Методы поиска инновационных идей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:56, реферат

Краткое описание

Инновация - этоденьги, которые можно получить на основе средств, потраченных на новое знание(В. Зинов)
Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
Методы психологической активизации мышления.
Методы систематизированного поиска.
Методы направленного поиска.

Файлы: 1 файл

методы поиска инновационных идей.docx

— 50.54 Кб (Скачать)

     Достоинства метода

     Аналогии  играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.

     Недостатки  метода

     Негативное  влияние эмпатии на нервную систему.

  • Оператор РВС

     Оператор  РВС (размер, время, стоимость) может  применяться в различных областях человеческой деятельности при решении  различных задач. Один из инструментов Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) – инструмент управления психологическими факторами.

     Цель: Уменьшить психологическую инерцию, расшатав привычное представление об объекте, навязанное условиями задачи. Облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач.

     Суть: Оператор РВС снижает психологическую инерцию мышления путем мысленного изменения параметров объекта. Это позволяет взглянуть на объект по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта и способствует перестройке условий задачи.

     Результат: С помощью оператора РВС можно получить несколько необычных направлений для решения, ходя иногда он дает неожиданные идеи.

     Достоинства:

     Организует  активное мышление. Моделирует возможные  изменения и дает представление  о возможных принципах реализации рассматриваемой функции.

     Недостатки: Не содержит достаточно четких процедур решения задач.

  • Конференция идей

     Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности.

     Цель  метода: Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

     Суть  метода: Хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек". Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

     Наибольший  эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

     Достоинства и недостатки метода: Легкость освоения и простота в обращении. Результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки. Нет гарантии нахождения сильных идей.

  • Метод маленьких человечков

     Метод маленьких человечков широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

     Суть  метода состоит в том, чтобы представить  объект в виде множества (толпы) маленьких  человечков. Такая модель сохраняет  достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

     Техника применения метода сводится к следующим  операциям:

     Необходимо  выделить часть объекта, которая  не может выполнять требования задачи и представить эту часть в  виде маленьких человечков.

     Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.

     Полученную  модель надо рассмотреть и перестроить  так, чтобы выполнялись конфликтующие  действия.

  • Метод гирлянд ассоциаций и метафор

     Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитие метода фокальных объектов.

     Метод гирлянд ассоциаций и метафор  включает следующие процедуры:

     - определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);

     - выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда - -- случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);

     - комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);

     составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных  существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);

     комбинирование  элементов гирлянды синонимов с  элементами гирлянд признаков, в  результате чего могут появиться  идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);

     генерирование гирлянд свободных ассоциаций. 
Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д.

  • Метод "Шесть шляп мышления"

     Назначение  метода: Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

     Цель  метода: Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

     Суть  метода: Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

     Особенности метода

     В цветной печати основные цвета наносятся  на бумагу по отдельности. Но, в конце  концов, все они смешиваются и  дают цветную печать. Метод шести  шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться  уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание  этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

     Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

     Шесть шляп мышления предназначены для  творческого и конструктивного  мышления, которые дополняют оценочное  и аналитическое.

     Шесть шляп мышления

       Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Черная шляпа- это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Зеленая шляпа-  это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Белая шляпа, В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Синяя шляпа, Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им

     Достоинства метода

     Наглядность, простота освоения и применения. Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения. Позволяет отстранить свое эго от мышления.

  • Метод "Коучинг"

     Назначение  метода

     Применяется для решения широкого круга задач  и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто  уже многого достиг и хочет  достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

     Цель  метода: Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

     Суть  метода: Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

     Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

     Основная  процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

     В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.

     Достоинства метода: Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации. Применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

     Недостатки  метода: Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

 
     
  1. Методы  систематизированного поиска
  • Списки контрольных вопросов
  • Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.
  • Морфологический анализ

     Известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический  анализ.Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

     Основной  идеей морфологического анализа  является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов  решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть  варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа  легко реализуется с помощью  компьютерных средств.

     Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально  для простых объектов и там, где  возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Информация о работе Методы поиска инновационных идей