Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:13, дипломная работа
Целью исследования является анализ английского заголовка, описание структуры английского заголовка и способов формирования нового, расширенного значения слова в его контексте.
Для реализации поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть способы образования вторичной номинации в газетных заголовках;
-выявить семантические стилистические приемы, участвующие в образовании вторичной номинации;
- установить роль контекста в формировании смысла заголовка;
- установить роль фоновых знаний в формировании вторичной номинации;
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Проблема языковой номинации в современном лингвистическом дискурсе
1.1. Общее определение значения…………………………………………..
1.2. Типы и виды значения……………………………………………….
1.2.1. Грамматическое и лексическое значение слова
1.2.2. Денотативное и коннотативное значение
1.2.3. Типы лексического значения
1.3. Первичная и вторичная номинация
Выводы по Главе I
Глава 2. К вопросу о вторичной номинации (на примере лингвистического анализа англоязычных статей)
2.1. Феномен заголовка как объект текстологических и лингвистических исследований
2.2. Классификация образных средств, лежащих в основе косвенной номинации
2.2.1 Метафора
2.2.2. Метонимия
2.2.3. Аллюзия
2.2.4. Сравнение
2.2.5. Эпитет
2.2.6. Рифма и аллитерация
Выводы по Главе II
Заключение
Библиографический список
1. Заголовок - важнейший компонент газетной информации и средство воздействия. Для придания заголовку выразительности и экспрессии широко используется феномен вторичной номинации.
2. Вторичная номинация в газетном заголовке возникает посредством переосмысления семантики слова или выражения, в результате чего его основное значение расширяется и к нему добавляется новый, смысловой компонент. Основными факторами, мотивирующими расширенное или измененное в формате вторичной номинации значение слова, являются контекст употребления и фоновая информация.
3. Новая смысловая коннотация слова или выражения, приобретенная словом или выражением в контекстах малоформатных текстов, которыми являются газетные заголовки, практические никогда не используется в дальнейшем и не закрепляется в лексиконе языка, т.к. в основном это авторские окказиональные образования, и они не могут существовать автономно, в отрыве от контекста или ситуации.
4. Существует большой арсенал выразительных средств, которые лежат в основе механизма формирования вторичной номинации в контекстах газетных заголовков, такие как метафора, метонимия, аллюзия, эпитет, сравнение. В некоторых случаях встречается явление вторичной номинации в сочетании как минимум двух стилистических приемов.
5. Наиболее продуктивным стилистическим приемом, который участвует в формировании вторичной номинации, является метафора (40% от общей выборки), следующий по частотности стилистический прием, лежащий в основе вторичной номинации – метонимия (20% от общей выборки). Реже встречаются аллюзия (14%), эпитет (10%) и сравнение (10%).
Заключение
Заглавия статей принимают активное участие в формировании смыслового и стилистического содержания текста. Их семантический потенциал во многом мотивируется взаимодействием прямого и переносного, образного значения слов, пересечением семантических полей лексических единиц, образованием их ассоциативных рядов, соотнесенных с реальной действительностью, включением в структуру заглавий стилистических маркированных элементов.
Газетный стиль, как и любой другой стиль, имеет свои особенности в использовании лексики, присущий только ему. При этом заголовок является одним из основных факторов воздействия и информирования. В данной работе мы рассмотрели газетные заголовки и выделили наиболее репрезентативные стилистические приемы, которые участвуют в формировании вторичной номинации.
В нашей работе мы рассмотрели различные определения значения слова. В данной работе под значением слова можно представить двустороннюю связь между названием и смыслом (словом и понятием), которая при упоминании позволяет первому мгновенно вызвать в памяти второе и наоборот.
Необходимо отметить различие между первичной и вторичной номинацией. Под первичной номинацией понимается предикат высказывания, образующий рематическую часть, которая потом реализуется в поверхностной синтаксической структуре. Вторичная номинация означает расширение существующего значения слова или добавления к основному значению новую смысловую коннотацию.
Заголовок публикации представляет собой один из важнейших компонентов семантико-синтаксической структуры текста. Вторичная номинация в системе «заголовок-текст» является той основой, на которой создаются своего рода смысловые скрепы. С одной стороны они обеспечивают связность текста, а также являются средством выделения основных вех повествования.
Нами было рассмотрены языковые особенности газетных заголовков, которые можно свести к следующим признакам: вариативность синтаксической структуры, широкое использование эллипсиса и использование сокращенных слов в заголовке. Кроме того, мы определили значимость фоновых знаний, которые играют не маловажную роль в расширении или изменении значения слова под влиянием феномена вторичной номинации.
Таким образом, в тексте заглавия номинативный процесс, прежде всего, ориентирован на читателя, поскольку «жизнь» предоставленной информации в большей степени зависит от восприятия читающей личности, от того, насколько понятен и доступен смысловой потенциал созданного имени. Следовательно, имя как элемент текста, проецируясь на сознание воспринимающего субъекта, способно стать катализатором смыслообразующего процесса, результатом которого оказывается понимание текста, то есть его смысловое воссоздание.
В нашей работе мы выделили стилистические приемы, которые непосредственно участвуют в образовании феномена вторичной номинации такие как: метафора, метонимия, аллюзия, эпитет, сравнение, рифма и аллитерация. Наиболее продуктивным стилистическим приемом, который участвует в формировании вторичной номинации, является метафора, следующий по частотности стилистический прием, лежащий в основе вторичной номинации – метонимия. Реже встречаются аллюзия, эпитет и сравнение.
В работе была показана роль вторичной номинации, как способа воздействия на читателя, что является важным моментом в изучении языка современной газеты как средства массовой коммуникации.
Библиографический список
1. Алисултанов, А.С. Именование текста как ключевое слово [Текст] / А.С. Алисултанов. - Вестник Московского университета, сер.9. Филология, 1985, -№4, 215 с. –
2. Антрушина, Г.Б. Лексикология английского языка [Текст] / Г.Б. Антрушина - Москва, 2000, 288 с.
3. Арнольд, И.В. Интерпретация текста на предмет установления его частей [Текст] / И.В. Арнольд // Лингвистика текста: материалы научной конференции. – Москва: «Феникс»,1974, 198 с.
4. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. – Москва, 1986, 296 с.
5. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл [Текст] / Н.Д. Арутюнова.- Москва: «Просвещение», 1976, 384 с.
6. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Е.Д. Арутюнова // «Языки русской культуры». - Москва, 1998, 893 с.
7. Баранникова, Л. И. Основные сведения о языке : пособие для учителей [Текст] / Л. И. Баранникова. - Москва: «Просвещение», 1982, -208 с.
8. Бенвенист, Э.Н. Общая лингвистика [Текст] / Э.Н. Бенвенист. – Москва: УРСС, 2002, 448с.
9. Булыгина, Т.В. Особенности структурной организации языка как системы и методы ее исследования [Текст] / Т.В. Булыгина.- Москва: «Феникс», 1991, 181 с.
10. Бюлер, К.В. Структурная модель языка [Текст] / К.В. Бюлер // История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. - Москва: «Феникс», 1960, 288 с.
11. Васильев, Л.М. Понятийные, семантические и грамматические категории как объект современной лингвосемантики [Текст] / Л.М. Васильев // Материалы и исследования по семантике. - Уфа, 1986, 188 с.
12. Виноградов, В. В. Избранные труды, т. 3[Текст] / В.В. Виноградов // Лексикология и лексикография. – Москва, 1977, 312 c.
13. Воркачев, С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» [Текст] / С.Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. – Москва, 2003, С. 5 – 12
14.Гак, В.Г. К типологии лингвистических номинаций [Текст] / В.Г.Гак // Языковая номинация. Общие вопросы.- Москва, 1977, 205 с.
15. Гак, В.Г. О двух типах знаков в языке [Текст] / В.Г.Гак // Материалы конференции “Язык как знаковая система особого рода” . - Москва, 1967, 196 с.
16. Гак, В.Г. К типологии лингвистических номинаций [Текст] / В.Г. Гак // Языковая номинация. – Москва, 1977, – 230 с.
17. Гальперин, И.Р. О понятии «текст» [Текст] / И.Р. Гальперин // Лингвистика текста: материалы научной конференции. - Москва, 1981, 276 с.
18. Гинзбург, Е.Л. Словообразование и синтаксис [Текст] / Е.Л. Гинзбург – Москва: Наука, 1979, 264 с.
19. Гулыга, Е.В. Семантия и синсемантия как признаки смысловой структуры слова [Текст] / Е.В. Гулыга // Филологические науки. – Ростов н/Д, 1967, № 2, 165 с.
20.Данилова, Н.К. Номинативная организация реплик в жанре интервью [Текст] / Н.К. Данилова // Лингвистическое исследование разговорной речи. – Куйбышев, 1984, 287 с.
21. Елисеева, В.В. «Лексикология английского языка» [Текст] / В.В. Елисеева.- Изд-во СПбГУ, 2003, 44 с.
22. Иноземцева, Н. В. Вторичная номинация в заглавиях англоязычных статей [Текст] / Н. В. Иноземцева. – Вестник СамГУ, 2008, №4, 224 с.
23. Карасик, В.И. О типах дискурса [Текст] / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. – Волгоград: «Перемена», 2000, 307 с.
24. Колшанский, Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке [Текст] / Г.В. Колшанский. - Москва, 1975, 250 с.
25. Корытная, Л. М. Некоторые проблемы исследования роли заголовка в понимании текста [Текст] / Л.М. Корытная // Проблемы психолингвистики: слово и текст. – Тверь, 1993,352 с.
26. Котова, Н.С. «Лингвокультурологический анализ концептосферы цветы» [Текст] / Н. С. Котова // Автореферат диссертации на соискание степени канд. фил. наук, Челябинск, 2007. – 24 с.
27. Кубрякова, Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении [Текст] / Е.С. Кубрякова.- Москва, 1978, 60 с.
28. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира [Текст] / Роль человеческого фактора в языке.- Москва, 1977, 167 с.
29. Кулаков, А.Н. Заголовок и его оформление в газете [Текст] / А.Н.Кулаков. – Ленинград, 1982, 207 с.
30. Курилович, Е. Очерки по лингвистике: Сборник статей [Текст] / Е. Курилович//Иностранная литература. – Москва, 1996, 456 с.
31. Лазарева, Э.А. Заголовок в газете / Э.А.Лазарева.- Свердловск: Изд-во Урал, 1989, 208 с.
32. Лазуренко, А. Я.Метафорический перенос в словообразовании французского языка Дисс. Канд. фил. наук 10.02.05 [Текст] / А.Я Лазуренко.- Москва, 1979, 233 с.
33. Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон//Теория метафоры. ─ Москва: «Прогресс», 1990, 157 с.
34. Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем [Электронный ресурс] / Дж. Лакофф, М. Джонсон.– Режим доступа: http://www.philology.
35. Ричардс, А. Философия риторики [Текст] / А. Ричардс // Теория метафоры. – Москва: «Прогресс», 1990, 499 с.
36. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров. – Москва: ИТДГК «Гнозис», 2003, 280 с.
37. Маслова-Лашанская, С.С. О процессе наименования [Текст] / С.С. Маслова-Лашанская // Скандинавский сборник. - Таллин, 1973, 272 с.
38. Медникова, Э.М. Значение слова и методы его описания [Текст] / Э.М. Медникова. - Москва, 1974, 202 с.
39. Никитин, М. В. Некоторые вопросы теории словообразования и определение конверсии [Текст] / М. В. Никитин // «Уч. Зап. Владимирского гос. пед. Ин-та», серия «Иностранные языки», вып.I. - 1966, 127с.
40. Парандовский, Я. Алхимия слова [Текст] / Я. Парандовский // Способы номинации в современном русском языке. – Москва, 1993, 224 с.
41. Реформатский, Л.А. Введение в языковедение [Текст] / Л.А. Реформатский. - Москва, 2000, 136с.
42. Смирницкий, А.И. «Лексикология английского языка» [Текст] / А.И. Смирницкий. - Москва, 1956, 260 с.
43. Степанов, Ю.С. Смена «культурных парадигм» и ее внутренние механизмы [Текст] / Ю.С. Степанов // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков, 1993, С.25 – 26
44. Телия, В.Н. Вторичная номинация и ее виды [Текст] / В.Н. Телия // Языковая номинация. Виды наименований.- Москва, 1977, 221 с.
45. Телия, В.Н. Типы языковых значений [Текст] / В.Н. Телия. - Москва, 1981, 260 с.
46. Телия, В.Н. Основные постулаты лингвокультурологии [Текст] / В.Н. Телия // Филология и культура: Материалы 2-й международной конференции. Ч.3. - Тамбов, 1999, С.14 – 15
47. Уфимцева, А.А. Слово в лексико-семантическом системе языка [Текст] / А.А. Уфимцева.- Москва, 1968, 190 с.
48.Уфимцева, А.А. Понятие языкового знака [Текст] / А.А. Уфимцева // Общее языкознание.- Москва, 1970, 32 с.
49. Уфимцева, А.А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики [Текст] / А.А. Уфимцева // Языковая номинация (Общие вопросы). - Москва, 1986, 170 с.
50. Харьковская, А.А. Номинативные аспекты заглавий [Текст] / А.А. Харьковская // Актуальные проблемы лингвистического образования: международная научно-практическая конференция. - Самара, 2006, 156 с.
51. Хахалова, С.А. Категория метафоричности (Формы, средства выражения, функции) Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора фил. наук [Текст] / С.А. Хахалова. - Москва, 1997, 122 с.
52. Шамелашвили, М.А. Функционально-стилистические и лексико грамматические особенности газетных заголовков [Текст] / М.А. Шамелашвили. - Москва, 1982, 213 с.
53. Шагурин, В.И. Об информативной семантической ценности языковых элементов [Текст] / В.И. Шацурин // Синтаксические исследования по английскому языку. - Уч.зап.МГПИ им. В.И.Ленина. – Москва,1971, 243 с.
54. Шепелева, Д.А. «Когнитивные аспекты семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке» [Текст] / Д.А. Шепелева // Автореферат диссертации на соискание степени канд. фил. наук. - Тамбов, 2008, 18 с.
55. Ширяева, Т.А. Метафора как фактор прагматической характеристики текстов публицистического стиля. Автореф. дисс. канд. фил. наук. [Текст] / Т.А. Ширяева. – Пятигорск, 1999, 226 с.
56. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика [Текст] / Р.О. Якобсон // Структурализм: «за» и «против».- Москва, 1975, 469 с.
57. Rosch, E.H. Human categorization [Текст] / E.H. Rosch // Advances in Cross-Cultural Psychology. Vol.1. – L.: Academic Press, 1977, P. 1 – 49
Список использованных словарей
1. Гак, В.Г. Транспозиция [Текст] / В.Г. Гак // Энциклопедический лингвистический словарь. - Москва, 1990. – 269 с.
2. Телия, В.Н. Номинация [Текст] / В.Н. Телия // Энциклопедический лингвистический словарь. - Москва, 1990. – 112 с.