Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:28, творческая работа
Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
На занятиях используются обучающие плакаты, алгоритмы для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого ребенку предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Содержание кружка.
1-й год обучения:
Задачи:
1) Привитие навыков
2) Развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей.
3) Освоение азов игры в шахматы.
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
Перспективный план
Октябрь.
Из истории шахмат.
Возникновение и родина шахмат.
Начальные сведения.
Знакомство с основными
Горизонтали,
Вертикали
Диагонали
Центр, фланги.
Игра «Почтальон».
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих
по очереди заполняют одну
из горизонтальных линий
"Вертикаль". То же самое,
но заполняется одна из
"Диагональ". То же самое,
но заполняется одна из
"Назови вертикаль". Воспитатель показывает одну из вертикалей, ребенок должны назвать ее. Так дети называют все вертикали. Затем воспитатель спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
"Назови диагональ". А здесь
определяется диагональ. (
"Какого цвета поле?" Воспитатель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
"Кто быстрее". К доске вызываются два ребенка, и воспитатель предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Буквы и цифры». « Домашний адрес шахматного поля»
Дидактические игры и задания:
«Артист Билл», «Найди фигуру», «Расставь фигуры по своим домам», «4-й лишний», «Разложи по порядку».
Ноябрь.
«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Воспитатель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Воспитатель загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" воспитатель берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На
столе шесть разных фигур.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Воспитатель берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Воспитатель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Благородные пешки черно-белой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла».
Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
"Игра на уничтожение", "Атака неприятельской фигуры".
Декабрь.
Самая важная, главная фигура.
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
Прямолинейная, бесхитростная.
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт. "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Кратчайший путь".
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», "Сними часовых",
«Атака неприятельской фигуры»
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Где сильнее: на краю, в центре, в углу?
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля".
Январь.
«Прыг, скок и вбок».
Ход, взятие, сила.
Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк.
Игра конем на усеченной доске.
Центр, край, угол.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля"
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Достижение материального
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Воспитатель показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Воспитатель ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях воспитателя и ребенка были равны.
"Выигрыш материала". Воспитатель расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
"Защита". В учебных положениях
требуется найти ход,
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из
пяти белых фигур нужно
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.