно сравнить с Саудовской Аравией, богатой за счет нефтяных ресурсов и имеющей сильную централизованную власть, но, к сожалению, практически  не имеющей продуманной стратегии  привлечения иностранных инвестиций.

     Итак, проблема привлечения иностранных  инвестиций весьма многогранна и  имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления. 

     Решение проблемы инвестиционной привлекательности  России и недостатка иностранных  инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному  вопросу может привести страну к  еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях  в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г.//Нормативная  база «Консультант Плюс».
  2. Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело. Учебное пособие/ В.М. Аскинадзи – М: ООО»Маркет ДС Корпорейшн», 2010. – 512 с.
  3. И.Б. Булгай, Д.А. Алешин «Иностранные инвестиции в России» Учебное пособие//Москва, 2009 г.
  4. Орлова, Зарянкина «Иностранные инвестиции в России» Учебное пособие//Москва, 2009 г.
  5. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. – 2007. - №9. – с.2-11
  6. Шевченко И.В. Территориальная концентрация иностранных инвестиций в регионах России/ И.В.Шевченко// Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - №10. – с.38-50
  7. Студенкина Ю. Россия как центр притока прямых иностранных инвестиций/ Ю.Студенкина// Консультант Директора. – 2007. - №18. – с.13
  8. Большой экономический словарь, с.272
  9. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru
  10. http://161bank.ru/newsline/2008/02/26/
  11. http://www.burocrats.ru

Информация о работе Иностранные инвестиции в России