Система планирования производственной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
 изучение сущности и содержания производственной программы;
 раскрытие понятия прибыли и рентабельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия 7
1.2 Показатели планирования производства 9
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ 15
2.1 Расчет потребности в ресурсах 15
2.2 Планирование доходов и расходов 19
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Для оценки собственного вклада предприятия в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и до­бавленной стоимости.

Объем чистой продукции (ЧП) – это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:

• фонд оплаты труда по предприятию в целом (ФОТ);

• сумма отчислений на социальные нужды (Онс);

• прибыль предприятия (Пб), т.е.:

ЧП = ФОТ + Онс + Пб , млн. руб. (1.3)

Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом – часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:

• фонд оплаты труда по предприятию в целом;

• сумму отчислений на социальные нужды;

• амортизационные отчисления (Ао);

• прибыль предприятия, т.е.:

ДС = ФОТ + Онс + Ао + Пб , млн. руб. (1.4)

Важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход предпри­ятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.

Особенно важным показателем деятельности предприятия явля­ется сумма полученной им от всех источников прибыли. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, полученный от всех видов его деятельности и опреде­ляемый разницей между его совокупным доходом и совокупными расходами. Основными источниками образования общей суммы прибыли предприятия являются прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.

Прибылью о/и реализации (Прп) признается такая прибыль, ко­торая получена от продаж:

• продукции (работ и услуг) собственного производства;

• ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

• покупных товаров;

• собственных основных фондов;

• товаров и услуг собственных обслуживающих производств и хозяйств.

В прибыль от внереализационных, операций (Пвр) включаются:

• дивиденды по акциям, вложенным в другие предприятия;

• доходы по облигациям;

• суммы процентных денег, полученных от числящихся на банковских счетах средств предприятия;

• выручка от реализации излишних материальных ценностей и других активов;

• средства, полученные в виде безвозвратной финансовой по­мощи;

• другие доходы, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции.

Общая сумма прибыли, полученной из всех этих источников, называется валовой (балансовой) прибылью (Пб), т.е.:

Пб = Прп + Пвр , млн. руб. (1.5)

Основной составной частью балансовой прибыли предприятия является прибыль от реализации произведенной продукции (работ и услуг), удельный вес которой в сумме валовой прибыли составля­ет 90-95%. Сумма прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг (Прп) рассчитывается как разность между объемом продаж продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-изготовителя и полной ее себестоимостью. [3, c.126]

Прибыль – главный побудительный мотив собственников, ме­неджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней. Это обусловлено теми ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной эконо­мики, поскольку:

• во-первых, прибыль обеспечивает собственнику имущества предприятия не только уровень его благосостояния, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли;

• во-вторых, менеджеры предприятия, не являющиеся собст­венниками его имущества, также заинтересованы в получе­нии предприятием прибыли, поскольку она является важнейшим критерием успеха их деятельности по управлению предприятием и, кроме того, уровень оплаты их труда также во многом определяется суммой полученной предприятием прибыли;

• в-третьих, для работающих других категорий рост прибыли предприятия также является стимулирующим их эффективную деятельность фактором, поскольку это обеспечивает получение повышенных сумм по дивидендам тех работни­ков, которые являются держателями акций данного пред­приятия, помимо этого, высокая прибыльность предприятия служит основанием для повышения заработной платы и удовлетворения ряда социальных потребностей работающих;

• в-четвертых, прибыль является основным внутренним ис­точником формирования инвестиционных ресурсов пред­приятия, обеспечивающих его развитие, она повышает конкурентоспособность предприятия и служит основным средством ее расширенного воспроизводства;

• в-пятых, прибыль предприятия служит основным защитным средством, предохраняющим его от банкротства.

Решая задачу выбора показателей, которые могли бы макси­мально достоверно характеризовать результат и эффект его функ­ционирования, следует остановиться на уточнении самих понятий «результат» и «эффект».

Результат в самом общем смысле означает итог или следствие какого-либо процесса или действия. Основным результатом произ­водственного процесса выступает объем произведенной продукции (работ или услуг), выраженный в тех или иных единицах измере­ния. Очевидно, что процесс производства может сопровождаться получением разного рода результатов как положительных (напри­мер, произведенная и имеющая спрос на рынке продукция), так и отрицательных (например, бракованная продукция, продукция, не нашедшая спроса на рынке по различным причинам, образование веществ нетоварного выхода, нанесенный производством целевой продукции экологический ущерб и т.д.).

Показателями, оценивающими положительный результат произ­водства, могут выступать те, которые характеризуют объем произве­денной продукции, обладающей свойствами товара, но еще не пере­шедшей из сферы производства в сферу потребления. Среди таких объемных показателей, наиболее часто используемых для оценки ре­зультата производства в стоимостном выражении, необходимо на­звать объем валовой продукции (Vвп) и объем производства товарной продукции (Vтп). Кроме того, показателями, оценивающими индиви­дуальный результат работы предприятия, могут служить: объем полу­ченной на предприятии чистой продукции (ЧП) или сумма добав­ленной стоимости (ДС), созданной на данном предприятии.

Под «эффектом» всегда подразумевается только конечный и по­лезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или действия.

Исходя из сформулированной двуединой цели функцио­нирования предприятия было установлено, что внешней его целью является производство и реализация продукции (работ, услуг), бла­годаря чему достигается удовлетворение рыночного спроса, а внут­ренней целью предприятия — получение максимально возможной суммы прибыли.

Поэтому следует сказать, что показателем, характеризующим внешний эффект производственной деятельности предприятия должен выступать объем реализованной продукции (Vpп).

Объясняется это тем, что в объем реализации включается толь­ко та продукция, которая не только закончена производством, но и в требуемом объеме, необходимого качества, нужного ассортимента, в установленные договором на поставку сроки дошла до своего по­требителя, а деньги за нее поступили на расчетный счет предпри­ятия-поставщика. Именно этими обстоятельствами устанавливается факт поступления этой продукции в сферу потребления, а следова­тельно, и факт реализации внешней цели деятельности предприятия — удовлетворение рыночной потребности в данном виде про­дукции.

Показателем, характеризующим внутренний эффект производст­венной деятельности предприятия, должна выступать сумма полу­ченной прибыли от реализации (Прп).

Неоспоримость этого утверждения доказывается ролью и значе­нием прибыли (они охарактеризованы выше), которые она играет в процессе реализации в первую очередь внутренних интересов пред­приятия.

Показатели объема реализации (дохода предприятия) и суммы прибыли от этой реализации очень тесно связаны между собой, по­скольку получение прибыли возможно тогда и только тогда, когда предприятие реализовало свою продукцию, удовлетворив тем самым рыночные потребности. Иначе говоря, получение прибыли является следствием достижения первоочередной цели предприятия — удовле­творение рыночной потребности в произведенных и реализованных товарах.


2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Расчет потребности в ресурсах

 

Планирование материально-технического обеспечения является одной из важнейших функций управления предприятием. Оно начинается с установления потребности в материальных ресурсах и определения величины завоза каждого вида, профиля, марки, размера сырья, материала, топлива, расчета балансов материально-технического обеспечения. Потребность предприятия в материальных ресурсах определяется для различных нужд:

                    выполнения планов производства и сбыта готовой продукции

                    освоения новых видов продукции

                    ремонтных нужд

                    изготовления технологической оснастки

                    реализации мероприятий плана технического развития и  повышения эффективности производства

                    капитального строительства и непромышленных целей

                    создания переходящих запасов

                    и др.

Система управления запасами, характеризующимися зависимым спросом, называется планированием материальных потребностей. Она использует преимущества того, что зависимый спрос можно прогнозировать, поскольку в его основе лежат планы производства. Цель такого планирования материальных потребностей заключается в том, чтобы иметь в запасах только то, что непосредственно требуется для выполнения планов текущего производства.

Система планирования материальных потребностей нуждается в информации трех видов.

1.                  План производства продукции.

2.                  Спецификация материалов для изделий с указанием деталей и их количества, требующегося для сборки одного изделия.

3.                  Инвентаризационные данные по данной позиции с зависимым спросом. В частности, необходимо знать:

                    количество, имеющееся в запасах на данный момент

                    заказанное количество и ожидаемый срок получения заказа

                    время реализации заказа

Анализ при планировании потребности идет в три этапа:

1.                  Суммарная потребность (или позиция) рассчитывается на основе плана производства и спецификации материалов.

2.                  Чистая потребность вычисляется путем вычитания из показателя суммарной потребности количества, имеющегося в наличии, и заказанного количества со сроком поставки, отвечающим плану производства.

3.                  С учетом сроков реализации заказов планируется время размещения заказа так, чтобы удовлетворить чистую потребность к планируемой дате начала производства.

Практическое использование и реализация системы планирования материальных потребностей в обстановке производства, когда требуются сотни и даже тысячи различных наименований, представляет собой весьма сложное дело.

Определение потребностей материальных ресурсов на производство продукции – наиболее важный расчет. Исходными данными для него являются: план производства по номенклатуре и в натуральном выражении (шт., м², м, п.м.), а также нормы расхода материалов на изделие, единицу оборудования или 1м² производственной площади. От качества разработки нормативов зависит эффективность использования сырья, материалов, топлива.

Норма расхода материала – плановая минимальная величина расхода материальных ресурсов, необходимая для изготовления единицы продукции.

Основой нормы является полезный расход материала – чистая масса (чистовой вес) готового изделия в процессе обработки. При этом учитываются технологические потери, которые могут быть возвратными и невозвратными, и прочие технико-организационные потери (технически неизбежный брак, утилизируемые и неутилизируемые производственные потери, потери из-за условий поставки – немерности, некратности, потери при транспортировке и хранении и т.д.).

Расчет потребности материальных ресурсов на производственную программу может осуществляться разными методами в зависимости от отраслевых и технологических особенностей производства, наличия данных для расчета и т.д.

Составной частью плановой потребности предприятия в материальных ресурсах предприятия является потребность в создании переходящего производственного запаса. Его величина определяется произведением нормы этого запаса в днях среднесуточного потребления и потребности в материале на товарный выпуск, деленном на количество дней в плановом периоде.

С учетом всех вышеперечисленных составляющих определяется общая потребность в материальных ресурсах на плановый период. Однако она не совпадает с тем их количеством, которое требуется получить со стороны, так как на начало планового периода всегда имеются их остатки на складах. Частично ее можно возместить за счет внутренних ресурсов: вторичного сырья и промышленных отходов, восстановления ранее изношенных изделий и др. Поэтому завершающим этапом разработки плана потребности являются: определение размера получения материалов со стороны, равного разнице между общей потребностью и внутренними источниками ее покрытия; составление балансов материально-технического обеспечения, в которых, наряду с потребностью, указываются источники ее покрытия (остатки на начало планового периода, оптовая торговля, вторичные ресурсы и отходы производства, самозаготовки местных  видов сырья и топлива и др.).

Информация о работе Система планирования производственной программы