Система планирования производственной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
 изучение сущности и содержания производственной программы;
 раскрытие понятия прибыли и рентабельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия 7
1.2 Показатели планирования производства 9
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ 15
2.1 Расчет потребности в ресурсах 15
2.2 Планирование доходов и расходов 19
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 152.50 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Модели и методы принятия решения»

на тему «Система планирования производственной программы»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

ОЗО группа Б

специальности

«Бизнес-администирование»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              подпись                                          Ф.И.О.

 

Руководитель                                                                                                                  А.П. Якубович

                                                                                                                    подпись                            Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2011

                                



РЕФЕРАТ

 

Система планирования производственной программы. Курсовая работа / Ключевые слова: производственная программа, прибыль, рентабельности, запас, оптимизация.

Объектом курсовой работы является производственная программа предприятия, предметом – планирование производственной программы.

Цель курсовой работы – изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.

В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

     изучение сущности и содержания производственной программы;

     раскрытие понятия прибыли и рентабельности;

     определение этапов планирования производственной программы;

     определение методов оптимизации производственной программы.

Основой курсовой работы послужило изучение трудов различных экономистов, анализ экономической литературы и статистических данных.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              6                                                                           

1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ              7

1.1       Понятие и содержание производственной программы предприятия              7

1.2       Показатели планирования производства              9

2          ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ              15

2.1   Расчет потребности в ресурсах              15

2.2   Планирование доходов и расходов              19

2.3   Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности              21

3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ               25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              29


ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение прибыли, новые задачи возникают перед внутрифирменным планированием деятельности предприятия: достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей.

Планирование – и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей, развития и форм хозяйственной деятельности, в выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.

Задачи:

     изучение сущности и содержания производственной программы;

     раскрытие понятия прибыли и рентабельности;

     определение этапов планирования производственной программы;

     определение методов оптимизации производственной программы.
1 СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 

 

1.1    Понятие и содержание производственной программы предприятия

 

При любой форме ведения хозяйства и любой форме собственности  необходимо знать, какая продукция, в каком количестве, какими партиями и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии в рассматриваемый промежуток времени. Для этого разрабатывается производственная программа предприятия.

Производственная программа предприятия – это система плановых показателей, определяющих производственное задание по выпуску продукции, а именно:

                    объем выпуска;

                    номенклатура;

                    ассортимент;

                    качественные показатели продукции;

                    ритмичность производства.

Основанием для расчетов производственной программы служит разнообразная информация, к основным составляющим которой можно отнести маркетинговые исследования по планируемым к производству товарам; объем сбыта этой продукции (фактический за прошлые периоды и планируемый); предполагаемый портфель заказов; государственный заказ (для предприятий с государственной формой собственности). Обязательным компонентом информационной базы для расчета программы являются данные о ресурсном обеспечении, а именно – наличие оборотных средств, производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансового обеспечения производства. Производственная программа обычно разрабатывается на год с разбивкой на кварталы.

Производственная программа рассчитывается на основании балансово-нормативного метода. Базовыми расчетами являются баланс производственных мощностей, баланс рабочей силы, баланс денежных средств. При расширении производства особое внимание уделяют обеспеченности оборотными средствами и финансовыми ресурсами, а также кредитной политике предприятия.

Расчеты охватывают все производственные подразделения предприятия – цехи, отдельные участки, в некоторых случаях – даже рабочие места. Поэтому одной из серьезных задач при разработке программы является распределение и согласование работ между отдельными подразделениями, и обеспечение ритмичной работы всего предприятия.

Ритмичность – это выпуск одинакового количества продукции в равные промежутки времени. Различают несколько видов ритмов в зависимости от хода технологического процесса: входной (в начале процесса), выходной (на выходе готовой продукции) и промежуточный или линейный (внутри производственного процесса) ритмы. С точки зрения производства главным является выходной ритм, поскольку в этом случае речь идет о ритме выпуска готовой продукции. Однако только максимально жесткое поддержание входного и линейных ритмов позволит обеспечить и выходной ритм.

Расчеты производственной программы на крупных предприятиях производятся в несколько этапов, путем последовательных приближений и согласований. Выполнение производственной программы фиксируется в отчетных документах, после чего производят анализ, сопоставляя фактические показатели с плановыми и разрабатывая меры по устранению нежелательных отклонений, если таковые имеются.

 

 


1.2 Показатели планирования производства

 

 Производственная программа включает в себя три раздела:

• объем производства продукции в натуральных единицах из­мерения;

• объем производства продукции в стоимостном выражении;

• объем реализации продукции в денежном выражении и объ­емы ее продаж в натуральных единицах измерения.

Объем производства продукции в натуральном выражении рассчи­тывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассор­тиментном разрезе и с показателями качества изделий в физических единицах измерения.

Номенклатура — это укрупненный перечень выпускаемых пред­приятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.

Ассортимент характеризует состав продукции внутри одной но­менклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского на­значения, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.). Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др. Рас­чет объемов производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах изме­рения (условные тонны, условные штуки и т.д.).

Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки обще­го объема производства и продаж в целом по предприятию с много­номенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчи­тываются в стоимостном выражении, для чего используются соответ­ствующие цены. Необходимость определения так называемых объем­ных показателей в денежной форме обусловлена возможностью рас­чета таких показателей по предприятию в целом, как:

• объем производства продукции и его структуру;

• объем реализации продукции (валовый доход предприятия);

• сумму прибыли предприятия от реализации продукции.

Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или до­бавленной стоимостью.

Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет со­бой выраженную в стоимостной форме законченную производст­вом, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:

Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб. (1.1)

где ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реали­зации, млн. руб.; ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и про­дукции вспомогательных цехов, предназначенных для по­ставки на сторону, млн. руб.; РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выпол­няемых по заказам со стороны, млн. руб.; ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собствен­ного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительст­ва и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.

Товарная продукция исчисляется в действующих оптовых ценах предприятия, что позволяет определить реальный (фактический или плановый) объем дохода и сумму прибыли предприятия, рассчитать уровень затрат на один рубль товарной продукции. Показатель валовой продукции характеризует общий объем про­мышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции и определяется в стоимостном выражении. В состав ва­ловой продукции промышленного предприятия включается стои­мость всех выработанных за определенный период времени готовых изделий, а также предназначенных для реализации на сторону по­луфабрикатов и стоимость выполненных работ промышленного ха­рактера. Объем валовой продукции в самом общем виде определя­ется как сумма товарной продукции (Vтп) и изменение остатков незавершенного производства:

Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб. (1.2)

где О1, О2 – стоимость остатков полуфабрикатов собственного произ­водства и незавершенного производства на начало и ко­нец календарного периода, соответственно, млн. руб.

Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избежания повторного счета про­дукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее пе­реработки внутри данного предприятия.

Как товарная, так и валовая продукция не обеспечивают объек­тивной и достоверной оценки собственного вклада данного пред­приятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других матери­альных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции дос­тигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов уве­личивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объ­ема может и не изменяться.

Информация о работе Система планирования производственной программы