Сущность инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Краткое описание

Одной из таких форм объединения являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Это явление в экономике России второй половины 90-х годов ХХ века можно считать наиболее ярким. Существующие промышленные предприятия уже не могут функционировать по-старому, однако еще не разработаны научно обоснованные методы по организации новых производственных структур.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС……………………………………..4
ФАКТОРЫ СПРОСА…………………………………………………..5
КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОРПОРАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КОМАНДЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ……..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….16

Файлы: 1 файл

26иннов.менеджент.docx

— 336.38 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС……………………………………..4
  2. ФАКТОРЫ СПРОСА…………………………………………………..5
  3. КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОРПОРАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КОМАНДЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКЕ……..11

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..15

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВедение

     В условиях переходной экономики, когда  макроэкономическая ситуация в стране подвержена серьезным колебаниям, а  инфляция обуславливает высокие  процентные ставки, производственные предприятия и коммерческие компании ищут новые эффективные формы  организации. Предприятия бывшего  государственного сектора смогли в  это время оценить особенности  рыночного совместного ведения  дел, пережив, как правило, сильнейшую декомпозицию — следствие эйфории  от ослабления государственной вертикали  управления, акционирования и приватизации — и реальную угрозу попасть в  зону кризисного развития и даже банкротства. Те, кто обошел эти рифы, быстро расстались с романтизмом эпохи хозяйственной  самостоятельности и уже на основе трезвого расчета стали искать возможности  объединиться с технологически близкими предприятиями.

     Одной из таких форм объединения являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Это  явление в экономике России второй половины 90-х годов ХХ века можно  считать наиболее ярким. Существующие промышленные предприятия уже не могут функционировать по-старому, однако еще не разработаны научно обоснованные методы по организации  новых производственных структур.

     Если  в плановой экономике основным критерием  объединения предприятий была народнохозяйственная эффективность и целесообразность [52, 65, 69], то в рыночной экономике  этот критерий заменяется на критерии локальной коммерческой прибыльности [66]. Возникает необходимость квалифицированного управления функционированием финансово-промышленных групп.  
 

     1. ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС»

     В мировой литературе «инновация»  объясняется как переведение  научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах  и технологиях. С переходом России от командно-административной к рыночной экономике «инновация» стала  более распространенным понятием. Появились  и стали использоваться такие  понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная  модель», «промышленный образец», «товарный  знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

     Согласно  Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные  в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

     Насчитывается более 100 различных определений инновации  как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости  от масштаба, инновации бывают локальными, масштабными. Инновации делятся  по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и т. д.).

     Инновационный процесс – совокупность последовательно  осуществляемых действий по внедрению  и применению научных исследований, изобретений, разработок, проектов и  иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые  товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

     Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

     Инновационный процесс – это последовательность действий по инициации инновации, при  которой происходят создание новых  продуктов и операций, а также  их успешная реализация на рынке. В  дальнейшем принимаются меры по более  широкому распространению полученных результатов.

     Обычно  выделяют шесть элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

     1) зарождение идеи инновации;

     2) маркетинг инновации;

     3) оценка экономической эффективности инновации;

     4) освоение инновации;

     5) коммерческая реализация инновации;

     6) продвижение инновации.

     Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

     В условиях современного рынка компаниям  нужно постоянно внедрять инновационные  разработки. 

     2. Факторы спроса

     Для управления спросом предприятию  — производителю новой продукции  необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и  называемые детерминантами спроса. Детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.

     Все факторы спроса на новую продукцию  можно разделить на внутренние, относящиеся  к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные в основном с особенностями функционирования внешней среды (табл. 10.4).

     

     Рассмотрим  влияние  наиболее  важных    внутренних факторов,

     

которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию производителя.

     Если  предприятие производит новую технику, то для ее распространения на рынке  огромное значение имеют конструктивные особенности предлагаемого образца. Если он не отвечает отраслевым стандартам, то усложняется его послепродажное обслуживание и исключается возможность  использования в качестве комплектующего. Следствием этого будет отсутствие спроса на данную продукцию или низкий уровень его.

     Аналогично  стандартам на обеспечение спроса на новую продукцию конечного бытового потребления (одежду, обувь, мебель и  т.п.) влияет мода. Если ее действие не учтено, новая продукция не найдет спроса.

     Не  менее важным фактором спроса является качество новой продукции. Безотказность  работы новой техники, технологии, отсутствие явных и скрытых дефектов в  товарах народного потребления  способствуют спросу на них, и, наоборот, обнаружение брака в процессе эксплуатации новой продукции снижает  спрос на нее.

     Фактором, содействующим спросу, являются условия  продажи, в частности обеспечение  гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции. В отношении новой техники и технологии — это установка, наладка, обслуживание, обеспечение запасными частями, создание специализированных мастерских и мобильных бригад по ее обслуживанию и ремонту.

     Стимулирующее воздействие на спрос оказывает  транснациональный уровень отрасли (фирмы). Чем он выше, тем шире внешняя  интеграция отрасли, на большее количество заграничных рынков выходит новая  продукция, ускоряется ее распространение  и увеличивается спрос на нее.

     Одним из наиболее важных факторов спроса является устанавливаемая цена на новую продукцию. Скидки к цене и иные ценовые льготы способствуют продвижению нового товара на рынки. Кроме того, цена в этом случае может использоваться в качестве барьера для проникновения на рынок новых фирм.

     Для признания нового изделия (технологии) рынком и, следовательно, обеспечения  спроса на него большое значение имеет  выбор наиболее авторитетного покупателя создающего «авторитетное мнение»  о данной продукции. Такая сбытовая стратегия называется «стратегией  светила». Причем первые покупатели пользуются льготными условиями приобретения товара, способствуя своим авторитетом  повышению спроса на него, в 

     Огромную  важность для распространения новой  научно-технической продукции имеют  коммуникационные факторы. Фирмы, отрасли, производящие новую продукцию, могут характеризоваться открытостью или закрытостью контактов в информационном отношении. В первом случае они активно участвуют в научно-технических семинарах, симпозиумах, демонстрируют свои разработки и достижения. Таким образом, еще до выведения новой продукции на рынок они знакомят с ней потребителя, формируя у него спрос. Во втором — при отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы-производителя.

       Один из наиболее важных внутренних  факторов спроса на научно-техническую  продукцию — уровень профессиональной  подготовки персонала предприятия-производителя.  Чем выше образовательный и  профессиональный уровень инженерных  и рабочих кадров, тем выше  качество разработки и готовой  продукции, а чем выше уровень  служащих, тем больше гарантий  в изготовлении продукции в  соответствии с опытным образцом (по дизайну, материалу и т.п.) и сбыте в запланированном объеме, обеспечиваемом персоналом службы маркетинга (сбыта).

     Рассмотрим  теперь внешние детерминанты спроса, значительная часть которых характеризует  среду обитания предприятия, производящего  и (или) реализующего новую научно-техническую  продукцию.

     1. Если общеэкономическое состояние  государства стабильно, уровень  инфляции невысок, то не нарушается  процесс обновления технической  базы производственных предприятий  — основных потребителей новой  научно-технической продукции, и на нее постоянно существует спрос, стимулирующий научно-технический прогресс в обществе. Экономическая дестабилизация общества делает невозможным вложение средств в технико-технологические инновации из-за их быстрого обесценения и ухудшения финансового состояния предприятий — пользователей нововведений. Следствием этого является падение спроса на новую продукцию производственного назначения.

     Одновременно  по той же причине среди определенных групп потребителей может возникнуть и увеличиться спрос на новую  бытовую технику, приобретение которой  связано с попыткой вложить обесценивающиеся деньги в товары длительного пользования. Это необходимо учитывать производителям при разработке производственной программы  и проведении рекламной кампании. Даже незначительные, но активно рекламируемые  усовершенствования бытовой техники  вызывают в условиях инфляции неадекватно  высокий спрос на нее.

     Важное  значение для стимулирования разработки, предложения и спроса на инновационную  продукцию имеет правовое обеспечение  хозяйственной деятельности. Если наука  и научное обслуживание, производство и вложение средств в техническое  перевооружение субъектов рыночной экономики пользуются налоговыми льготами, это служит мощным фактором, стимулирующим разработку и внедрение научно-технических нововведений, т.е. спрос на них даже в условиях инфляции.

     6.  Фактор — соотношение на рынке  старой и новой продукции —  частично порождается действием  предыдущего. Поскольку спрос  на продукцию, предлагаемую на  рынке длительное время, постепенно  затухает, это затухание вызывает  спрос на ее новые виды, что  приводит к цикличности спроса  и стимулирует обновление продукции.

     7.  Важное, стимулирующее спрос действие  оказывает повышение эффективности  работы потребителя нововведений, повышение фондоотдачи, снижение  материалоемкости и трудоемкости, опережение конкурентов по качеству, времени выпуска новой продукции и другим показателям.

     8.  Одним из факторов спроса на  новую продукцию является действенность  рекламы, на которую в свою  очередь влияет ее вид и  форма, место и время проведения, продолжительность рекламной кампании, а также психологическое восприятие  рекламы потребителем нововведения.

     9.  Доходы потребителей — фактор, прямо влияющий на характер  спроса: чем они выше, тем больше  спрос. Причем это касается  спроса на нормальные товары  или товары высшей категории,  к которым относится и спрос  на научно-техническую продукцию. (В отличие от нововведений  при повышении доходов падает  спрос на товары низшей категории.)

     10.  Наличие на рынке «старых»  товаров аналогичного назначения  является фактором, снижающим спрос  на новую продукцию. Следовательно,  производитель должен для формирования  спроса на нее при выходе  на рынок установить цену ниже, чем цена товаров-заменителей.  То есть наличие товаров-заменителей  оказывает на спрос на новые товары обратное влияние.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента