Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:56, реферат
Инновация - этоденьги, которые можно получить на основе средств, потраченных на новое знание(В. Зинов)
Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
Методы психологической активизации мышления.
Методы систематизированного поиска.
Методы направленного поиска.
Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.
Негативное влияние эмпатии на нервную систему.
Оператор
РВС (размер, время, стоимость) может
применяться в различных
Цель: Уменьшить психологическую инерцию, расшатав привычное представление об объекте, навязанное условиями задачи. Облегчить работу по алгоритму решения изобретательских задач.
Организует
активное мышление. Моделирует возможные
изменения и дает представление
о возможных принципах
Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности.
Цель метода: Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.
Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.
Метод маленьких человечков широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).
Техника применения метода сводится к следующим операциям:
Необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков.
Разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
Полученную
модель надо рассмотреть и перестроить
так, чтобы выполнялись
Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитие метода фокальных объектов.
Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:
- определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);
- выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда - -- случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);
- комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);
составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);
комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);
генерирование
гирлянд свободных ассоциаций.
Исходным началом служит каждый элемент
гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных
ассоциаций равно числу всех элементов
гирлянд признаков. Гирлянды свободных
ассоциаций образуются при помощи многократной
постановки вопроса "О чем напоминает
слово...?". Ответ на вопрос, полученный
на основе ассоциации, представляет собой
новый элемент гирлянды, к-рый является
исходным для повторной постановки вопроса
(напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"?
- О "траве"; "О чем... "трава"?
- О "поле"; "О чем... "поле"?
- О "холоде" и т.д.
Назначение метода: Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода: Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.
Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.
Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.
Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Черная шляпа- это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Зеленая шляпа- это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Белая шляпа, В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Синяя шляпа, Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им
Наглядность, простота освоения и применения. Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения. Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода: Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.
Суть метода: Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.
Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.
Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.
Известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ.Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.
Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.
Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).