Инновационный проект "Шахматная школа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:28, творческая работа

Краткое описание

Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Файлы: 1 файл

проект шахматная школа.docx

— 180.50 Кб (Скачать)

кружок


 

 

«Шахматная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор проекта:

Татаринова 

Татьяна Николаевна

 

 

2010 – 2012 год.

 

Анкета-заявка участника

Ф.И.О.:

Татаринова Татьяна Николаевна

Дата рождения:

27. 03. 1972г.

Название организации: 

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Звездочка» городского округа город Шарья Костромской области

157504

Костромская обл.,

 г. Шарья 

ул. Школьная,

дом 32

Должность:

Воспитатель первой квалификационной категории

Стаж:

10 лет

Преподаваемый предмет:

 

Указание детского объединения, с которого осуществляется деятельность – для методических разработок воспитательской направленности

Шахматный кружок

Номинации:

Учебно – методические разработки

Тема работы:

Шахматная школа

Домашний адрес  автора:

157500

 Костромская обл.,

 г. Шарья, 

ул. Советская,

дом 12, кв. 3

телефон: 89159211118

email: tatarinova.tatjana2011@yandex.ru

Ф.И.О. руководителя дошкольного учреждения:

Реунова Ольга Алексеевна.

Адрес образовательного учреждения:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Звездочка» городского округа город Шарья Костромской области

157504

Костромская обл.,

 г. Шарья 

ул. Школьная,

дом 32

Телефон: 8(49449)50808




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое изложение идеи проекта

 «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»

 (1924г.  А.Алехин писал).                                                                      

 Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Эти положительные качества развития ребенка и подвигла меня написать и реализовать проект «Шахматная школа», который направлен на обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы. Мой проект рассчитан на два года. Первый год – это теория, второй год – практика.

Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции  общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его  творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому  и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для  всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и  обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе»,         

  Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в моем проекте. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

 

 

Цель проекта:

Создание условий для личностного  и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:  

- создание условий для формирования  и развития ключевых компетенций   учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов  мыслительной деятельности у дошкольников (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого  воображения, умения производить логические операции).   

-  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.  

 

Участники проекта:

Участниками проекта являются дети старшего и подготовительного к школе группы в возрасте 5-7 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение №11 «Звездочка». Группа укомплектована детьми в количестве 10 человек, режим работы не превышает 30 минут в неделю, 2 раза в месяц.

Реализация проекта «Шахматная школа» осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида №11 «Звездочка» города Шарьи Костромской области. 

 

Образовательный цикл 2 года, направленность проекта - физкультурно-спортивная.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наполняемость учебной группы и режим работы.

 

 

 Год обучения - 1

Возраст - 6-7лет

Кол-во детей в группе - 10

Количество  учебных занятий в месяц - 4

Продолжительность занятия - 30 мин.

 

 

 

Соотношение разделов кружковой работы в годичном цикле. 

 

1 год обучения

 

Теория 

8 часов

Практикум

6 часов

ВСЕГО

14 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·       Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом.

·     Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

·      Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения материала.  

          

 Основой организации работы  с детьми в данном проекте является система дидактических принципов:

·     принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·     принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

·     принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

·     принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·     принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;         

 Изложенные выше принципы  интегрируют современные научные  взгляды об основах организации  развивающего обучения, и обеспечивают  решение задач интеллектуального  и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.  

 

Основные  методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд  этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

·        На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными  фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального  перевеса.

·        Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

Словарь для тех кто не знает:

(Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «финальная игра») — заключительная часть шахматной партии.)

·        При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В проекте предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

·        На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства ребенка (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

·        Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности  детей в поисках решения самых  разнообразных задач.  

 

Основные  формы и средства обучения:

1.       Практическая игра.

2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.       Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.       Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.    Участие в турнирах, в конкурсах (муниципальных, в нутрии детского сада).  

 

Особенности содержания проекта:  

         

 Начальный курс по обучению  игре в шахматы максимально  прост и доступен дошкольникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В проекте приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для воспитателя.          

 Особенность проекта в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Он знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.         

 На занятиях используется  материал, вызывающий особый интерес  у детей: загадки, стихи, сказки  песни о шахматах, шахматные миниатюры  и инсценировки. Ключевым моментом  занятий является деятельность  самих детей, в которой они  наблюдают за передвижением фигур  на доске, сравнивают силу фигур  и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают  свои первые шаги на шахматной  доске.       

Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же  знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.  

Информация о работе Инновационный проект "Шахматная школа"