Жизненный цикл разработки автоматизированных информационных систем и его этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработать для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ составляющую часть АИС, а именно реляционную базу данных с помощью офисного приложения Microsoft Office Access.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы жизненного цикла разработки автоматизированных информационных систем и его этапы.
1.1 Понятие жизненного цикла АИС.
1.2 Этапы разработки АИС.
2. Разработка АИС для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ.
2.1 Разработки базы данных «МОУ ДОД Красносадовская ДШИ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ЖЦ разработки АИС и его этапы.doc

— 460.40 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО РФ «Южный федеральный университет»

Экономический колледж

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем»

 

на тему: «Жизненный цикл разработки Автоматизированных Информационных систем и его этапы»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3-го курса группы

2005-3-АСУ

Ртищева А.А.

Научный руководитель:

Григорова Е.В.

 

 

Ростов-на-Дону – 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

 

3

1.      Теоретические основы жизненного цикла разработки автоматизированных информационных систем и его этапы.

4

 

4

1.1    Понятие жизненного цикла АИС.

4

 

4

1.2    Этапы разработки АИС.

19

 

 

2.      Разработка АИС для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ.

2.1    Разработки базы данных «МОУ ДОД Красносадовская ДШИ».

22

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Двадцать первый век называют веком высокоразвитых информационных технологий. Причина широкого применения средств автоматизации связана с информационным взрывом, сущность которого состоит в том, что количество информации, которое человек должен воспринимать и перерабатывать довольно быстро растет. Это касается экономики и техники, науки и технологии, медицины и социального обеспечения, образования и культуры.

Перерабатывать большой объем информации в заданные сроки практически невозможно без специальных средств обработки информации. Поэтому в образовательных учреждениях всё чаще используют автоматизированные информационные системы.

              Целью данной курсовой работы является разработать для МОУ ДОД Красносадовской ДШИ составляющую часть АИС, а именно реляционную базу данных с помощью офисного приложения Microsoft Office Access.

              Для этого необходимо: изучить теоретический материал, произвести подбор нужной информации о МОУ ДОД Красносадовской ДШИ и разработать свою базу данных на основе MS Access, доказав, что данный объект способен оптимизировать работу с документальными и информационными средствами.

Информационно эмпирическая база формировалась на основе материалов статей и периодических изданий, информационных материалов, содержащихся на серверах интернета, в печатных учебных пособиях и собственных исследованиях автора.


1. Теоретические основы жизненного цикла разработки автоматизированных информационных систем и его этапы.

1.1    Понятие жизненного цикла АИС

Структурная схема терминов

Одним из базовых понятий методологии проектирования и эксплуатации информационной системы является понятие жизненного цикла. Оно подразумевает непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент полного завершения её эксплуатации.

Продолжительность жизненного цикла современной информационной системы составляет в среднем около десяти лет, что значительно превышает сроки морального и физического старения технических и системных программных средств, используемых при построении системы. Поэтому в течение жизненного цикла систему периодически необходимо модернизировать, после чего система не менее эффективно должна решать поставленные задачи.

Обеспечение высокой эффективности системы на протяже­нии всего ее жизненного цикла - сложная задача, сопряженная с решением многих серьезных проблем. Это приводит к тому, что подавляющее большинство проектов ИС внедряется с нару­шениями качества, сроков или сметы. Почти '/3 проектов ин­формационных систем прекращают свое существование, остав­шись незавершенными.

Главном причиной такого положения является то, что уро­вень технологии анализа и проектирования систем, методов и средств управления проектами не соответствует сложности соз­даваемых систем, которая постоянно возрастает в связи с услож­нением и быстрыми изменениями бизнеса.

Из мировой практики известно, что затраты на сопровожде­ние прикладного программного обеспечения информационных систем составляют не менее 70 % его совокупной стоимости на протяжении жизненного цикла. Поэтому крайне важно еще на проектной стадии предусмотреть необходимые методы и средства сопровождения прикладного программного обеспечения, вклю­чая методы конфигурационного управления.

Существует множество различных стандартов, методик и методологий, регламентирующих процесс проектирования АИС. В России принято создание и испытания автоматизированных сис­тем, регла­ментированных ГОСТами серии 34. Однако отдельные положения этих ГОСТов уже устарели, а ряд этапов жизненного цикла ин­формационных систем представлены недостаточно полно. По­этому целесообразнее рассматривать в качестве определяющего документа международный стандарт ISO/IEC 12207:1995.

Стандарт ISO/IEC 12207:1995 определяет структуру жизнен­ного цикла, содержащую процессы, которые должны быть вы­полнены во время создания программного обеспечения инфор­мационной системы.

Эти процессы подразделяются на три группы:

        основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

        вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, аудит, решение проблем);

        организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, улучшение самого ЖЦ, обучение).

Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровожде­ние. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методологиями их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.

Разработка информационной системы включает в себя работы по созданию программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, а также:

•          оформление проектной и эксплуатационной документа­ции;

•          подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;

•          разработку материалов, нужных для обучения персонала.

Разработка является одним из важнейших процессов жиз­ненного цикла информационной системы и, как правило, вклю­чает стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).

К процессу эксплуатации относятся конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей, обеспечение пользовате­лей эксплуатационной документацией и обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы включают:

•          непосредственно эксплуатацию;

•          локализацию проблем и устранение причин их возникно­вения;

•          модификацию программного обеспечения;

•          подготовку предложений по совершенствованию системы;

•          развитие и модернизацию системы.

Профессиональное и грамотное сопровождение — необходи­мое условие решения поставленных перед ИС задач. Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой информационной системы. Ошибки на этом этапе могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопос­тавимым со стоимостью самой информационной системы.

Обеспечение качественного технического обслуживания ин­формационной системы требует привлечения специалистов вы­сокой квалификации, которые в состоянии решать не только ка­ждодневные задачи администрирования, но и быстро восстанав­ливать работоспособность системы при сбоях и авариях.

В табл. 1. приведены ориентировочные описания основных процессов жизненного цикла информационных систем.

Среди вспомогательных процессов одно из главных мест зани­мает управление конфигурацией. Это процесс, который поддер­живает основные процессы жизненного цикла ИС, прежде всего процессы разработки и сопровождения.

Разработка сложных ИС предполагает независимую разра­ботку компонентов, составляющих систему. Это приводит к по­явлению многих вариантов и версий реализации как отдельных компонентов, так и системы в целом. Следовательно, возникает проблема обеспечения сохранения единой структуры в ходе раз­работки и модернизации ИС.

Управление конфигурацией позволяет организовывать, сис­тематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информационной системы на всех ста­диях ее жизненного цикла.

Организационные процессы имеют огромное значение, так как современные ИС - это большие комплексы, в создании и обслуживании которых занято много людей разных специально­стей.

Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков, кон­троля сроков и качества выполнения работ. Техническое и орга­низационное обеспечение проекта включает:

•          выбор методов и инструментальных средств реализации проекта;

•          определение методов описания состояния процесса разра­ботки;

•          разработку методов и средств испытаний созданного про­граммного обеспечения;

•          обучение персонала.

Таблица 1. Содержание основных процессов жизненного цикла ПО информационных систем (ISO/IEC 12207:1995)

Процесс (испол­нитель процесса)

Действие

Вход

Результат

Приобретение (заказчик)

Инициирование. Подготовка заявочных предло­жений.

Подготовка договора. Контроль деятельности постав­щика.

Приемка ИС

Решение о начале работ по вне­дрению ИС.

Результаты обследования дея­тельности заказчика. Результаты анализа рынка ИС/ тендера.

План поставки/разработки. Комплексный тест ИС

Технико-экономическое обоснование внедрения ИС. Техническое задание на ИС. Договор на поставку/разработку. Акты приемки этапов работы. Акт приемно-сдаточных испытаний

Поставка

(разработчик

I/1C)

Инициирование. Ответ на заявочные предложе­ния.

Подготовка договора. Планирование исполнения. Поставка ИС

Техническое задание на ИС. Решение руководства об участии в разработке. Результаты тендера. Техническое задание на ИС. План управления проектом. Разработанная ИС и документация

Решение об участии в разработке.

Коммерческие предложения/конкурсная заявка.

Договор на поставку/разработку.

План управления проектом.

Реализация/корректировка.

Акт приемно-сдаточных испытаний

Разработка

(разработчик

ИС)

Подготовка.

Анализ требований к ИС. Проектирование архитектуры ИС. Разработка требований к ПО. Проектирование архитектуры ПО. Детальное проектирование ПО. Кодирование и тестирование ПО. Интеграция ПО и квалификаци­онное тестирование ПО. Интеграция и квалификационное тестирование ИС

Техническое задание на ИС. Техническое задание на ИС, мо­дель ЖЦ.

Техническое задание на ИС. Подсистемы ИС.

Спецификации, требования к ком­понентам ПО. Архитектура ПО.

Материалы детального проектиро­вания ПО.

План интеграции ПО, тесты. Архитектура ИС, ПО, документа­ция на ИС, тесты

Используемая модель ЖЦ, стандарты разработки. План работ.

Состав подсистем, компоненты оборудования. Спецификации, требования к компонентам ПО. Состав компонентов ПО, интерфейсы с БД, план ин­теграции ПО.

Проект БД, спецификации интерфейсов между ком­понентами ПО, требования к тестам. Тексты модулей ПО, акты автономного тестирования. Оценка соответствия комплекса ПО требованиям ТЗ. Оценка соответствия ПО, БД, технического комплекса и комплекта документации требованиям ТЗ

Информация о работе Жизненный цикл разработки автоматизированных информационных систем и его этапы