Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
изучение сущности и содержания производственной программы;
раскрытие понятия прибыли и рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия 7
1.2 Показатели планирования производства 9
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ 15
2.1 Расчет потребности в ресурсах 15
2.2 Планирование доходов и расходов 19
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
:
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Модели и методы принятия решения»
на тему «Система планирования производственной программы»
Выполнила
студентка 4 курса
ОЗО группа Б
специальности
«Бизнес-администирование»
Руководитель
Брест 2011
Система планирования производственной программы. Курсовая работа / Ключевые слова: производственная программа, прибыль, рентабельности, запас, оптимизация.
Объектом курсовой работы является производственная программа предприятия, предметом – планирование производственной программы.
Цель курсовой работы – изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
изучение сущности и содержания производственной программы;
раскрытие понятия прибыли и рентабельности;
определение этапов планирования производственной программы;
определение методов оптимизации производственной программы.
Основой курсовой работы послужило изучение трудов различных экономистов, анализ экономической литературы и статистических данных.
ВВЕДЕНИЕ 6
1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия 7
1.2 Показатели планирования производства 9
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ 15
2.1 Расчет потребности в ресурсах 15
2.2 Планирование доходов и расходов 19
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение прибыли, новые задачи возникают перед внутрифирменным планированием деятельности предприятия: достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей.
Планирование – и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей, развития и форм хозяйственной деятельности, в выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.
Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
изучение сущности и содержания производственной программы;
раскрытие понятия прибыли и рентабельности;
определение этапов планирования производственной программы;
определение методов оптимизации производственной программы.
1 СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия
При любой форме ведения хозяйства и любой форме собственности необходимо знать, какая продукция, в каком количестве, какими партиями и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии в рассматриваемый промежуток времени. Для этого разрабатывается производственная программа предприятия.
Производственная программа предприятия – это система плановых показателей, определяющих производственное задание по выпуску продукции, а именно:
объем выпуска;
номенклатура;
ассортимент;
качественные показатели продукции;
ритмичность производства.
Основанием для расчетов производственной программы служит разнообразная информация, к основным составляющим которой можно отнести маркетинговые исследования по планируемым к производству товарам; объем сбыта этой продукции (фактический за прошлые периоды и планируемый); предполагаемый портфель заказов; государственный заказ (для предприятий с государственной формой собственности). Обязательным компонентом информационной базы для расчета программы являются данные о ресурсном обеспечении, а именно – наличие оборотных средств, производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансового обеспечения производства. Производственная программа обычно разрабатывается на год с разбивкой на кварталы.
Производственная программа рассчитывается на основании балансово-нормативного метода. Базовыми расчетами являются баланс производственных мощностей, баланс рабочей силы, баланс денежных средств. При расширении производства особое внимание уделяют обеспеченности оборотными средствами и финансовыми ресурсами, а также кредитной политике предприятия.
Расчеты охватывают все производственные подразделения предприятия – цехи, отдельные участки, в некоторых случаях – даже рабочие места. Поэтому одной из серьезных задач при разработке программы является распределение и согласование работ между отдельными подразделениями, и обеспечение ритмичной работы всего предприятия.
Ритмичность – это выпуск одинакового количества продукции в равные промежутки времени. Различают несколько видов ритмов в зависимости от хода технологического процесса: входной (в начале процесса), выходной (на выходе готовой продукции) и промежуточный или линейный (внутри производственного процесса) ритмы. С точки зрения производства главным является выходной ритм, поскольку в этом случае речь идет о ритме выпуска готовой продукции. Однако только максимально жесткое поддержание входного и линейных ритмов позволит обеспечить и выходной ритм.
Расчеты производственной программы на крупных предприятиях производятся в несколько этапов, путем последовательных приближений и согласований. Выполнение производственной программы фиксируется в отчетных документах, после чего производят анализ, сопоставляя фактические показатели с плановыми и разрабатывая меры по устранению нежелательных отклонений, если таковые имеются.
1.2 Показатели планирования производства
Производственная программа включает в себя три раздела:
• объем производства продукции в натуральных единицах измерения;
• объем производства продукции в стоимостном выражении;
• объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.
Объем производства продукции в натуральном выражении рассчитывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассортиментном разрезе и с показателями качества изделий в физических единицах измерения.
Номенклатура — это укрупненный перечень выпускаемых предприятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.
Ассортимент характеризует состав продукции внутри одной номенклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского назначения, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.). Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др. Расчет объемов производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах измерения (условные тонны, условные штуки и т.д.).
Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:
• объем производства продукции и его структуру;
• объем реализации продукции (валовый доход предприятия);
• сумму прибыли предприятия от реализации продукции.
Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.
Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:
Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб. (1.1)
где ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, млн. руб.; ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.; РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны, млн. руб.; ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.
Товарная продукция исчисляется в действующих оптовых ценах предприятия, что позволяет определить реальный (фактический или плановый) объем дохода и сумму прибыли предприятия, рассчитать уровень затрат на один рубль товарной продукции. Показатель валовой продукции характеризует общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции и определяется в стоимостном выражении. В состав валовой продукции промышленного предприятия включается стоимость всех выработанных за определенный период времени готовых изделий, а также предназначенных для реализации на сторону полуфабрикатов и стоимость выполненных работ промышленного характера. Объем валовой продукции в самом общем виде определяется как сумма товарной продукции (Vтп) и изменение остатков незавершенного производства:
Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб. (1.2)
где О1, О2 – стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно, млн. руб.
Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избежания повторного счета продукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее переработки внутри данного предприятия.
Как товарная, так и валовая продукция не обеспечивают объективной и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции достигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов увеличивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объема может и не изменяться.
Информация о работе Система планирования производственной программы