Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
изучение сущности и содержания производственной программы;
раскрытие понятия прибыли и рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия 7
1.2 Показатели планирования производства 9
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ 15
2.1 Расчет потребности в ресурсах 15
2.2 Планирование доходов и расходов 19
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Для оценки собственного вклада предприятия в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной стоимости.
Объем чистой продукции (ЧП) – это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:
• фонд оплаты труда по предприятию в целом (ФОТ);
• сумма отчислений на социальные нужды (Онс);
• прибыль предприятия (Пб), т.е.:
ЧП = ФОТ + Онс + Пб , млн. руб. (1.3)
Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом – часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:
• фонд оплаты труда по предприятию в целом;
• сумму отчислений на социальные нужды;
• амортизационные отчисления (Ао);
• прибыль предприятия, т.е.:
ДС = ФОТ + Онс + Ао + Пб , млн. руб. (1.4)
Важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход предприятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.
Особенно важным показателем деятельности предприятия является сумма полученной им от всех источников прибыли. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, полученный от всех видов его деятельности и определяемый разницей между его совокупным доходом и совокупными расходами. Основными источниками образования общей суммы прибыли предприятия являются прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.
Прибылью о/и реализации (Прп) признается такая прибыль, которая получена от продаж:
• продукции (работ и услуг) собственного производства;
• ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
• покупных товаров;
• собственных основных фондов;
• товаров и услуг собственных обслуживающих производств и хозяйств.
В прибыль от внереализационных, операций (Пвр) включаются:
• дивиденды по акциям, вложенным в другие предприятия;
• доходы по облигациям;
• суммы процентных денег, полученных от числящихся на банковских счетах средств предприятия;
• выручка от реализации излишних материальных ценностей и других активов;
• средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи;
• другие доходы, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции.
Общая сумма прибыли, полученной из всех этих источников, называется валовой (балансовой) прибылью (Пб), т.е.:
Пб = Прп + Пвр , млн. руб. (1.5)
Основной составной частью балансовой прибыли предприятия является прибыль от реализации произведенной продукции (работ и услуг), удельный вес которой в сумме валовой прибыли составляет 90-95%. Сумма прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг (Прп) рассчитывается как разность между объемом продаж продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-изготовителя и полной ее себестоимостью. [3, c.126]
Прибыль – главный побудительный мотив собственников, менеджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней. Это обусловлено теми ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной экономики, поскольку:
• во-первых, прибыль обеспечивает собственнику имущества предприятия не только уровень его благосостояния, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли;
• во-вторых, менеджеры предприятия, не являющиеся собственниками его имущества, также заинтересованы в получении предприятием прибыли, поскольку она является важнейшим критерием успеха их деятельности по управлению предприятием и, кроме того, уровень оплаты их труда также во многом определяется суммой полученной предприятием прибыли;
• в-третьих, для работающих других категорий рост прибыли предприятия также является стимулирующим их эффективную деятельность фактором, поскольку это обеспечивает получение повышенных сумм по дивидендам тех работников, которые являются держателями акций данного предприятия, помимо этого, высокая прибыльность предприятия служит основанием для повышения заработной платы и удовлетворения ряда социальных потребностей работающих;
• в-четвертых, прибыль является основным внутренним источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие, она повышает конкурентоспособность предприятия и служит основным средством ее расширенного воспроизводства;
• в-пятых, прибыль предприятия служит основным защитным средством, предохраняющим его от банкротства.
Решая задачу выбора показателей, которые могли бы максимально достоверно характеризовать результат и эффект его функционирования, следует остановиться на уточнении самих понятий «результат» и «эффект».
Результат в самом общем смысле означает итог или следствие какого-либо процесса или действия. Основным результатом производственного процесса выступает объем произведенной продукции (работ или услуг), выраженный в тех или иных единицах измерения. Очевидно, что процесс производства может сопровождаться получением разного рода результатов как положительных (например, произведенная и имеющая спрос на рынке продукция), так и отрицательных (например, бракованная продукция, продукция, не нашедшая спроса на рынке по различным причинам, образование веществ нетоварного выхода, нанесенный производством целевой продукции экологический ущерб и т.д.).
Показателями, оценивающими положительный результат производства, могут выступать те, которые характеризуют объем произведенной продукции, обладающей свойствами товара, но еще не перешедшей из сферы производства в сферу потребления. Среди таких объемных показателей, наиболее часто используемых для оценки результата производства в стоимостном выражении, необходимо назвать объем валовой продукции (Vвп) и объем производства товарной продукции (Vтп). Кроме того, показателями, оценивающими индивидуальный результат работы предприятия, могут служить: объем полученной на предприятии чистой продукции (ЧП) или сумма добавленной стоимости (ДС), созданной на данном предприятии.
Под «эффектом» всегда подразумевается только конечный и полезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или действия.
Исходя из сформулированной двуединой цели функционирования предприятия было установлено, что внешней его целью является производство и реализация продукции (работ, услуг), благодаря чему достигается удовлетворение рыночного спроса, а внутренней целью предприятия — получение максимально возможной суммы прибыли.
Поэтому следует сказать, что показателем, характеризующим внешний эффект производственной деятельности предприятия должен выступать объем реализованной продукции (Vpп).
Объясняется это тем, что в объем реализации включается только та продукция, которая не только закончена производством, но и в требуемом объеме, необходимого качества, нужного ассортимента, в установленные договором на поставку сроки дошла до своего потребителя, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия-поставщика. Именно этими обстоятельствами устанавливается факт поступления этой продукции в сферу потребления, а следовательно, и факт реализации внешней цели деятельности предприятия — удовлетворение рыночной потребности в данном виде продукции.
Показателем, характеризующим внутренний эффект производственной деятельности предприятия, должна выступать сумма полученной прибыли от реализации (Прп).
Неоспоримость этого утверждения доказывается ролью и значением прибыли (они охарактеризованы выше), которые она играет в процессе реализации в первую очередь внутренних интересов предприятия.
Показатели объема реализации (дохода предприятия) и суммы прибыли от этой реализации очень тесно связаны между собой, поскольку получение прибыли возможно тогда и только тогда, когда предприятие реализовало свою продукцию, удовлетворив тем самым рыночные потребности. Иначе говоря, получение прибыли является следствием достижения первоочередной цели предприятия — удовлетворение рыночной потребности в произведенных и реализованных товарах.
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Расчет потребности в ресурсах
Планирование материально-технического обеспечения является одной из важнейших функций управления предприятием. Оно начинается с установления потребности в материальных ресурсах и определения величины завоза каждого вида, профиля, марки, размера сырья, материала, топлива, расчета балансов материально-технического обеспечения. Потребность предприятия в материальных ресурсах определяется для различных нужд:
выполнения планов производства и сбыта готовой продукции
освоения новых видов продукции
ремонтных нужд
изготовления технологической оснастки
реализации мероприятий плана технического развития и повышения эффективности производства
капитального строительства и непромышленных целей
создания переходящих запасов
и др.
Система управления запасами, характеризующимися зависимым спросом, называется планированием материальных потребностей. Она использует преимущества того, что зависимый спрос можно прогнозировать, поскольку в его основе лежат планы производства. Цель такого планирования материальных потребностей заключается в том, чтобы иметь в запасах только то, что непосредственно требуется для выполнения планов текущего производства.
Система планирования материальных потребностей нуждается в информации трех видов.
1. План производства продукции.
2. Спецификация материалов для изделий с указанием деталей и их количества, требующегося для сборки одного изделия.
3. Инвентаризационные данные по данной позиции с зависимым спросом. В частности, необходимо знать:
количество, имеющееся в запасах на данный момент
заказанное количество и ожидаемый срок получения заказа
время реализации заказа
Анализ при планировании потребности идет в три этапа:
1. Суммарная потребность (или позиция) рассчитывается на основе плана производства и спецификации материалов.
2. Чистая потребность вычисляется путем вычитания из показателя суммарной потребности количества, имеющегося в наличии, и заказанного количества со сроком поставки, отвечающим плану производства.
3. С учетом сроков реализации заказов планируется время размещения заказа так, чтобы удовлетворить чистую потребность к планируемой дате начала производства.
Практическое использование и реализация системы планирования материальных потребностей в обстановке производства, когда требуются сотни и даже тысячи различных наименований, представляет собой весьма сложное дело.
Определение потребностей материальных ресурсов на производство продукции – наиболее важный расчет. Исходными данными для него являются: план производства по номенклатуре и в натуральном выражении (шт., м², м, п.м.), а также нормы расхода материалов на изделие, единицу оборудования или 1м² производственной площади. От качества разработки нормативов зависит эффективность использования сырья, материалов, топлива.
Норма расхода материала – плановая минимальная величина расхода материальных ресурсов, необходимая для изготовления единицы продукции.
Основой нормы является полезный расход материала – чистая масса (чистовой вес) готового изделия в процессе обработки. При этом учитываются технологические потери, которые могут быть возвратными и невозвратными, и прочие технико-организационные потери (технически неизбежный брак, утилизируемые и неутилизируемые производственные потери, потери из-за условий поставки – немерности, некратности, потери при транспортировке и хранении и т.д.).
Расчет потребности материальных ресурсов на производственную программу может осуществляться разными методами в зависимости от отраслевых и технологических особенностей производства, наличия данных для расчета и т.д.
Составной частью плановой потребности предприятия в материальных ресурсах предприятия является потребность в создании переходящего производственного запаса. Его величина определяется произведением нормы этого запаса в днях среднесуточного потребления и потребности в материале на товарный выпуск, деленном на количество дней в плановом периоде.
С учетом всех вышеперечисленных составляющих определяется общая потребность в материальных ресурсах на плановый период. Однако она не совпадает с тем их количеством, которое требуется получить со стороны, так как на начало планового периода всегда имеются их остатки на складах. Частично ее можно возместить за счет внутренних ресурсов: вторичного сырья и промышленных отходов, восстановления ранее изношенных изделий и др. Поэтому завершающим этапом разработки плана потребности являются: определение размера получения материалов со стороны, равного разнице между общей потребностью и внутренними источниками ее покрытия; составление балансов материально-технического обеспечения, в которых, наряду с потребностью, указываются источники ее покрытия (остатки на начало планового периода, оптовая торговля, вторичные ресурсы и отходы производства, самозаготовки местных видов сырья и топлива и др.).
Информация о работе Система планирования производственной программы