Проект создания технопарка в сфере информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение особенностей функционирования и развития технопарков в России.
В процессе выполнения работы были определены основные тенденции развития технопарков, сформулированы основные достоинства и недостатки в функционировании российских технопарков, предложены пути улучшения функционирования технопарков.

Оглавление

Введение
1 Общая характеристика технопарков
1.1 Понятие технопарка
1.2 Классификация технопарков
2 Особенности функционирования технопарков в России
2.1 История появления технопарков
2.2 Основное отличие от иностранных технопарков
3 Перспективы развития технопарков в России
3.1 Роль государства в развитии технопарков
3.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков
3.3 Пути развития технопарков
4 Комплексная программа "Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий"
4.1 Обоснование целесообразности создания технопарков в сфере высоких технологий. Цели программы
4.2 Технопарки в сфере высоких технологий. Использование информационных технологий в развитии высокотехнологичных отраслей экономики
4.3 Государственная поддержка создания технопарков в сфере высоких технологий
4.4 Система управления технопарками в сфере высоких технологий
4.5 Основные этапы реализации Программы. Ожидаемые результаты реализации Программы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

алина!!!!.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Технопарк в Тампере был учрежден университетом  и научно-технологическим центром. Он получил от них территорию (практически  даром — земля в Финляндии  очень дорогая) и на первоначальном этапе пользовался всеми льготами, предоставляемыми государством для вузов. Но в своей работе технопарк в Тампере совершенно самостоятелен, как, впрочем, и все другие наиболее процветающие западные технопарки. Являясь мощной самостоятельной структурой, он напрямую (а не через учредителей, как у нас) связан с инвесторами, банками и промышленными предприятиями.

     В Петербурге есть несколько технопарков, организованных при крупных вузах. Такое происхождение нормально  и естественно. Плохо то, что они  не имеют своего юридического лица, не имеют права приглашать по контракту в качестве клиентов людей с улицы. Даже в лучших технопарках, таких, как, например, технопарк Электротехнического университета (бывший ЛЭТИ), все клиенты — это профессора, доценты, завлабы этого же вуза, который посредством технопарка пытается помочь им реализовать свои замечательные идеи. Благородная сама по себе, эта установка ограничивает технопарк в маневре, сильно сдерживает его развитие. Если это еще можно было понять в первые год — два, на раннем этапе, в период становления, то в перспективе такая политика представляется ошибочной. Администрация технопарков должна иметь возможность выбирать себе клиента, исходя из проекта его бизнес-плана. По прогнозам, если наши технопарки не выйдут из своего нынешнего полуэмбрионального состояния, то по завершении государственной программы поддержки технопарков, они, скорее всего, отомрут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РОССИИ

     3.1 Роль государства  в развитии технопарков

 

     22 января 2005 года президентом РФ  В.В. Путиным было дано официальное  поручение о подготовке государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». [7] Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд. рублей (свыше $1,1 млрд. долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года. Предполагалось, что федерация и регионы на паритетной основе профинансируют создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их для возведения объектов технопарков частным инвесторам.

     В результате реализации Программы к 2010 году предполагали создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой.

     В государственную программу были включены следующие объекты:

  1. «Дмитровский технопарк» (Московская область) – информационные технологии
  2. «Черноголовский технопарк» (Московская область) – химия, информационные технологии
  3. Технопарк «Идея» (Казань, Татарстан) – информационные технологии
  4. Технопарк «Идея» - объект ТАСМА (Казань, Татарстан) – нефтехимия
  5. Западно-сибирский инновационный центр – объект «Геолог» (Тюмень) – технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии
  6. Западно-сибирский инновационный центр – объект «Алебашево» (Тюмень) – технологии разведки и разработки месторождений нефти и газа, информационные технологии
  7. Технопарк Новосибирского Академгородка (Новосибирск) – биотехнологии, информационные технологии, силовая электроника, научное приборостроение
  8. Обнинский Технопарк – объект ИАТЭ (Обнинск, Калужская область) – ядерные технологии, информационные технологии
  9. Обнинский Технопарк – объект РМЦ (Обнинск, Калужская область) – биотехнологии, радиомедицина
  10. Нижегородский Технопарк «Анкудиновка» (Нижний Новгород) – информационные технологии, биотехнологии
  11. ИТ-парк Санкт-Петербург – информационные технологии

     Вблизи  либо на территории каждого из этих технопарков присутствует якорный  ВУЗ, являющийся центром технологического обмена и подготовки кадров.

     В состав технопарка должны были войти  следующие объекты:

     а) офисные помещения,

     б) бизнес-инкубаторы,

     в) центры коллективного пользования,

     г) лабораторные помещения,

     д) складские комплексы,

     е) арендное жилье (апартаменты),

     ж) постоянное жилье,

     и) гостиницы,

     к) школы и детские сады,

     л) медицинские учреждения,

     м) торговые комплексы и развлекательные  центры, центры общественного питания, спортивные сооружения

     и т.д.

     График  создания каждого технопарка должен был определяется отдельно, однако основные блоки можно было выделить для программы в целом:

  • 2006-2007 год – подготовка проектной и разрешительной документации, уточнения бизнес-планов по каждому объекту;
  • 2007 год – развертывание организационно-правовой инфраструктуры программы;
  • 2007-2009 год – строительство объектов инфраструктуры на отобранных участках;
  • 2008 год – заключение соглашений с якорными инвесторами и резидентами;
  • 2008-2010 год – строительство объектов технопарков.

     Рассмотрим, как вело себя государство по отношению к строительству технопарков на самом деле.

     В целом, за этот период, технопарки смогли прижиться в России. Важную роль в этом играют специальные фонды  финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.

     Но  в этой сфере есть и немалое  количество проблем. Ключевыми проблемами в государственной поддержке  развития технопарков является отсутствие надежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны) и недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны. Положение также осложняется сложной экономической ситуацией в стране, особенно высокими налогами на производство и дороговизной кредита.

     В начале 2009 года Минкомсвязи озаботилось  ходом реализации госпрограммы "Создание в Российской Федерации технопарков  в сфере высоких технологий". Снарядили комиссию и отправили в регионы – проводить ревизию. И, если в рамках госпрограммы до 2010 года в стране должно было появиться десять технопарков в девяти регионах, то к настоящему моменту в надлежащем виде – то есть с резидентами в виде IT-компаний – не появился пока ни один.

     Представитель Минкомсвязи и поставил тяжелый  диагноз госпрограмме: "Технопарки развиваются не в направлении  высокотехнологичных отраслей. Большинство  технопарков находится на стадии составления проектно-сметной документации. Самое страшное, что ни один регион, участвующий в программе, не имеет концепции и бизнес-плана своего технопарка". У регионов совсем нет понимания того, что такое технопарки – к такому выводу пришла ревизионная комиссия после двух лет работы госпрограммы. Вот пример. В одной из областей (в какой именно, сказано не было) в проекте технопарка предусмотрели не только территории для экспоцентра и гостиниц, но даже – страшно сказать – место для кладбища. Вышла неплохая аллегория. Все действительно очень грустно.

     За  два года, что действует программа, из федеральной казны было потрачено 3,5 млрд. рублей. Еще примерно столько же – из региональных бюджетов. В Минкомсвязи сознают, что деньги были потрачены нецелевым образом. По их словам, возникает ощущение, что деньги ушли только на изготовление красивых презентаций. Ответственность за потраченные впустую порядка семи миллиардов рублей никто не понесет. "Мы сами виноваты в том, что не разъяснили регионам, что им нужно построить", - объяснил чиновник. Теперь кураторы программы претендуют на следующий транш. Но из-за кризиса финансирование сократят на треть. Из трех миллиардов рублей, предусмотренных госпрограммой на строительство технопарков, в 2009 году потратят 1 млрд 92 млн. Пока эти деньги попридержат. Чтобы претендовать на них, регионы-участники программы все-таки должны предоставить бизнес-план и концепцию.

     В то, что регионы справятся с  этой задачей самостоятельно, власти не верят. В течение месяца в недрах Минкомсвязи будет разработан типовой  бизнес-план. А регионам останется подставить нужные цифры. И заодно поумерить аппетиты в освоении площадей застройки. Дело в том, что Минкомсвязи уличило регионы не только в нецелевом расходовании средств, но и в желании освоить большее количество земель, чем требует проект. Самый минимальный участок, отведенный под технопарк – 60 га. Доходит и до 300 га. А оптимальная площадь для технопарка – 10 га, считают в министерстве. Заметим, что "Парк высоких технологий", что строится в Белоруссии и уже имеет под сотню резидентов (в том числе российских), расположится на 50 га. На вопрос - изучался ли опыт Белоруссии, источник в Минкомсвязи ответил: "По крайней мере, такая задача ставилась". По его словам, цель состоит в создании "энного количества Силиконовых долин". Другой чиновник упорно путал Дубну (где создание особой экономической зоны находится в зачаточном состоянии) с Лобней, и когда ему на это указали, беспечно заметил, что "географически мы их не разделяем". По словам одного из источников информационного агентства «Инвестиции Банки Консалтинг» (ibk.ru), решено создать Федеральный закон "О технопарках". Первые очертания нового законопроекта появятся лишь к концу 2009 года. Впрочем, он сразу предположил, что никто никуда не опаздывает, так как денег в стране на данный момент все равно нет.

     Следует прийти к следующему выводу. Спустя два года, власти, наконец, осознали, что провалили проект создания технопарков. По мнению информационного агентства «Инвестиции Банк Консалтинг», главное, ради чего тратятся деньги на технопарки, – возможность обеспечить компании-резиденты технопарков заказами. Правда, следует отметить, что сами IT-компании считают иначе. Им кажется, что технопарки генерируют рабочие места. Что идея их создания заключается в концентрации на определенной территории компаний, специализирующихся в одной области и обладающих инновационным потенциалом. Не помешают и комфортные условия работы, льготные ставки аренды и, само собой, развитая инфраструктура.

     3.2 Проблемы, связанные  с развитием технопарков

 

     Технопарки  могут быть эффективной формой организации  индустрии высоких технологий. Это  подтверждает многолетний зарубежный опыт. В Индии, Китае, Европе и США технопарки существуют не одно десятилетие. Хотя они отличаются друг от друга, у них есть и общие черты: отдельная территория с хорошей инфраструктурой и особые правила ведения бизнеса. Это касается таможенных пошлин, налоговых сборов, операций с валютой, порядка создания и регистрации фирм. Плюс льготные цены на аренду и покупку офисов и производственных помещений. При удачном стечении обстоятельств такие образования могут дать дополнительный эффект и за счет взаимодействия участников.

     О том, что технопарки нужны в России, заговорили давно, более пятнадцати лет назад. Они даже появились, но оказались скорее не технопарками, а «инкубаторами». Характерный пример такого образования — Научный  парк МГУ. В целом этот проект стал успешным. Но идея «инкубатора» в том, чтобы создать льготные условия для молодых, только возникших бизнесов, дать им возможность набраться сил для независимого существования. Оперившиеся «птенцы» должны покидать инкубатор и освобождать место для следующего поколения новичков. На самом деле этого не происходит. Многие из числа первых питомцев парка до сих пор там и остаются. Конечно, ротация есть, но освободившиеся места заполняются в основном по знакомству, а не на основе открытого конкурса.

     Подобные «инкубаторы» появились и в других городах, обычно тоже по соседству с крупными вузами или институтами, но заметного импульса к развитию высокотехнологичного бизнеса не дали. Скорее, они превратились в офисные центры с умеренной арендной платой и некими обязательствами по отношению к приютившему их вузу. Кроме того, все технопарки имеют естественные ограничения по площади, так как размещены на территории других организаций и не предполагают строительство жилья. Площадь технопарка в Зеленограде составляет 11,5 тыс. кв. м (в том числе 10 тыс. кв. м производственных помещений), Научный парк МГУ — 11 тыс. кв. м, «Курчатовский» — около 20 тыс. кв. м. Если их и можно расширить, то незначительно.

     В развитии российской ИТ-индустрии «инкубаторы» не сыграли заметную роль. Они нужны, но этого явно недостаточно. На новом этапе развития отрасли и страны возникла мысль, что хорошо бы вернуться к технопаркам, но уже на другом, более масштабном уровне. К этому подталкивает несколько обстоятельств.

Информация о работе Проект создания технопарка в сфере информационных технологий