Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение тактического и стратегического планирования на предприятии.
Задачи:
изучение сущности и содержания производственной программы;
раскрытие понятия прибыли и рентабельности;
ВВЕДЕНИЕ 6
1 сУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 7
1.1 Понятие и содержание производственной программы предприятия 7
1.2 Показатели планирования производства 9
2 ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ 15
2.1 Расчет потребности в ресурсах 15
2.2 Планирование доходов и расходов 19
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности 21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Потребность в материальных ресурсах (план снабжения) должна быть полностью сбалансирована с планом производства продукции по договорам, а его реализация и обеспечение материальными ресурсами производственных подразделений предприятия в срок – обеспечивать возможности обязательного выполнения графиков производства и поставок продукции.
Следующим этапом планирования МТС является планирование рационального размещения заказов. В условиях рыночной экономики одной из основных задач предприятия по МТС является оптимальный выбор из большого числа предприятий-поставщиков, предлагающих свою продукцию, достойных поставщиков материальных ресурсов. Предпосылкой для такого оптимального выбора являются сравнительные характеристики соотношения «цена – достигаемый результат» для различных поставщиков товара.
Особое место в управлении запасами занимает систематический анализ, контроль состояния и регулирование материальных запасов.
Оптимальное использование производственных запасов является одной из главнейших обязанностей руководителей всех уровней, так как убытки, связанные с запасами, могут отразиться на прибылях предприятия (устаревание запасов вследствие снятия продукции с производства, порча, недостатки в планировании, контроле и регулировании и др.).
Кроме этого необходимо отслеживать, как выполняется заказ.
В целом производственный запас состоит из двух элементов: текущего и резервного (страхового) запасов.
Текущий запас предназначен для обеспечения непрерывности производства в период времени между двумя поставками материалов. Он неизбежно возникает при периодической транспортировке материалов от поставщика потребителю дискретным транспортом (железнодорожным, водным, автомобильным, воздушным) партиями, превышающими дневной расход. При непрерывной транспортировке (например, жидких материалов по трубам) текущий запас материалов на предприятии не образуется.
Величина текущего запаса материалов меняется от максимальной (в день их поступления) до нуля (перед днем прибытия новой партии).
Резервный (страховой) запас создается специально для обеспечения непрерывного хода производства на случай задержки поступления очередной партии материалов или перерывов в работе непрерывного транспорта. Этот запас при отсутствии отклонений, зафиксированных в сроках поставки, не расходуется, и его величина остается постоянной. Размер этого запаса зависит от скорости, регулярности и надежности поставок материалов.
2.2 Планирование доходов и расходов
Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны деятельности предприятия; оно обеспечивает необходимый предварительный контроль над образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия.
Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.) Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.
В процессе составления проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т. д.
В процессе разработки финансового плана определяются: затраты на реализуемую продукцию, выручка от реализации, денежные накопления, амортизация, объем и источники финансирования намечаемых на планируемый период инвестиций, потребность в оборотных средствах и источники ее покрытия, распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.
Финансовое планирование на предприятии имеет следующую целевую направленность: обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности предприятия, увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место, организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами, обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Традиционной формой финансового плана является баланс доходов и расходов. Работа по составлению финансового плана проводится в несколько этапов:
первый этап – оценка исполнения финансового плана за предшествующий период;
второй этап – рассмотрение проектируемых производственных показателей, на основе которых будет составляться финансовый план;
третий этап – разработка проекта финансового плана.
В целях большей оперативности и с учетом инфляции целесообразно составлять баланс доходов и расходов по кварталам планируемого года.
Для составления баланса доходов и расходов необходимо в качестве базы иметь расчеты: выручки от реализации; прибыли и направлений ее расходования; потребности в собственных оборотных средствах; величины и использования амортизации; размеров и направлений использования ремонтного фонда и др.
2.3 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности
Себестоимость – это финансовые затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров и услуг. Себестоимость включает в себя издержки на материалы, накладные расходы, энергию, заработную плату, амортизацию и т.д.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.
При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.
В плане по себестоимости продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.
Определение плановой себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.
Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.
Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.
Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
В планировании прибыли используются методы:
• прямого счета;
• аналитический;
• на основание эффекта производственного (операционного) рычага;
• на основе бюджетирования.
1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода — укрупненный расчет по позициям плана.
2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска.
3. Метод, основанный на эффекте производственного рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.
Следует подробно изучить методы планирования прибыли. Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т.е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.
4. Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Работа по составлению плана производства предприятия нуждается в дальнейшем совершенствовании на основе применения экономико-математических методов. Одним из них является матричное моделирование плана. Применяются и другие методы оптимизации плана производства продукции.
Информация о работе Система планирования производственной программы