Закономерности зрительного восприятия формы и пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Вы решили создать нечто красивое и оригинальное, грамотно выбрали инструмент для осуществления вашего замысла, полны энергии и решимости довести дело до конца. Однако даже самая лучшая идея будет безнадежно загублена, если ее плохо представить.
Оценку дизайнерской деятельности даст потребитель, в первую очередь заказчик. Успех же во многом зависит от того, как им будет воспринята ваша работа, поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия человека.

Файлы: 1 файл

Закономерности зрительного восприятия.docx

— 252.43 Кб (Скачать)

     ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ                

     ФОРМЫ И ПРОСТРАНСТВА 

     Вы  решили создать нечто красивое и  оригинальное, грамотно выбрали инструмент для осуществления вашего замысла, полны энергии и решимости  довести дело до конца. Однако даже самая лучшая идея будет безнадежно загублена, если ее плохо представить.

     Оценку  дизайнерской деятельности даст потребитель, в первую очередь заказчик. Успех  же во многом зависит от того, как  им будет воспринята ваша работа, поэтому  необходимо знать и учитывать  особенности восприятия человека.

     Мы  не будем погружаться в глубины  психологии, но дизайнер, зная объективные  закономерности, должен уметь использовать их в своей работе. 

     1. Свойства восприятия

     В словарях дается следующее определений: восприятием называют процесс отражения  человеком предметов и явлений  объективной действительности в  ходе их непосредственного воздействия  на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.

     Зрительное  восприятие на 90% обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы «интернациональны», они помогают легко преодолевать языковый барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой; нередко  даже словесная информация откладывается  в виде образов. Может быть, поэтому  в наше время, когда на человека обрушилась лавина информации, так возросла потребность  в художниках и дизайнерах?

     Органы  чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно, существуют объективные закономерности зрительного  восприятия. Рассмотрим некоторые 

     Последовательность

     Любое изображение или объект – в  общем, то, что находится у нас  перед глазами, - состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся.

       Глаз устроен так, что за  один раз позволяет распознать  только один образ, затем переходит  к следующему и т.д., т.е., человек  смотрит последовательно. При  знакомстве с объектом он как  бы ощупывает его взглядом. 

     В зрительной памяти «застревают» характерные  признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части  изображения к другой, несколько  раз повторяя один и тот же путь. Элементы, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.

     Избирательность

     Максимум  внимания среди множества предметов  приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине  значат больше, чем фигуры, а главные  элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы. Точки, в которых при  рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Такие  точки наиболее важны для опознания  фигуры. Резкие изломы линий часто  используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием применяется  в народном творчестве при вышивке  крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по такому же принципу рисуются пиктограммы. 

     Реакция на движение

     Зрительный  аппарат устроен так, что при  появлении в поле зрения движущегося  объекта, взгляд почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд переводится на него, и затем безошибочно отслеживает  движение. Это свойство глаз широко используется профессиональными дизайнерами; неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляции

     Целостность восприятия

     Человек способен воспринимать как части, так  и все изображение в целом  одновременно. Информация о форме  объекта, цвете, яркости и т.д. сливаются  воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, могут  создать новое неожиданное изображение, причем человек подсознательно пытается объединить элементы изображения, увидеть  «смысл». Это свойство лежит в  основе построения любой композиции.

     Запоминаемость

     Из  множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек  может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7-9. Посмотрите в течение нескольких секунд на какую-либо иллюстрацию или  за окно, закройте глаза и попробуйте воспроизвести увиденные элементы. Наверняка, их будет не больше девяти.

     При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций не забывайте  это свойство восприятия, не перегружайте свою работу.

     Константность

     Константность (предметность) или  постоянство восприятия величины и формы  – это механизм корректирования, обеспечивающий адекватность зрительного  образа объекта самому объекту.

     Собака, рассматриваемая с разных точек  зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, но человек безошибочно  узнает именно собаку. Некоторые типы константности – врожденные, например, инвариантность к размеру: большая  и маленькая собака однозначно воспринимается как собака. Приобретенная константность  формируется в мозгу человека на основе накопленного опыта.

     В сознании человека накапливается множество  обобщенных образов, необходимых для  опознания предмета. Увиденный предмет  по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией  и приобщается к нужному классу: раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука», все мыслимые изображения  деревьев – в понятие «дерево».

     Константность восприятия позволяет человеку правильно  оценить размер и реальную форму  объекта, разглядеть его на фоне других объектов.

     Иллюзорность

     Иллюзорность  – обманчивость зрительного  восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях глаз, и является следствием несовершенства органов чувств.

     Рассмотрим  в качестве примеров графические  иллюзии на изображениях. Зрительное восприятие обязательно включает в  себя глазомерную оценку. Человек  подсознательно отмечает равенство  отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур,  даже если они  повернуты относительно друг друга, и т.д. Глазомерные оценки порой  бывают ошибочны, и эта ошибочность достаточно устойчива. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше; это явление называется иррадиацией (от латинского – сиять).

 

 

     

Эффект  иррадиации
 
     
 
Иллюзия изменения размера линии

На рисунке  слева все горизонтальные линии  равны,

хотя кажутся  разными.

Верхние основания  обеих трапеций равны,

но кажутся  разными.

Горизонтальные  линии внутри угла также равны,

но производят впечатление отрезков разной длины.

Эффект  иллюзорности
 

     Ассоциативность

 

     Ассоциативность устанавливает связи  между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них  вызывает другое, третье и т.д.

       При разглядывании различных  линий возникают различные, вполне  определенные, чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление  – это элементы выразительности:

  • горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину;
  • вертикальные линии передают стремление вверх, рост, торжественность;
  • спиральные линии характеризуют вращательное движение, развитие;
  • ломаные линии ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью;
  • волнообразные линии выражают движение различной скорости.

     Наклонные линии:

  • восходящие (активные) ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом;
  • нисходящие (пассивные) вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

     Образность

     Образность  – основанная на ассоциативности  способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид  морской раковины вызывает в воображении  океан, пучину моря. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению  какого-либо близкого, давно знакомого  образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они  тем богаче, чем выше его интеллект.

     В психодиагностике используется тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных или достижения цивилизации.

     Появляющиеся  образы зависят от формы пятна, цвета, фона. Отношение к цвету – показатель эмоционального состояния, а степень  оригинальности ответов характеризует  интеллект; правда, излишняя оригинальность скорее свидетельствует о вычурности мышления. Про возможность определения характера человека по восприятию им неопределенных пятен упоминал еще Леонардо да Винчи.

     Художественная  выразительность достигается разными  путями. Яркий тому пример – работы постимпрессионистов Ван Гог, Поль Гоген, Тулуз Лотрек. Для выражения своих мыслей и чувств они шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их полотен только усиливалась.

     Учитывая  особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все  же в первую очередь должен руководствоваться  творческими критериями.

 

     Ай-стоппер

     Самым простым и популярным средством  привлечения непроизвольного внимания является так называемый «ай-стоппер», по-русски – «элемент, останавливающий взгляд». Проблемы «ай-стоппера» довольно хорошо разработаны американскими исследователями рекламы. И это понятно: средний житель США подвергается воздействию около 1500 рекламных объявлений в сутки. И тот же средний американец тратит всего лишь две секунды на знакомство с рекламным объявлением. Представляете, какая ожесточенная борьба идет за внимание потенциального потребителя!

     Считается, что больше всего внимания привлекают женщины, потом – дети, потом –  животные, яркое цветовое пятно, необычная  композиция.

 
 

 

     

     Однако  и пустой лист может быть «ай-стоппером». К примеру, вы листаете престижный журнал, где каждый квадратный сантиметр стоит безумных денег, и вдруг обнаруживаете в журнале  пустую страницу. Что это? Типографский брак? Отнюдь. Это «ай-стоппер». Внизу этой «пустой» страницы очень мелким шрифтом что-то написано. Читаем: «Фольксваген мал, но он всегда привлекает к себе внимание». Трюк? Конечно. Но цель достигнута – хотя вас слегка и обманули, но вниманием вашим овладели.

     Привлечь  внимание можно несуразностью, а  то и глупостью рекламного объявления. Но это совсем не означает, что будет  обеспечена его эффективность. Реклама  призвана создавать положительный  имидж и фирме и товару. Но если реклама глупая, наглая, оскорбительная, то, о каком положительном имидже может идти речь?

     Должна  настораживать реклама с использованием произведений искусства, особенно когда  к ним демонстрируют неуважительное отношение. Например, использование  портрета Джоконды в рекламном обращении  пасты «Colgate». Изображение сопровождается текстом: «Не задумывались ли вы, в чем секрет «таинственной» улыбки Джоконды? Он в том, что у Джоконды – гнилые зубы, потому что она не чистила их зубной пастой «Colgate».

     Нельзя  затмевать «ай-стоппером» рекламируемый товар. В связи с эти можно вспомнить талантливо снятые Бекмамбетовым притчи из «Всемирной истории» для банка «Империал». Самого рекламируемого объекта нет. Заключающее факсимиле «банк Империал» с таким же успехом можно заменить на «Останкинский мясокомбинат» или Швейное объединение «Сокол».

Информация о работе Закономерности зрительного восприятия формы и пространства