Свободные программы и системы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:57, статья

Краткое описание

Зачем программам быть свободными?
Право и экономика ПО.
Применимость СПО при реализации «Обязательного минимума.
Логика и последовательность освоения СПО.

Файлы: 1 файл

Отставнов Свободные программы и системы в школе.rtf

— 2.67 Мб (Скачать)

Основным автономным виджетом WM, как и NextSTEP, является «пирс» прикладных программ, представленный при запуске пиктограммой со скрепкой. При запуске любой «корректной» (с точки зрения WM), а также некоторых «некорректных» программ, кроме ее окна на экране появляется ее пиктограмма. Если «пришвартовать» эту пиктограмму к «пирсу», она там и останется, позволяя запускать эту программу вновь и вновь простым щелчком по ней – это «родной» некстстеповский интегрирующий интерфейс.

WM позволяет работать с несколькими «столами» (переключение по умолчанию по Alt-n или через меню, доступное по «щелчку» правой кнопкой на свободном песте «стола»). «WM» очень гибко настраивается, как в части внешнего вида, так и в части «поведения», причем большая часть настроек доступна из программы «Wprefs.app», запускаемой по щелчку на пиктограмке «со ступенькой».

2.14 Оконный менеджер «IceWM»

 

«IceWM» – простой оконный менеджер, очень часто выбираемый пользователями, приходящими из-под «Майкрософт Уиндоуз» или «ОС/2», поскольку он способен достаточно точно имитировать их основные черты.

Из автономных виджетов прежде всего стоит отметить панель с кнопкой, вызывающей главное меню (подобно тому, как это делает кнопка в «Майкрософт Уиндоуз», «Гном» или «КДЕ»). С помощью панели можно также управлять текущим сеансом и настраивать «IceWM». Впрочем, основное меню также доступно и по «щелчку» правой кнопкой на свободном месте «стола», что более привычно для пользователей «WindowMaker», «Sawfish», «Blackbox» или «Enlightenment».

А еще панель содержит список запущенных программ (включая те, окна которых минимизированы), на нее можно вывести и «мини-терминал», позволяющий оперировать командной строкой. Любые действия могут выполняться с помощью ассоциированных клавиатурных комбинаций.

«IceWM» также позволяет работать с множеством «столов» («рабочих мест»), которые нумеруются или именуются пользователем.

2.15 Интегрированные графические среды

 

Запуск графической среды (точнее, «бутерброда» из оконной среды «Икс», оконного менеджера и графической среды) в открытой операционной системе можно сравнить с запуском «Майкрософт Уиндоуз» в «МС-ДОС»69.

Однако, сходство заканчивается, не успев начаться. «МС-ДОС» – это однозадачная и однопользовательская система, и запущенная оболочка захватывает все ее ресурсы. Из-за неполноценности ОС оболочке приходится брать на себя несвойственные ей функции (например, имитацию многозадачности), с которой она справляется плохо (так, «зависание» одной программы вполне может привести к неработоспособности всей системы).

При запуске графической среды под полноценной ОС, она, с точки зрения последней, представляет группу обычных процессов, управление которыми производится общесистемными средствами. Точно так же, общесистемными средствами производится и управление процессами, запускаемыми «из-под» этой графической среды. Более того, поскольку платформой для запуска конкретной среды является изначально сетевая среда «Икс», прикладная программа даже может запускаться на другом компьютере.

Среда отнюдь не монополизирует использование компьютера; параллельно с ее работой продолжает исполняться множество служебных системных процессов; с других терминалов (если система многотерминальная) могут запускаться другие программы или даже другие графические среды (или дополнительные экземпляры той же среды).

2.16 Плюсы и минусы интегрированных сред

 

Однородность опыта и связанная с нею привычность (иногда ошибочно называемая «интуитивностью», хотя она не имеет отношения к философскому и психологическому понятиям интуиции) позволяют при освоении нового инструмента-программы сосредоточиться на ее прикладной логике (на аспектах, связанных с конкретным приложением ИТ, которое она реализует), не задумываясь и специально не фокусируя внимания на аспектах, общих для разного инструментария. Это делает более «крутой» пресловутую «кривую обучения» нового пользователя.

(Разумеется, это сильно идеализированная картина. Иногда прикладная логика диктует некоторые элементы эргономики; например, интерфейсы большинства систем автоматизированного конструирования и проектирования (CAD, САПР) весьма сходны, вне зависимости от среды, в которой работают эти программы.)

Как ни парадоксально, основной недостаток работы в интегрированной среде является оборотной стороной основного достоинства: жестко закрепленные навыки мешают при выходе за ее пределы. Конечному пользователю, ограниченному опытом работы в одной среде, недостает «стереоскопичности» видения, глубины понимания; элементы эргономической логики могут напрямую ассоциироваться с определенными визуальными элементами и «жестами», с помощью которых подаются команды.

Общеизвестны сложности, с которыми сталкиваются люди, несколько лет пользовавшиеся «МакОС» или «Майкрософт Уиндоуз» при необходимости поработать в другой (пусть даже и весьма схожей) среде. Подобная «ригидность» опыта может формироваться и при работе в любой из свободных сред, хотя как правило пользователь в них не ограничен (в отличие от специфически персонально-компьютерных сред) прикладными программами, специально разработанными для данной среды и делящими с ней наборы элементов интерфейса («виджетсеты»), поэтому его опыт изначально более разнообразен.

В этом смысле, крайне полезным представляется знакомство учащихся с разными  средами уже на начальном этапе освоения графических интерфейсов. Это не обязательно должны быть разные интегрированные среды, но само представление о том, что один и тот же результат может достигаться с помощью разных интерфейсных средств, должно быть передано обязательно. В общем случае это возможно и в рамках одной интегрированной среды из числа рассматриваемых ниже – и «КДЕ», и «Гном» в высшей степени гибки в отношении настройки внешнего вида и «поведения». Эта гибкость также весьма полезна для обеспечения доступности и максимально достижимого комфорта учащимся с физиологическими особенностями и физическими недостатками (дальтонизмом, слабым зрением, ограниченной подвижностью или расстроенной координацией движений и т.п.).

2.17 Общие черты интегрированных сред

 

Сколько-нибудь последовательной теории интегрированных графических сред не существует. Изучая отдельные среды в динамике их развития, можно, тем не менее, выделить несколько общих черт:

они опираются на определенный интерфейс разработчика (API), состоящий из библиотек, доступных также разработчикам прикладных программ (будь то MS Windows API для «Майкрософт Уиндоуз», «Мотиф» для «CDE», «Qt» для «КДЕ» или GTK+ для «Гном»);

они реализуют элементы объектной метафоры (одельные экземпляры сущностей, таких как файлы, процессы (их потоки ввода-вывода) визуализируются определенным образом, на них можно фокусироваться и выполнять с ними различные действия, их состояния и изменения этих состояний также могут визуализироваться или озвучиваться). Целостная объектная метафора своей реализации не нашла (и, видимо, последовательно «объектная» среда была бы крайне неудобной в использовании);

они реализуют единообразные элементы управления («виджеты»), зачастую не только в оформлении отдельных окон, но и в их «начинке»;

они содержат те или иные элементы управления, не привязанные к отдельным окнам прикладных программ («общие» меню, «панели управления», «поверхность стола» и т.п.);

они позволяют согласованно изменять свойства интерфейса образующих среду программ;

они реализуют «буфер (буферы) обмена», позволяющий передавать типизованные данные от программы программе (оконная система «Икс» содержит буфер, позволяющий передавать данные лишь простого текстового типа);

они реализуют возможность «перетаскивания» (drag'n'drop) объектов или данных между окнами одной программы или разных программ.

(За ограниченностью объема «за бортом» остаются более сложные вопросы, такие, как компонентная объектная модель и модели сетевого взаимодействия, так или иначе «втягиваемые» в проекты интегрированных сред.)

На сегодня существуют и развиваются две свободные интегрированные графические среды общего назначения: «КДЕ» и «Гном». Они входят в поставку большинства стандартных (открытых) ОС, как свободных, так и несвободных. Хотя «Гном» на полгода моложе «КДЕ», мы начнем обсуждение именно с «Гном».

2.18 «Гном» (Модельная среда сетевых объектов GNU)

 

 

Рис. 2-11

 

«Гном» (GNOME, GNU Network Object Model Environment – «Среда GNU, основанная на модели сетевых объектов», но также и «Образцовая среда для сетевых объектов GNU») – один из самых амбициозных и масштабных проектов в программистском сообществе.

Кроме реализации функционально полной графической среды (возможно, уместнее говорить о сенсуальных средах, учитывая то, что звук стал их полноправной частью), «Гном» претендует на то, чтобы полностью реализовать спецификации промышленной платформы сетевого взаимодействия CORBA и полностью абстрагировать слой «менеджера рабочего стола» (или «графической среды») от низлежащего слоя управления окнами («оконного менеджера»).

«Гном» поддерживает ряд оконных менеджеров, среди которых: Sawfish («штатный» оконный менеджер по умолчанию), Enlightenment, IceWM, WindowMaker, AfterStep и FVWM2, совместимые с «Гном», впрочем, в разной степени.

Сегодняшняя версия «Гнома» («Гном» 2.4) – полноценная интегрированная среда, включающая реализацию повседневно необходимых функций и позволяющая использовать сторонние решения для реализации функциональности, которая в ней отсутствует.

«Гном» использует один из самых развитых интерфейсных пакетов GTK+, реализованный для разных платформ. Над ним надстраивается масса компонентов и библиотек, обеспечивающих сетевую функциональность, интерфейсы к различным языкам программирования, работу со звуком через механизмы ОС и пр. Сам «Гном» стремится оставаться мобильным и доступным во всех открытых системах. Он стабильно работает в «ГНУЛинукс», «БСД», AIX и «Солярис»; последнее обстоятельство способствовало поддержке разработки «Гном», которую оказывает Sun Microsystems через созданный в 2001 г. году «Фонд “Гном”», среди учредителей которого также крупнейшие поставщики свободных ОС.

С пользовательской точки зрения «Гном» предстает как набор базовых компонентов интерфейса и «апплетов», утилит и прикладных программ. К базовым компонентам относятся менеджер файлов и поверхности стола Nautilus, панели управления и меню GNOME Panel и центр управления (Gnome Control Center).

«Наутилус». Менеджер файлов Nautilus позволяет отображать содержимое файлов и каталогов в окнах и выполнять над файлами обычные действия (удаление, переименование, копирование и перемещение и т.п.), а также осуществлять предварительный просмотр многих типов данных. «Наутилус» эффектен, но работа с ним не более эффективна, чем с прочими браузерами файлов, включаемыми обычно в графические среды (менеджер файлов CDE или «Майкрософт Уиндоуз Эксплорер»).

Помимо отображения содержимого каталогов в окнах, «Нау» также может отображать один из каталогов на поверхности «рабочего стола»: размещенные на нем иконки как бы приклеены к монитору, и при смене текущего экрана остаются на том же месте относительно наблюдателя (так же, кстати, ведут себя и открытые окна, если их «приклеить»).

Поддерживается широкий спектр операций переноса мышью (drag'n'drop), причем «перетаскиванию» подвержены не только объекты (файлы, пункты меню и т.п.), но и некоторые их свойства: так, можно «взять цвет» в окне выбора цвета и перенести его на панель, которая воспримет его. Есть даже операции, позволяющие назначить один объект свойством другого: например, если на панель «перетащить» не цвет, а файл с картинкой, последняя станет ее фоном. «Таскать» файлы между окнами «Нау», на рабочий стол и панели можно практически без ограничений.

Панели и меню. Уже упомянутые панели являются, наряду с менеджером файлов, важнейшей составной частью интерфейса «Гном». Панелей может быть неограниченное количество. Панель может относиться к одному из пяти типов, но на самом деле их два: панель-меню (menu panel) и объектная панель. Первая из них содержит пункты меню и может содержать пиктограммы, а вторая – только пиктограммы. Последняя может быть краевой (edge), выравненной (aligned), скользящей (sliding) или плавающей (floating), но это скорее свойство панели (которое можно менять «на ходу»), определяющее особенности ее поведения, чем тип.

Внешний вид и поведение панелей является в высшей степени конфигурируемым. Пользователь может задавать как глобальные предпочтения (анимация движения панелей, отображение панельных объектов и пр.), так и индивидуальные предпочтения для каждой из них (ее тип и положение на экране, ширина, возможность автосокрытия и принудительной минимизации, цвет и фоновое изображение и т.п.) Ну и, разумеется, пользователь может «набивать» панели теми объектами, которые ему нужны.

На панелях могут присутствовать объекты пяти типов:

пускатель (launcher) ассоциирован с приложением или командой, которые исполняются по щелчку на его пиктограмме в панели;

выдвижной ящик (drawer) – это кнопка, открывающая другую панель, перпендикулярно первой – некий аналог подменю в меню, который можно «набить» всевозможными апплетами;

апплет (applet, «приложеньице») – интересный тип панельного объекта, демонстрирующий то, что он не обязан быть представлен статической картинкой. Это программа, места в панели которой достаточно, чтобы отображать какую-нибудь полезную (или забавную) информацию или даже принимать клавиатурный и/или координатный ввод. С «Гном» поставляется масса апплетов, отображающих всякую полезную информацию (состояние ресурсов и статус сети, например) или позволяющих осуществить нетривиальные действия (например, mini commander, позволяющее набрать команду, не запуская терминала). Важными «приложеньицами» являются «путеводитель по столу» (Desktop Guide) и «список задач» (Task List), позволяющие переключаться между виртуальными экранами и активизировать окна запущенных программ, соответственно;

специальные объекты – это те же апплеты, но выполняющие функции, которые другими средствами «достать» почему-либо нельзя (запереть экран, выйти из «Гном» или запустить программу «вручную»). В качестве «специальных объектов» исполняются и программы, которые не были написаны специально для «Гном», но могут, тем не менее, осуществлять вывод в панель – «поглощенные программы» (swallowed applications);

наконец, объект-меню раскрывает меню.

За работу системы меню, как и за работу панелей, отвечает компонент GNOME Panel, и это не случайно: разница между панелью и меню более декоративная, чем сущностная: любое меню можно зафиксировать на экране, и оно превратится в подобие панели-меню (только вертикальное, а не горизонтальное, и с меньшими возможностями настройки).

У «Гнома» нет единой иерархии меню: кроме главного, вызывающегося объектом-меню с гномьей лапой (оно же, когда вызывается щелчком правой кнопки на фоне или нажатием клавиши, почему-то называется глобальным (global)), пользователь может создавать «обычные» (normal) меню, связанные с объектами-меню на панелях.

Меню настраиваются примерно так же, как и панели: пользователь может добавлять, менять и удалять пункты, создавать подменю и т.п. При этом создаваемые «обычные» меню изначально пусты, а главное/глобальное «набивается» при установке всем, что «Гном» найдет в системе, и пользователю остается только убрать лишнее и переставить пункты в соответствии со своими предпочтениями.

Информация о работе Свободные программы и системы в школе