Проблемы формирования и развития ФГП

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

В условиях тяжелейшей депрессии в развитии отечественной экономики наметились тенденции, которые отражают стремление хозяйствующих субъектов выжить за счет объединения усилий, что, в свою очередь, характеризует новую, более высокую ступень развития рыночных отношений. Это создание крупных организационно-хозяйственных структур на основе взаимопроникновения и объединения капиталов различных сфер деятельности в рамках финансово-промышленных групп.
Однако формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера. Одной из причин подобного положения дел, несомненно, является дефицит практического опыта и нескоординированность усилий различных ведомств, призванных обеспечивать соответствие государственных и частных интересов.
Кроме того, объединение капиталов подвергается систематической критике, так как в этом реформаторам видится чуть ли не угроза рыночным преобразованиям. Отсюда отношение к российским финансово-промышленным группам как к сомнительному смещению с рыночного курса реформ. Хотя облик современной институциональной инфраструктуры определяют крупные организационно-хозяйственные образования, которые обладают не только возможностью накапливать капитал в значительных размерах, но и формировать определенные «правила игры» в конкурентной среде.
Чтобы включиться в общемировую воспроизводственную цепь, российские экономические институты должны соответствовать международным стандартам, прежде всего по формам и размерам капитала. Только тогда они смогут существовать как звенья воспроизводственного механизма мировой экономики.
Целью данной работы является рассмотрение финансово-промышленных групп их проблем формирования и развития.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и участники финансово-промышленных групп 4
1.1. «Производственные» финансово-промышленные группы 8
1.2. Промышленно-финансовые конгломераты 12
1.3. «Банковские» финансово-промышленные группы 13
1.4. Территориальные мотивы создания ФПГ 17
1.5. Интеграция и консолидация собственности 20
2. Проблемы формирования и развития финансово-промышленных групп 24
2.1 Проблемы общеэкономического характера 25
2.2 Проблемы концептуального характера 28
2.3 Проблемы законодательного (правового) характера 32
2.4 Проблемы организационно-структурного характера 39
Заключение 44

Файлы: 1 файл

проблемы формирования и развития ФПГ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
 
 

    Таким образом, рассчитывать на то, что банки  могут выступить самостоятельным  инвестором или источником серьезных  инвестиций в промышленность России и стран СНГ в ближайшем  обозримом будущем, абсолютно не приходится.

    Одновременно  с этим, высокая доля акционеров-инсайдеров ограничивает возможности использования  фондового рынка в качестве инструмента  привлечения капитала. В развитом рыночном хозяйстве контролирующая роль фондового рынка проявляется в том, что снижение курса акций корпорации делает шатким положение ее наемных управляющих. Иная ситуация в российской экономике. Удешевление акций нередко используется руководителями отечественных предприятий для наращивания собственной доли в уставном капитале и сужения возможности для внешнего контроля. Чем перспективней производство, тем активней такого рода усилия.

    Истощение амортизационного потенциала промышленных предприятий, так и сохраняющаяся  относительная слабость мотиваций  к использованию этого потенциала по назначению, также непосредственно влияет на инвестиционную ситуацию в российской экономике. Пока не только управляющие, но порой и собственники склонны к уводу амортизационных ресурсов "на сторону", привлечение в компании "длинных" денег остается маловероятным. Стимулы к использованию средств для развития прямо связаны с ожидаемой предпринимателями прибылью, а, следовательно, с общим состоянием дел в экономике. 

    2.2 Проблемы концептуального характера

    Проблемы  концептуального  характера в наиболее яркой форме проявляются в полном отсутствии ясно сформулированной стратегии государства по отношению к процессу развития ФПГ, отсутствии реальной государственной поддержки российских групп на фоне общеэкономического кризиса. Это в корне противоречит как здравому смыслу, так и имеющемуся международному опыту. В большинстве стран мира возникновение развитие высоко интегрированных ФПГ носит многоплановый характер, проходит при непосредственном участии и активной поддержке со стороны государства. Без этого данный процесс просто немыслим. У нас же, все идет наоборот. Из значительного перечня принятых законодательных актов, направленных на становление и совершенствование деятельности ФПГ, исполнительная власть не выполняет практически ни одного.

    Государственная поддержка - основа становления любой из ФПГ, особенно необходима после столь глубокого экономического спада, поразившего, без исключения, все отрасли народного хозяйства. Она была заложена во все документы, связанные с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента РФ №2096 от 5.12.1993 г. Особое место уделено мерам государственной поддержки и в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г., а также в ряде президентских указов и правительственных постановлений. Но фактически, государственная поддержка была, да и остается, только продекларированной, в реальной деятельности ФПГ она не реализуется. Например, в рамках Федерального Закона предусматривается возможность для банков-участников ФПГ, осуществляющих в них инвестиционную деятельность, получение льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанк РФ не только не выполняет данного положения, но и вводит все новые ограничения, направленные на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.

    В целях объективности необходимо заметить, что соответствующее положение  закона, к сожалению, слабо отражают специфику ситуации в банковской сфере и нынешних принципов регулирования  банковской деятельности. Поэтому и  использование ЦБ РФ этого рычага для рассматриваемых целей малоэффективно. Обязательные резервные требования по сути являются классическим инструментом денежно-кредитной политики, регулирования находящейся в обращении денежной массы. При установлении или принятии решения об изменении норм резервирования ЦБ РФ исходит из принципа единства этих нормативов для всех банков независимо от их размеров, финансового положения и деятельности финансово-промышленных групп.

    С большими трудностями на практике протекает  процесс передачи госпакетов акций предприятий-участников Центральной компании ФПГ в доверительное управление, хотя эта форма поддержки прямо предусмотрена Федеральным Законом "О финансово-промышленных группах". Только четыре группы ("Русхим", "Точность", "Тяжэнергомаш", "Восточно-Сибирская группа") из ста зарегистрированных получили пакеты акций в доверительное управление.

    По  разным причинам не выполняются и  другие обязательства государства, изложенные в Федеральном Законе. ФПГ не получили право самостоятельно определять сроки амортизации и использование амортизационных отчислений. Им не дают льгот и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям (так как не регламентированы условия получения государственных гарантий под важнейшие инвестиционные проекты), при выпуске и размещении ценных бумаг. Не освобождают от налога дивиденды по акциям ФПГ, не снижают налоги на прибыль банков при кредитовании участников ФПГ. Не разрешают списывать на себестоимость затраты на НИОКР.

    Постановлением  Правительства РФ от 9 января 1997 г. №24 было разрешено ФПГ ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса. Это во многом позволило бы изменить бухгалтерскую систему, налогообложение, перенести основную тяжесть налогов на конечный товар, а не на переток товара между участниками группы. Но выполнение данного требования затруднено, так как в существующих нормативно-законодательных актах и положениях нет четкой регламентации порядка составления и ведения единой финансово-экономической отчетности в интегрированных структурах, какими, по сути дела, являются ФПГ.

    ФПГ реально не участвует в выработке  федеральных программ. Не получают в первую очередь заказы по целевым  программам Правительства. Только четыре ФПГ получили право на участие  в федеральных и региональных программах ("Жилище", "Приморье" и т.д.). Лишь одной группе - ФПГ "Союзагропром" достался госзаказ на формирование федерального фонда продовольствия для государственных нужд.

    Одним словом, из всех взятых на себя обязательств исполнительная власть не выполнила  ни одного. И что самое поразительное, все мероприятия по стимулированию ФПГ, так и не вступив в силу, уже приостановлены Указом Президента №1781. Нет базы для изменения этого положения и в Федеральном бюджете России на 2002 г.

    Сложности, возникающие на стадии официальной регистрации, тоже не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходимо иметь неординарный экономический проект (организационный план). В нем нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Идеальный организационный план вовсе не означает скорого признания со стороны регистрирующего органа - Минпромнауки РФ. Требуется согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ и Мингосимуществом РФ, возможно - с местной администрацией, а иногда даже с Министерством обороны и Минэкономразвития РФ. Кроме того, могут потребоваться экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.

    Другой  важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, является отсутствие адекватной законодательной базы (о госгарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ. Правовой вакуум позволяет в каждом конкретном случае принимать различные решения.

    Неотработанность  процедур и механизмов формирования и развития сказывается и на деятельности межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Проблемы законодательного (правового) характера

    Несмотря  на то, что к настоящему времени в Российской Федерации сложилась уже достаточно развитая правовая база, регламентирующая вопросы создания и работы ФПГ, вместе с тем она носит ограниченный характер. В лучшем случае представляется обособленной без достаточного корреспондирования с другими законодательными актами (или без ссылок других законодательных актов на нее). В худшем случае, законодательная база по ФПГ противоречит другим нормативно-правовым актам. Говоря более точно, отсутствует согласованность между "специальным" законодательством о ФПГ и общим законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности. Вот только два примера.

    1. В Федеральных Законах "Об  акционерных обществах" и "Обществах  с ограниченной ответственностью", в антимонопольном законодательстве, в Гражданском и Налоговом Кодексах РФ нет ни одного слова о ФПГ.

    2. В соответствии с определением, финансово-промышленная группа не  является самостоятельной организационно-правовой  формой юридических лиц, предусмотренных  ГК РФ. С другой стороны, ФПГ обладают отдельными элементами правосубъективности в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством. Так, статья 4 Федерального Закона "О конкуренции и монопольной деятельности на товарных рынках" признает финансово-промышленную группу "группой лиц" или единым хозяйствующим субъектом.

    Основные  же противоречия с другими сферами  Законодательства касаются, по меньшей  мере, возможности и порядка ведения  сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ, а также признания ФПГ группой консолидированных налогоплательщиков. В настоящее время имеются следующие законодательные акты, регулирующие применение консолидированного учета и отчетности для финансово-промышленных групп:

    Распоряжение  Правительства РФ №768-р от 3.06.1995 г. "О проведении эксперимента по ведению консолидированной отчетности для ФПГ";

    Федеральный Закон "О Финансово-промышленных группах РФ" №190-фз от 30.11.1995 г.;

    Постановление Правительства РФ от 9.91.1997 г. №24 "О  порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ".

    Но  при этом все налоговые льготы, предоставляемые ФПГ, из-за не разработанности  процедуры их применения, не признаются налоговыми органами. Кроме того, возможность  налогового консолидирования противоречит действующему общему Налоговому законодательству - консолидирование между разными юридическими лицами однозначно запрещено. Одновременно, Налоговый Кодекс не проясняет следующих, достаточно важных для ФПГ вопросов:

    как создавать консолидированную группу налогоплательщиков с участием иностранных юридических лиц (что имеет место в транснациональных и межгосударственных ФПГ);

    как Центральная компания ФПГ и другие участники ФПГ могут создать  консолидированную группу налогоплательщиков, объединяющую финансовый институт и промышленные предприятия;

    какие документы необходимы для создания и официального признания консолидированной  группы налогоплательщиков.

    Что касается результатов эксперимента по ведению консолидированной отчетности на базе ФПГ "Русхим", "Объединенная горно-металлургическая компания" и "Объединенная промышленно- строительная компания", то были выявлены существенные трудности. Последующие инструкции Министерства финансов РФ внесли коррективы и разъяснения в методику составления консолидированной отчетности, но подготовка сводного бухгалтерского отчета до сих пор не имеет соответствующих экономических мотиваций, так как основной экономической мотивацией может быть консолидированная налоговая ответственность, но она в настоящее время не разрешена.

    При этом следует четко различать бухгалтерское и налоговое консолидирование. Консолидированная бухгалтерская отчетность позволяет очистить отчетность от кредиторской и дебиторской задолженности между компаниями, образующими одну финансово-промышленную группу (т.е. освободиться от двойного счета внутри группы); раскрыть информацию о принадлежащих третьим лицам мелких (не дающих большинства) долях в дочерних компаниях, которая ясно расшифровывается отдельной строкой в финансовой отчетности. В свою очередь основные цели налогового консолидирования заключаются в следующем: возложение налогового бремени только на конечную продукцию, а не на товарные потоки между участниками объединения, что позволит избавить ФПГ от двойной уплаты налогов, так как существующая налоговая система включает помимо НДС и налог с оборота; в снижении налога на прибыль, исключая из нее финансовый результат бенефициаров и компаний, несущих убытки; перераспределение финансовые потоки между участниками группы.

    И еще об одном. Вопрос о консолидированной  отчетности порождает множество противоречий между местными и федеральными налоговыми органами. Прежде всего, это связано с тем, что многие Центральные компании ФПГ зарегистрированы в Москве, даже если все предприятия- участники группы расположены в регионах. Поэтому, если их налог на прибыль будет консолидироваться в Центральной компании, многие регионы потеряют значительные налоговые поступления.

    Теперь, более подробно, остановимся на рассмотрении Федерального Закона "О финансово- промышленных группах". Вызывает некоторое определенное возражение целесообразность включения в Федеральный Закон ряда статей, а также неточность формулировок. Отдельные нормы и положения Закона не соответствуют сложившимся за последние годы нормам, правилам и практике корпоративного, налогового, бюджетного и банковского регулирования.

Информация о работе Проблемы формирования и развития ФГП