Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 19:35, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире происходит постоянный и скоростной прирост пользователей глобальной информационной сети Интернет, как в количественном так и качественномотношении.
В Российской Федерации в настоящий момент не существует отдельной отрасли законодательства, регулирующейотношения в Интернет, , пока низка правоприменительная активность органов государственной власти в указанной сфере.
Введение
Раздел 1. Информационные правоотношения в Интернете.
1.1. Понятие, предмет и источники Интернет.
1.2. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
Раздел 2. Проблемы правового регулирования Интернет – отношений.
2.1 Проблемы правового регулирований Интернет – отношений в Российской Федерации
2.2 Проблемы правового регулирования международных Интернет -отношений
Заключение
Список литературы
Всё сказанное позволяет
сделать вывод о том, что человечество
без всяких преувеличений
1.2.Основные направления
правового регулирования
Основные направления - правового регулирования
отношений в Интернет:
защита от вредной и незаконной
информации;
соблюдение авторских и смежных
прав в условиях распространения информации
в электронной форме и технически легкого
копирования такой информации;
вопросы электронного документооборота, доменные
имена, правовое регулирование отношений
при использовании электронной цифровой
подписи;
вопросы киберэкономики (электронные
деньги, реклама, маркетинг, электронные
публикации, электронные контракты, налог
на передачу информации;
информационная безопасность как
состояние защищенности всех объектов
информационных правоотношений в Интернет;
правонарушения в Интернет.
При правовом регулировании отношений
в Интернет важно соблюдение баланса:
-между свободой слова и интересами несовершеннолетних.
Например, любые действия по защите несовершеннолетних
не должны принимать формы безусловного
запрета на использование Интернет для
распространения содержания, доступного
с помощью иных средств;
-свободы доступа к информации и информационной
безопасностью личности, общества, государства.
Защита государственной тайны, коммерческой
тайны, других видов тайн не должна накладывать
запрет на распространение и свободный
доступ к информации, затрагивающие свободы
и права человека и гражданина;
-свободы производства информации и ограничения
производства и распространения опасной
информации, информации, оскорбляющей
личность. Свобода — не вседозволенность.
Потребители имеют все больший доступ
к онлайновым банковским операциям, каталогам
и прочим услугам. Оплачиваться услуги
могут как традиционными методами, так
и электронными с использованием (электронных
денег) .Системы электронных
денег разрабатывают несколько компаний.
Сами электронные деньги — эквивалент
банковского депозита, либо выданный в
виде зашифрованной серии цифр компьютерным
сетям, либо записанный на карточку со
встроенным микропроцессором.
Важной вехой на пути формирования основ
информационного общества на международном
уровне следует считать принятие в Окинаве Хартии
Глобального информационного общества10, в которой устанавливаются основные
принципы вхождения мирового сообщества
в такое общество на основе единой информационной
инфраструктуры, базис которой составляет
Интернет .
Таким образом, правовое регулирование
отношений в Интернет может базироваться
на основе нормативных актов информационного
законодательства. Можно выделить основные
направления этого законодательства,
имеющие наиболее тесную связь с отношениями,
возникающими в Интернет, многие из которых
могут быть трансформированы для распространения
их действия и на виртуальную среду.
Это следующие направления:
законодательство об осуществлении права
на поиск, получение и потребление информации
(о праве на доступ к информации);
законодательство об интеллектуальной
собственности (законодательство об авторском
праве и смежных правах, патентное законодательство,
законодательство о ноу-хау);
законодательство о СМИ;
законодательство о документированной
информации и об информационных ресурсах;
законодательство об информации ограниченного
доступа;
законодательство о создании и применении
информационных систем, информационных
технологий и средств их обеспечения;
законодательство об ответственности
за правонарушения в информационной сфере.
Именно нормы актов этих направлений могут
быть рассмотрены на предмет дополнений
и изменений для приведения в соответствие
с особенностям среды Интернет.
Кроме того, важнейшее значение сегодня
приобретает работа по формированию актов
международного законодательства, ибо
именно на этом уровне необходимо регулировать
основную группу отношений, возникающих
в виртуальной среде Интернет, не имеющей
географических границ.
2.1 Проблемы правового регулирований Интернет – отношений в Российской Федерации
В настоящее время ни в одной из стран
мира нет кодифицированного законодательства,
регулирующего правоотношения в сети
Интернет. Существующие нормативно-правовые
акты регулируют частные аспекты функционирования
Сети, к ним относятся, прежде всего, вопросы
подключения к ней через поставщиков,
предоставления соответствующих линий
связи и отдельных услуг и т.д11.
Практика правоприменения в этой области
недостаточно развита, усложняется отсутствием
федерального закона о российском сегменте,
экстерриториальным характером сети Интернет
и другими факторами.
Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 19, ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29, 55 Конституции РФ).
Согласно ст. 34 Устава международного союза электросвязи12 государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
Выработку и реализацию единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), в том числе по вопросам развития сети Интернет, системы цифрового вещания и радиовещания, новых технологий в этих областях, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий.13
Уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, связи, информационных технологий, обработки персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)14.
В настоящее время Минкомсвязь России совместно с Роскомнадзором разрабатывают методику контроля качества предоставления Интернет-услуг, прорабатывается вопрос использования свободных лицензий в авторском праве в условиях развития Интернета15. Это станет существенным шагом вперед на пути эффективной защиты прав пользователей Интернета.
В числе полномочий Роскомнадзора – выдача лицензий операторам Интернет-связи, регистрация СМИ, а также применение мер профилактического и пресекательного характера, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в указанной сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
В силу ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов Роскомнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.5 (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов); 5.10 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах); 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом); 5.13 (непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации); 5.51 (нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов); 6.13 (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры); 7.12(за совершение нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в сфере массовых коммуникаций); ч. 1 и 2 ст. 13.5 (нарушение правил охраны линий или сооружений связи), ч. 5 ст. 13.12 (грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации), ст. 13.15 (злоупотребление свободой массовой информации), 13.16 (воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации); 13.20 (нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов), 13.21 (нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации), 13.23 (нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров); ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)); ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства); ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения); 19.7 (непредставление сведений (информации).
Роскомнадзор ведет реестры операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; операторов, осуществляющих обработку персональных данных; реестры лицензий; единые общероссийские реестры средств массовой информации.
В современный период средства массовой информации являются активными участниками Интернет-отношений.
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) не содержит понятия «электронное средство массовой информации».
В Постановлении Пленума Верховного
Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 16.09.2010) «О
практике применения судами Закона РФ
«О средствах массовой информации» подчеркивается,
что периодическое распространение массовой
информации может осуществляться через
информационно-
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о СМИ правила, установленные данным Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное.
Положения Закона о СМИ могут применяться к этим отношениям только с учетом особенностей распространения информации через такие сети.
В силу норм ст. 8, 10, 11 Закона о СМИ вопросы государственной регистрации средства массовой информации поставлены в зависимость от распространения продукции средства массовой информации. Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.
Лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ без учета особенностей, предусмотренных о средствах массовой информации.
Ст. 1 Закона о СМИ устанавливает свободу массовой информации, которая включает в себя и право любого лица учредить средство массовой информации в любой не запрещенной законом форме.
Создание сайтов в сети Интернет и использование их для периодического распространения массовой информации законодательством не запрещено.
Верховный Суд РФ подчеркнул, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию. В выходных данных сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, должны указываться зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Отсутствие этих данных может служить основанием для привлечения лиц, осуществляющих периодическое распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, к ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных средства массовой информации.
Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет не используются технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через сайт в сети Интернет, не требуется.
Регистрирующий орган (Роскомнадзор) вправе направить письменное предупреждение учредителю, редакции в случаях злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ, ст. 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»), которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность СМИ подлежит прекращению в установленном законом порядке (ст. 16 Закона о СМИ), если указанное предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для его вынесения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушений закона в деятельности СМИ.
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 Закона о СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 59 Закона о СМИ).
Например, не допускается распространять в СМИ, в том числе в электронных СМИ, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, экстремистских материалов.
Запрещается распространение в СМИ и в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 4 Закона о СМИ).
Информация о работе Проблемы правового регулирования Интернет – отношений