Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработать для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ составляющую часть АИС, а именно реляционную базу данных с помощью офисного приложения Microsoft Office Access.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы жизненного цикла разработки автоматизированных информационных систем и его этапы.
1.1 Понятие жизненного цикла АИС.
1.2 Этапы разработки АИС.
2. Разработка АИС для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ.
2.1 Разработки базы данных «МОУ ДОД Красносадовская ДШИ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО РФ «Южный федеральный университет»
Экономический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем»
на тему: «Жизненный цикл разработки Автоматизированных Информационных систем и его этапы»
Выполнила студентка
3-го курса группы
2005-3-АСУ
Ртищева А.А.
Научный руководитель:
Григорова Е.В.
Ростов-на-Дону – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
| 3 |
1. Теоретические основы жизненного цикла разработки автоматизированных информационных систем и его этапы. | 4 |
| 4 |
1.1 Понятие жизненного цикла АИС. | 4 |
| 4 |
1.2 Этапы разработки АИС. | 19 |
|
|
2. Разработка АИС для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ. 2.1 Разработки базы данных «МОУ ДОД Красносадовская ДШИ». | 22 |
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 26 |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Двадцать первый век называют веком высокоразвитых информационных технологий. Причина широкого применения средств автоматизации связана с информационным взрывом, сущность которого состоит в том, что количество информации, которое человек должен воспринимать и перерабатывать довольно быстро растет. Это касается экономики и техники, науки и технологии, медицины и социального обеспечения, образования и культуры.
Перерабатывать большой объем информации в заданные сроки практически невозможно без специальных средств обработки информации. Поэтому в образовательных учреждениях всё чаще используют автоматизированные информационные системы.
Целью данной курсовой работы является разработать для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ составляющую часть АИС, а именно реляционную базу данных с помощью офисного приложения Microsoft Office Access.
Для этого необходимо: изучить теоретический материал, произвести подбор нужной информации о МОУ ДОД Красносадовской ДШИ и разработать свою базу данных на основе MS Access, доказав, что данный объект способен оптимизировать работу с документальными и информационными средствами.
Информационно эмпирическая база формировалась на основе материалов статей и периодических изданий, информационных материалов, содержащихся на серверах интернета, в печатных учебных пособиях и собственных исследованиях автора.
1. Теоретические основы жизненного цикла разработки автоматизированных информационных систем и его этапы.
1.1 Понятие жизненного цикла АИС
Структурная схема терминов
Одним из базовых понятий методологии проектирования и эксплуатации информационной системы является понятие жизненного цикла. Оно подразумевает непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент полного завершения её эксплуатации.
Продолжительность жизненного цикла современной информационной системы составляет в среднем около десяти лет, что значительно превышает сроки морального и физического старения технических и системных программных средств, используемых при построении системы. Поэтому в течение жизненного цикла систему периодически необходимо модернизировать, после чего система не менее эффективно должна решать поставленные задачи.
Обеспечение высокой эффективности системы на протяжении всего ее жизненного цикла - сложная задача, сопряженная с решением многих серьезных проблем. Это приводит к тому, что подавляющее большинство проектов ИС внедряется с нарушениями качества, сроков или сметы. Почти '/3 проектов информационных систем прекращают свое существование, оставшись незавершенными.
Главном причиной такого положения является то, что уровень технологии анализа и проектирования систем, методов и средств управления проектами не соответствует сложности создаваемых систем, которая постоянно возрастает в связи с усложнением и быстрыми изменениями бизнеса.
Из мировой практики известно, что затраты на сопровождение прикладного программного обеспечения информационных систем составляют не менее 70 % его совокупной стоимости на протяжении жизненного цикла. Поэтому крайне важно еще на проектной стадии предусмотреть необходимые методы и средства сопровождения прикладного программного обеспечения, включая методы конфигурационного управления.
Существует множество различных стандартов, методик и методологий, регламентирующих процесс проектирования АИС. В России принято создание и испытания автоматизированных систем, регламентированных ГОСТами серии 34. Однако отдельные положения этих ГОСТов уже устарели, а ряд этапов жизненного цикла информационных систем представлены недостаточно полно. Поэтому целесообразнее рассматривать в качестве определяющего документа международный стандарт ISO/IEC 12207:1995.
Стандарт ISO/IEC 12207:1995 определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, которые должны быть выполнены во время создания программного обеспечения информационной системы.
Эти процессы подразделяются на три группы:
основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, аудит, решение проблем);
организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, улучшение самого ЖЦ, обучение).
Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методологиями их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.
Разработка информационной системы включает в себя работы по созданию программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, а также:
• оформление проектной и эксплуатационной документации;
• подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;
• разработку материалов, нужных для обучения персонала.
Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).
К процессу эксплуатации относятся конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей, обеспечение пользователей эксплуатационной документацией и обучение персонала.
Основные эксплуатационные работы включают:
• непосредственно эксплуатацию;
• локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
• модификацию программного обеспечения;
• подготовку предложений по совершенствованию системы;
• развитие и модернизацию системы.
Профессиональное и грамотное сопровождение — необходимое условие решения поставленных перед ИС задач. Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой информационной системы. Ошибки на этом этапе могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.
Обеспечение качественного технического обслуживания информационной системы требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоянии решать не только каждодневные задачи администрирования, но и быстро восстанавливать работоспособность системы при сбоях и авариях.
В табл. 1. приведены ориентировочные описания основных процессов жизненного цикла информационных систем.
Среди вспомогательных процессов одно из главных мест занимает управление конфигурацией. Это процесс, который поддерживает основные процессы жизненного цикла ИС, прежде всего процессы разработки и сопровождения.
Разработка сложных ИС предполагает независимую разработку компонентов, составляющих систему. Это приводит к появлению многих вариантов и версий реализации как отдельных компонентов, так и системы в целом. Следовательно, возникает проблема обеспечения сохранения единой структуры в ходе разработки и модернизации ИС.
Управление конфигурацией позволяет организовывать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информационной системы на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организационные процессы имеют огромное значение, так как современные ИС - это большие комплексы, в создании и обслуживании которых занято много людей разных специальностей.
Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков, контроля сроков и качества выполнения работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает:
• выбор методов и инструментальных средств реализации проекта;
• определение методов описания состояния процесса разработки;
• разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;
• обучение персонала.
Таблица 1. Содержание основных процессов жизненного цикла ПО информационных систем (ISO/IEC 12207:1995)
Процесс (исполнитель процесса) | Действие | Вход | Результат |
Приобретение (заказчик) | Инициирование. Подготовка заявочных предложений. Подготовка договора. Контроль деятельности поставщика. Приемка ИС | Решение о начале работ по внедрению ИС. Результаты обследования деятельности заказчика. Результаты анализа рынка ИС/ тендера. План поставки/разработки. Комплексный тест ИС | Технико-экономическое обоснование внедрения ИС. Техническое задание на ИС. Договор на поставку/разработку. Акты приемки этапов работы. Акт приемно-сдаточных испытаний |
Поставка (разработчик I/1C) | Инициирование. Ответ на заявочные предложения. Подготовка договора. Планирование исполнения. Поставка ИС | Техническое задание на ИС. Решение руководства об участии в разработке. Результаты тендера. Техническое задание на ИС. План управления проектом. Разработанная ИС и документация | Решение об участии в разработке. Коммерческие предложения/конкурсная заявка. Договор на поставку/разработку. План управления проектом. Реализация/корректировка. Акт приемно-сдаточных испытаний |
Разработка (разработчик ИС) | Подготовка. Анализ требований к ИС. Проектирование архитектуры ИС. Разработка требований к ПО. Проектирование архитектуры ПО. Детальное проектирование ПО. Кодирование и тестирование ПО. Интеграция ПО и квалификационное тестирование ПО. Интеграция и квалификационное тестирование ИС | Техническое задание на ИС. Техническое задание на ИС, модель ЖЦ. Техническое задание на ИС. Подсистемы ИС. Спецификации, требования к компонентам ПО. Архитектура ПО. Материалы детального проектирования ПО. План интеграции ПО, тесты. Архитектура ИС, ПО, документация на ИС, тесты | Используемая модель ЖЦ, стандарты разработки. План работ. Состав подсистем, компоненты оборудования. Спецификации, требования к компонентам ПО. Состав компонентов ПО, интерфейсы с БД, план интеграции ПО. Проект БД, спецификации интерфейсов между компонентами ПО, требования к тестам. Тексты модулей ПО, акты автономного тестирования. Оценка соответствия комплекса ПО требованиям ТЗ. Оценка соответствия ПО, БД, технического комплекса и комплекта документации требованиям ТЗ |
Информация о работе Жизненный цикл разработки автоматизированных информационных систем и его этапы