Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:17, курсовая работа
Целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия по дисциплине «Инновационный менеджмент» с использованием средства разработки Macromedia Authorware.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать предметную область, выделить основные разделы курса в соответствии с учебным стандартом дисциплины и разработать тестовые и практические задания;
2. выявить состав и возможности программы Macromedia Authorware;
3. создать структуру учебного комплекса и наполнить его материалом;
Введение
Глава 1. Общая характеристика дисциплины «Инновационный менеджмент»
1.1 Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины
1.2. Основные понятия.
Глава 2 Средства создания электронных учебных пособий
2.1. Инструментальные средства создания и взаимодействия ЭУП
2.2 Сравнительный анализ Macromedia Authorware 6 и HyperMethod 3.5
Глава 3. Разработка электронного учебного пособия
3.1 Построения структуры учебника
3.2 Процесс создания электронного учебника
Заключение
Список использованной литературы.
В экономической литературе связь нововведений с предпринимательской деятельностью прослеживается с начала прошлого века. Около 1800г. французский экономист Ж. Б. Сэй отмечал, что “предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и большей результативностью” [2].
В определении предпринимательства, данного американским специалистом по менеджменту П. Друкером, отмечается: “Нововведение - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг” [2].
Автор широко известной книги “Управление научно-техническими нововведениями” Брайан Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [4]. По мнению венгерского экономиста Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-
В последующих трудах современных российских ученых в области социальных проблем инноватики, стратегии инновационного и научно- технического развития, а также инновационного менеджмента А.И. Пригожина, В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова и др. даются определения новых направлений развития классификации инноваций [7-13]. В работе [7] дается расширенное определение нововведениям как “целенаправленное изменение, которое вносит в сферу внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы экономического, организационного, управляющего, правового и педагогического характера”. В работе [13] отмечается, что инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления и включают следующие виды: технико-технологические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и экологические.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на “Руководстве Осло”, принятом в 1992г. [14]. Таким образом, в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1, 10,12,14]. C учетом данного определения строится и классификация инноваций, представленная основными группами, показанными на рис. 1.1.
Рисунок 1.1.
По предметным областям научно-технического и социального прогресса инновации классифицируются по рубрикаторам как Национальной классификации изобретений (НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующем преобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции в Международную патентную классификацию (МПК), включающую восемь разделов, 118 классов и 617 подклассов [12]. Распределение классифицируемых областей осуществляется следующим образом:
А - удовлетворение жизненных потребностей человека;
В - различные технологические процессы;
С - химия и металлургия;
D - текстиль и бумага;
Е - строительство и горное дело;
F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;
G - физика;
Н – электричество.
По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:
• зародыши новых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методами терминологического и лексического анализа на основе информации в научных статьях, отчетах, трудах конференций, семинаров, совещаний на ранних этапах зарождения нового и смены старого терминологически-лексического аппарата;
• новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, выявленные методом структурно- морфологического анализа на основе информации об изменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболее перспективного направления развития инновации строится матрица морфологического анализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных (прогнозируемых) способов осуществления.
• товары-аналоги, выявленные методами патентов-аналогов и экспертных оценок публикационной активности на основе логического анализа группой экспертов точек роста количества патентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области с использованием классификационной шкалы, например, психофизической шкалы полезности Харрингтона, позволяющей дать количественную оценку эффективности инноваций [15].
По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные [9, 16]. Стратегические инновации – это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации - это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынке сбыта.
По целям разработки и сферам распространения инновации делятся на:
• продуктовые - это те, которые включают создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;
• процессные или технологические - это те, которые включают создание и использование новых процессов, технологий или методов организации и управления производством, предприятием, фирмой и информационными потоками в экономической и социальной сферах;
• рыночные - это инновации, открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой и торгово-посреднической деятельности;
• научно-педагогические - это инновации, направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;
• правовые - это те, которые позволяют создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты;
По особенностям инновационного процесса выделяют следующие инновации:
• новшества, создаваемые и используемые внутри одной и той же организации и не принимающие непосредственно товарной формы;
• нововведение- это новшество, принятое к распространению между различными организациями как предмет купли-продажи;
• диффузная инновация- эта высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.
Классификация инноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:
1. Дать всестороннюю оценку различным видам инноваций и осуществить “привязку” к конкретному типу предпринимательской деятельности, а также определить уровень влияния инновационного процесса на продвижение того или иного товара.
2. Осуществить выбор инновационной стратегии в зависимости от преобладания в деятельности предпринимателя определенных типов инноваций.
3. Сформировать структуру и способы управления фирмой в зависимости от типа инноваций, т.е. конкретизировать место и роль инновационного менеджмента.
Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования разработки производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса, предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.
Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, которые, как уже отмечалось, относятся к фундаментальным научным исследованиям и реализуют результаты ФТИ. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Основными источниками финансирования поисковых НИР являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе. Это обусловлено тем, что законченное решение научно-технической проблемы по результатам поисковых НИР характеризуется достижением важных качественных показателей.
На втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.
На третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР. Из анализа тенденций в распределении затрат по укрупненным стадиям ОКР можно сделать вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весь цикл работ по этапу, раздельно по наиболее существенным результатам.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения-продукта от запуска в производство до выхода на рынок в качестве товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции в реконструкцию производственных мощностей, затраты на подготовку персонала, рекламную деятельность и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.
Управление инновациями является одной из задач стратегического менеджмента корпорации, прежде всего посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.
На практике ресурсы фирмы всегда ограничены, и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс - эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе. Стратегия НИОКР на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.11. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.
Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР
Сфера влияния | Корпоративная стратегия | Стратегия НИОКР |
Ресурсы | Распределение между сферами управления | Распределение между проектами |
Критерии определения целей | Экономическая обстановка на рынке | Положение корпорации на рынке |
Области бизнеса | Продуктово-рыночная стратегия | Технико-продуктовая стратегия |
Объекты планирования | Продуктово-рыночный ассортимент | Балансировка портфеля проектов |
Временной аспект | Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов |