Жизненный цикл информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В каждом случае перед специалистами предприятия и организации встает задача выбора уровня детализации требований, методов описания, включая формализованное описание с использованием графического моделирования. Какие факторы следует учесть, чтобы выбрать оптимальный уровень детализации требований и наилучших метод их определения и формализации?
На уровень детализации, область определения, а так же используемые методы описания влияют:
выбранная модель жизненного цикла разработки и внедрения;
характера разрабатываемого и внедряемого ПО (заказная разработка, настройка информационной системы).
используемые средств и методов проектирования (в случае заказной разработки).

Оглавление

Введение 3
1. Жизненный цикл ИС и его структура 8
1.1 Стадии жизненного цикла ИС 9
1.2 Стандарты жизненного цикла ИС 10
2. Модели жизненного цикла 12
2.1 Типы моделей жизненного цикла ИС 12
2.2 Достоинства и недостатки моделей жизненного цикла ИС 14
3. Процессы жизненного цикла ИС 17
3.1 Основные процессы жизненного цикла 17
3.2 Вспомогательные процессы жизненного цикла 19
3.3 Организационные процессы 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

информационный менеджмент.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Информационный менеджмент»

тема «Жизненный цикл информационных систем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ПИЭ-48

Григорьева И.И.

Проверил:

Мартынов Д.В.

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ 2012 
Оглавление

 

 

Введение

В современных условиях у руководства предприятий, если оно хочет видеть свою компанию современной и успешной, уже не возникает вопроса о необходимости автоматизации бизнес-процессов, внедрения информационной системы (ИС). Однако вследствие быстро меняющихся условий бизнеса наблюдается тенденция к сокращению жизненного цикла ИС. Это, в свою очередь, предъявляет жесткие требования к срокам разработки. Нередки случаи, когда из-за ошибок на ранних этапах создания приходится отодвигать на более позднее время сроки введения системы в эксплуатацию. Автоматизация ранних этапов разработки с помощью CASE-средств (Computer-Aided Software/System Engineering) позволяет ускорить эти этапы и, в то же время, уменьшить количество ошибок.

Необходимость определения  требований к информационной системе  возникает в следующих случаях: в момент выбора новой информационной системы, при подготовке тендерной документации, при заключении договора на разработку или настройку выбранной информационной системы, при уточнении (детализации) потребностей бизнеса в процессе разработки или настройки системы, а так же при необходимости внесения изменений в систему в ходе эксплуатации.

В каждом случае перед  специалистами предприятия и  организации встает задача выбора уровня детализации требований, методов  описания, включая формализованное  описание с использованием графического моделирования. Какие факторы следует учесть, чтобы выбрать оптимальный уровень детализации требований и наилучших метод их определения и формализации?

На уровень детализации, область определения, а так же используемые методы описания влияют:

  • выбранная модель жизненного цикла разработки и внедрения;
  • характера разрабатываемого и внедряемого ПО (заказная разработка, настройка информационной системы).
  • используемые средств и методов проектирования (в случае заказной разработки).

Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования. Существует несколько моделей и стандартов, в той или иной степени регламентирующих жизненный цикл, большинство из них относятся к заказному ПО (автоматизированным системам АС, и др.) и кроме непосредственно ЖЦ регламентируют также и процессы разработки:

  • ГОСТ 34.601-90 распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла.
  • ISO/IEC 12207:1995 стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного ПО. Стандарт не содержит описания фаз, стадий этапов.
  • Custom Development Method (и, методика Oracle) по разработке прикладных информационных систем под заказ - конкретный материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle.
  • Степень адаптивности CDM ограничивается тремя моделями ЖЦ: "классическая" (предусмотрены все работы/задачи и этапы), "быстрая разработка" (Fast Track), "облегченный подход", рекомендуемый в случае малых проектов и возможности быстро прототипировать приложения.
  • Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей, а не бумажных документов, поэтому этот процесс привязан к использованию конкретных средств моделирования (UML), а так же конкретной технологии проектирования и разработки (объектно-ориентированный анализ, object-oriented analysis, OOA, объектно-ориентированное программирование, object-oriented programming, OOP).
  • Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. [7]. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.
  • Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование является самым новым среди рассматриваемых методологий, сформировалось в 1996 году. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.

Приведенный перечень далеко не полный, разработчики крупных информационных систем и компании-интеграторы так же предлагают свои методологии внедрения, содержащие основные этапы (модель жизненного цикла), формы документов, перечни вопросов и инструменты моделирования. Компания IBM внесла значительный вклад в теорию проектирования и разработки информационных систем, предложив еще в середине 1970-х годов методологию BSP (Business System Planning, система организационного планирования).

Все существующие сегодня  методики определения требований к ИС являются наследниками BSP, используют предложенные в ней методы сбора информации, подходы в определении приоритетов требований, обеспечении полноты и непротиворечивости требований. Структурирование информации с использованием матриц пересечения бизнес-процессов, функциональных подразделений, систем обработки данных (информационных систем), информационных объектов, документов и баз данных, предложенный в BSP, используется сегодня не только в ИТ проектах, но и проектах по реинжинирингу бизнес-процессов, изменению организационной структуры. Важнейшие шаги процесса BSP, их последовательность (получить поддержку высшего руководства, определить процессы предприятия, определить классы данных, провести интервью, обработать и организовать данные интервью) можно встретить практически во всех формальных методиках, а так же и в проектах, реализуемых на практике. Современные сети разрабатываются на основе стандартов, что позволяет обеспечить, во-первых, их высокую эффективность и, во-вторых, возможность их взаимодействия между собой. Вообще говоря, все стандарты на информационные системы (как и на любые системы вообще) можно разбить на следующие два основных класса:

  • Функциональные стандарты, определяющие порядок функционирования системы в интересах достижения цели, поставленной перед нею ее создателями.
  • Стандарты жизненного цикла, определяющие то, как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.

Модели, определяемые стандартами  этих двух классов, конечно же взаимосвязаны, однако решают совершенно разные задачи и характеризуются принципиально различными подходами к их построению.

Поясним это на примере. Наиболее полной функциональной моделью  системы является сама система, однако "биография" самой системы ни в коем случае не может рассматриваться в качестве модели ее жизненного цикла. Куда ближе к модели жизненного цикла информационной системы является описание жизни живого существа, начиная с момента зачатия.

Таким образом, жизненный  цикл информационной системы охватывает все стадии и этапы ее создания, сопровождения и развития.

 

1. Жизненный цикл ИС и его структура

 

Жизненный цикл информационной системы  — период времени, который начинается с момента принятия решения о  необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии  проектирования информационных систем.

Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т.д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.

Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. В общем случае жизненный цикл можно в свою очередь разбить на ряд стадий. В принципе, это деление на стадии достаточно произвольно. Мы рассмотрим один из вариантов такого деления, предлагаемый корпорацией Rational Software – одной из ведущих фирм на рынке программного обеспечения средств разработки информационных систем (среди которых большой популярностью заслуженно пользуется универсальное CASE-средство Rational Rose).

 

1.1 Стадии жизненного цикла ИС

 

Стадия — часть процесса создания ИС, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями. Соотношение между процессами и стадиями также определяется используемой моделью жизненного цикла ИС.

Согласно методологии, предлагаемой Rational Software, жизненный цикл информационной системы подразделяется на четыре стадии.

Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени, в которые необходимо принимать определенные критические решения и, следовательно, достигать определенных ключевых целей.

1) Начальная стадия

На начальной стадии устанавливается  область применения системы и определяются граничные условия. Для этого необходимо идентифицировать все внешние объекты, с которыми должна взаимодействовать разрабатываемая система, и определить характер этого взаимодействия на высоком уровне. На начальной стадии идентифицируются все функциональные возможности системы, и производится описание наиболее существенных из них.

2) Стадия уточнения

На стадии уточнения проводится анализ прикладной области, разрабатывается  архитектурная основа информационной системы.

При принятии любых решений, касающихся архитектуры системы, необходимо принимать во внимание разрабатываемую систему в целом. Это означает, что необходимо описать большинство функциональных возможностей системы и учесть взаимосвязи между отдельными ее составляющими.

В конце стадии уточнения проводится анализ архитектурных решений и способов устранения главных факторов риска в проекте.

3) Стадия конструирования

На стадии конструирования разрабатывается  законченное изделие, готовое к  передаче пользователю.

По окончании этой стадии определяется работоспособность разработанного программного обеспечения.

4) Стадия передачи в эксплуатацию

На стадии передачи в эксплуатацию разработанное программное обеспечение  передается пользователям. При эксплуатации разработанной системы в реальных условиях часто возникают различного рода проблемы, которые требуют дополнительных работ по внесению корректив в разработанный продукт. Это, как правило, связано с обнаружением ошибок и недоработок.

В конце стадии передачи в эксплуатацию необходимо определить, достигнуты цели разработки или нет.

1.2 Стандарты жизненного цикла ИС

 

Современные сети разрабатываются  на основе стандартов, что позволяет  обеспечить, во-первых, их высокую эффективность  и, во-вторых, возможность их взаимодействия между собой.

Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:

ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла.

ISO/IEC 12207(International Organization of Standardization /International Electrotechnical Commission )1995 - стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного ПО. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов.

Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную  модель разработки, включающую четыре  фазы: начало, исследование, построение  и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML.

Информация о работе Жизненный цикл информационных систем