Проект создания технопарка в сфере информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение особенностей функционирования и развития технопарков в России.
В процессе выполнения работы были определены основные тенденции развития технопарков, сформулированы основные достоинства и недостатки в функционировании российских технопарков, предложены пути улучшения функционирования технопарков.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика технопарков
1.1 Понятие технопарка
1.2 Классификация технопарков
2 Особенности функционирования технопарков в России
2.1 История появления технопарков
2.2 Основное отличие от иностранных технопарков
3 Перспективы развития технопарков в России
3.1 Роль государства в развитии технопарков
3.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков
3.3 Пути развития технопарков
4 Комплексная программа "Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий"
4.1 Обоснование целесообразности создания технопарков в сфере высоких технологий. Цели программы
4.2 Технопарки в сфере высоких технологий. Использование информационных технологий в развитии высокотехнологичных отраслей экономики
4.3 Государственная поддержка создания технопарков в сфере высоких технологий
4.4 Система управления технопарками в сфере высоких технологий
4.5 Основные этапы реализации Программы. Ожидаемые результаты реализации Программы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

алина!!!!.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Экономический рост и модернизация отраслей экономики  Российской Федерации в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности указанных отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.

     Наиболее  эффективным механизмом развития высокотехнологичных  отраслей является создание технопарков  в сфере высоких технологий.

     Целями  настоящей Программы являются обеспечение  ускоренного развития высокотехнологичных  отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями  ее модернизации (включая энергоэффективность  и энергосбережение (в том числе  разработку новых видов топлива), космические технологии (в том числе связанные с телекоммуникациями - ГЛОНАСС и наземная инфраструктура), медицинские технологии, стратегические информационные технологии и программное обеспечение) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны. Для достижения указанных целей необходимо:

     создать в Российской Федерации технопарки в сфере высоких технологий;

     развивать российские высокотехнологичные производства;

     стимулировать развитие других отраслей экономики, в том числе за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг;

     повышать  инвестиционную привлекательность  высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечивать увеличение объемов иностранных  инвестиций;

     создавать условия для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;

     увеличивать объем экспорта высокотехнологичной  продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в  сфере высоких технологий. 

     4.2 Технопарки в сфере  высоких технологий. Использование информационных технологий в развитии высокотехнологичных отраслей экономики 

     Создание  технопарков в сфере высоких  технологий в Российской Федерации  обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

     Технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной  интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов. Достижение заявленной цели осуществляется путем создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, индивидуальных предпринимателей, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и продвижения их на мировой рынок научно-технической продукции.

     Отличительной особенностью технопарков в сфере высоких технологий, создаваемых в рамках настоящей Программы, является то, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств федерального бюджета.

     Технопарк в сфере высоких технологий должен предоставлять набор необходимых  услуг своим резидентам - организациям и индивидуальным предпринимателям, ведущим предпринимательскую деятельность в высокотехнологичных отраслях экономики на его территории, что позволит им получить значительную экономию средств и сконцентрироваться на своей основной деятельности.

     В технопарках в сфере высоких  технологий могут осуществлять свою деятельность организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, направленные на поддержку инновационного предпринимательства и реализацию венчурных проектов в высокотехнологичных отраслях экономики.

     Развитие  и распространение информационных технологий является важным фактором экономического роста в Российской Федерации.

     Отрасль информационных технологий является одной из самых быстроразвивающихся и опережает темпы роста других отраслей экономики страны, являясь для них катализатором развития.

     В то же время объемы производства продукции  с высокой добавленной стоимостью в высокотехнологичных отраслях экономики в Российской Федерации значительно ниже объемов производства аналогичной продукции в экономически развитых странах.

     Вместе  с тем сегодня Российская Федерация  имеет целый ряд предпосылок  для успешной конкуренции на мировом  рынке. Потенциал российских предприятий в сфере разработки высокотехнологичной продукции, в том числе в области информационных технологий, подтверждается выпуском конкурентоспособных программных продуктов. 

     4.3 Государственная  поддержка создания технопарков в сфере высоких технологий 

     Решение об оказании государственной поддержки  созданию технопарков в сфере  высоких технологий в каждом конкретном случае принимается на основании  акта Правительства Российской Федерации, которым также устанавливаются  условия использования бюджетных средств и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы  развития высокотехнологичных отраслей экономики.

     Технопарки  в сфере высоких технологий в 2006 - 2014 годах планируется создавать  и развивать на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Тамбовской и Тюменской областей, г. Санкт-Петербурга.

     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают решение земельных и социальных вопросов.

     Финансовое  обеспечение строительства необходимых офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных и региональных программ и внебюджетных источников.

     Средства  международных финансово-кредитных  организаций на указанные цели могут  привлекаться в установленном порядке.

     Финансовое  обеспечение деятельности бюджетных  организаций, расположенных на территории технопарков в сфере высоких технологий, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 

     4.4 Система управления  технопарками в сфере высоких технологий 

     Система управления технопарками в сфере  высоких технологий обеспечивает взаимодействие заинтересованных участников процесса создания, функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации.

     В целях обеспечения функционирования технопарков в сфере высоких  технологий Министерством связи  и массовых коммуникаций Российской Федерации образована Межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий, действующая на основании соответствующего положения.

     В целях обеспечения доступности инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий для организаций, расположенных на территории технопарка в сфере высоких технологий, координирующий орган может установить дифференцированный подход к определению стоимости ее объектов (земельных участков и/или нежилых помещений).

     Функции по созданию технопарка в сфере высоких  технологий и управлению им осуществляет управляющая компания.

     Порядок выбора управляющей компании, перечень ее функций и полномочий, а также  порядок и условия взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков в сфере высоких технологий, и компаниями, расположенными на территории технопарка в сфере высоких технологий, определяются координирующим органом.

     Средства, полученные управляющей компанией  в результате своей деятельности по обеспечению функционирования и развития технопарка в сфере высоких технологий, используются исключительно на проведение мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий, и маркетинговых мероприятий, направленных на поддержку российских высокотехнологичных предприятий при их выходе на мировой рынок. 

       4.5 Основные этапы  реализации Программы.  Ожидаемые результаты  реализации Программы 

     Программа имеет долгосрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2006 - 2014 годов.

     Основные  этапы реализации Программы:

     2006 - 2007 годы - создание органов управления  технопарками в сфере высоких  технологий, проведение предпроектных  и проектных работ для начала  строительства, подготовка базовой  инфраструктуры, строительство объектов, разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий;

     2008 - 2010 годы - развитие инфраструктуры  технопарков в сфере высоких технологий, привлечение ведущих мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках в сфере высоких технологий, реализация программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок;

     2011 - 2014 годы - вывод технопарков в  сфере высоких технологий на  проектную мощность, создание новых  технопарков в сфере высоких  технологий за счет тиражирования  накопленного на предыдущих этапах  реализации Программы опыта и  формирование на базе технопарков в сфере высоких технологий единой системы, позволяющей получить синергетический эффект с целью обеспечения модернизации экономики и укрепления конкурентоспособности компаний-резидентов.

     В результате реализации Программы предполагается создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, производственной и иной инфраструктурой. При этом созданные в рамках реализации Программы технопарки в сфере высоких технологий будут обеспечивать решение задач модернизации и развития российской экономики по приоритетным направлениям.

     Реализация  Программы приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты  всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов. 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Все страны делятся на те, которые имеют ученых, и те, которые их не имеют. До недавнего времени мы были страной первого сорта, но есть опасность, что скоро превратимся в общество без ученых. Для России — это недопустимо. При наших просторах, климате, развале производства, разладе в экономике и управлении, без наук, особенно социальных и наукоемких технологий, мы не сможем стать даже приличной колонией или благоустроенной резервацией, а между тем в истории еще не было государства, которое с такой неуемной фанатичностью разрушало бы свою науку. Даже в самые трудные времена кризиса или послевоенной разрухи в развитых странах науку спасали в первую очередь.

     В настоящее время предпринимаются  попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная  государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер-технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы — технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.

Информация о работе Проект создания технопарка в сфере информационных технологий