Проблемы правового регулирования Интернет – отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире происходит постоянный и скоростной прирост пользователей глобальной информационной сети Интернет, как в количественном так и качественномотношении.
В Российской Федерации в настоящий момент не существует отдельной отрасли законодательства, регулирующейотношения в Интернет, , пока низка правоприменительная активность органов государственной власти в указанной сфере.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Информационные правоотношения в Интернете.
1.1. Понятие, предмет и источники Интернет.
1.2. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
Раздел 2. Проблемы правового регулирования Интернет – отношений.
2.1 Проблемы правового регулирований Интернет – отношений в Российской Федерации
2.2 Проблемы правового регулирования международных Интернет -отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая тема № 15.docx

— 68.13 Кб (Скачать)

В связи со спецификой Интернет-пространства, возможностью читателей публично высказывать свое мнение о размещаемых материалах, в 2010 г. Роскомнадзор утвердил порядок направления в адрес Интернет-СМИ обращений о недопустимости злоупотреблений свободой СМИ в комментариях читателей16.

В соответствии с утвержденным Порядком, Роскомнадзор, в случае установления факта публикации комментариев читателей Интернет-СМИ с признаками злоупотребления свободой массовой информации, направляет в адрес данного СМИ обращение, в котором предлагает незамедлительно удалить с сайта противоправные комментарии, либо отредактировать их, руководствуясь ст. 42 Закона о СМИ.

В случае неисполнения требований Роскомнадзора, в адрес Интернет-СМИ направляется предупреждение, которые впоследствии могут служить основанием для прекращения деятельности СМИ в судебном порядке.

Роскомнадзор осуществляет целый ряд полномочий и в отношении операторов Интернет-связи. Он осуществляет проверки деятельности операторов и вправе выдать предписание об устранении выявленных правонарушений, предупреждение о приостановлении деятельности лицензии, составить протоколы об административных правонарушениях, подготовить и направить материалы проверки в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела, в соответствии с подведомственностью17.

Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием коллективного доступа относятся к универсальным услугам связи (Ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О связи», далее – Закон о связи).

Порядок оказания универсальных услуг связи определяется Правилами оказания услуг связи (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2007 № 815), Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 (ред. от 16.02.2008) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных».

Защита прав пользователей, гарантии получения услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется Законом о связи, гражданским законодательством, законодательством РФ о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 62 Закона о связи).

Исходя из нормы ст. 63 Закона о связи Интернет-операторы связи обязаны соблюдать тайну связи. Вместе с тем ст. 64 закрепляет их обязанность предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

При этом требование конфиденциальности информации является вторичным по отношению к обеспечению физического и нравственного благополучия человека. Этот подход прослеживается и в практике Европейского Суда по правам человека.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации).

Ст. 15 Закона установлено, что регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в РФ с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Законом об информации.

Развивая положения Конституции РФ, Закон об информации конкретизирует право на доступ к информации и ограничение доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9).

Положения Закона об информации не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которые подробно урегулированы в четвертой части ГК РФ18

Закон об информации устанавливает виды ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную (ст. 17).

Немало дискуссий вызывает положение об освобождении оператора Интернет-связи от гражданско-правовой ответственности за распространение незаконной информации другим лицом, ее хранение и предоставление доступа к ней, при условии передачи такой информации без изменений и исправлений и если лицо не могло знать о незаконности распространения информации (п. 3 ст. 17 Закона об информации).

Представляется, что указанные нормы не снимают гражданско-правовой ответственности с оператора Интернет-связи, в случае, если он предостережен прокурором о недопустимости нарушения закона при размещении конкретной информации. С этого момента можно считать, что он осведомлен о незаконности распространения этой информации и в дальнейшем подлежит установленной законом ответственности.

Подход о возможности привлечении оператора Интернет-связи к ответственности за размещенные с его помощью в сети Интернет материалы только в случае наличия его вины (т.е. в случае знания провайдера о существовании нарушения прав правообладателей) практикуется и в европейских странах. Согласно ст. 15 Директивы Европейского союза № 2000/31/EC «Директива об электронной информации» государства - члены Союза не вправе устанавливать в отношении Интернет-провайдеров каких-либо обязательств по активному повседневному отслеживанию фактов, свидетельствующих о незаконной деятельности в сети Интернет.

Отдельного внимания заслуживают вопросы правового регулирования статуса органов государственной власти в сети Интернет.

Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» введено понятие «официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления» (ст. 1). Закон определяет содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет (ст. 13).

В развитие норм указанного Закона издано Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

Вопросы обеспечения информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена урегулированы Указом Президента РФ от 17.03.2008 № 351 (ред. от 14.01.2011).

Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 № 654-р утвержден перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

С 1 июля 2011 года федеральные органы исполнительной власти предоставляют заинтересованным органам и организациям по их запросам в электронном виде сведения о лицах или объектах и идентификаторы.

Постепенно формируется система «электронного правительства» в российском сегменте сети Интернет. Открыт портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р (ред. от 08.09.2010) утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю сети Интернет, обеспечивает простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.

Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Указанный Закон определяет понятие портала государственных и муниципальных услуг как государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям об этих услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено функционирование официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг –www.zakupki.gov.ru (ст. 16).

За нарушение порядка размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на официальном сайте в сети Интернет предусмотрена административная ответственность (ст. 7.30 КоАП РФ).

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за опубликование в сети Интернет недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 7.31 КоАП РФ).

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.30, 7.31 КоАП РФ являются ФАС России и Рособоронзаказ.

При размещении информации в сети Интернет органы государственной власти, как и другие субъекты Интернет-отношений, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных). Органами прокуратуры наработана определенная практика применения мер прокурорского реагирования на нарушения Закона о защите персональных данных граждан в сети Интернет[8], в том числе в связи с нарушениями, допускаемыми органами государственной власти.

Многочисленные нарушения в сети Интернет обусловливают необходимость ограничения доступа к некоторым сайтам, содержащим незаконную информацию.

Оператор Интернет-связи имеет технические возможности для ограничения доступа к незаконной и вредоносной информации с помощью применения специальных программных фильтров.

Как правило, доступ к незаконному контенту закрывается по требованию правоохранительных органов, органов прокуратуры или по решению суда.

Глобальный масштаб приобрела проблема распространения детской порнографии в Интернете. Для ее решения консолидированы усилия государственных органов, бизнеса и гражданского общества. Более 2-х лет успешно действует Горячая линия на базе фонда «Дружественный Рунет», работающая в партнерстве с Управлением «К» МВД России. В результате закрыты тысячи противоправных сетевых ресурсов, возбуждены сотни уголовных дел по ст. 242.1 УК РФ в отношении создателей и распространителей детской порнографии. В 2010 г. регистраторы доменных имен сняли делегирование 29 доменам с детской порнографией. При запуске нового национального кириллистического домена .РФ был сформирован стоп-лист доменных имен, которые могут быть использованы для распространения детской порнографии. По состоянию на 1 января 2013 г. в 99 % случаев контент был удален, либо сайты полностью заблокированы19.

Постепенно нарабатывается определенная судебная практика в области правоотношений, возникающих в сети Интернет.

Например, в 2010 г. в г. Екатеринбурге по иску прокурора к оператору Интернет-связи в защиту неопределенного круга лиц от распространения курительных смесей через Интернет судом вынесено решение об ограничении использования содержащего незаконную информацию сайта путем фильтрации его IP-адресов. В 2011 г. в г. Волгограде в ходе рассмотрения судом иска прокурора, провайдер добровольно закрыл доступ к сайту Сергея Мавроди «МММ-2011».

В целом, судебные прецеденты в рассматриваемой сфере крайне редки и сосредоточены в основном вокруг института интеллектуальной собственности, ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистские материалы, привлечения к ответственности лиц, распространяющих детскую порнографию в сети Интернет. Вместе с тем все чаще именно Интернет-пространство становится местом, где совершаются миллионы незаконных сделок, продаются наркотики, человеческие органы, дети, рекламируется педофилия и происходит растление малолетних, на сайтах свободно предоставляются персональные данные граждан, адреса нелегальных казино.

В этой связи наряду с общей поддержкой свободного функционирования Интернета, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что Интернет – это сила, которая может быть конструктивной, полезной, а может быть деструктивной и способной разрушить общественные системы, нанести прямой вред здоровью и жизни людей.

Несмотря на отсутствие специального акта об Интернете, субъекты отношений в российском сегменте сети Интернет, имеют права и несут обязанности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами и в случае совершения правонарушений подлежат установленной законом ответственности.

2.2 Проблемы правового  регулирования международных Интернет  -отношений

В рамках различных международных организации предпринимались попытки определить статус Интернета и урегулировать правоотношения по поводу его использования, несмотря на это единого мнения пока не существует. Однако организации мирового сообщества предпринимают меры для правого регулирования Интернета. 
В этой связи можно назвать следующие важные документы: 
 
1) Комиссия ООЕ по праву международной торговли ЮНСИНТРАЛ 
- Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронной коммерции»  
- Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронных подписях»  
2) Совет Европы 
- Конвенция «О защите ФЛ в отношении автоматической обработки персональных данных»  
- Дополнительный протокол к конвенции о защите ФЛ в отношении автоматической обработки персональных данных, касающихся надзорных органов и трансграничных потоков данных  
- Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве 
Конвенция о киберпреступности 
3) Международная торговая палата 
- Общие обычаи для удостоверенной цифровым способом международной коммерции  
- Общие принципы рекламы и маркетинга в Интернете  
4) Европейская экономическая комиссия ООН и центр ООН 
- Типовое соглашение обмена при международном коммерческом использовании электронного обмена данными. 
- Соглашение об электронной коммерции. 
5) СНГ 
- Модельный закон «Об электронной цифровой подписи»  
- Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации  
6) Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности  
- Договор о защите авторских прав  
- Единая Политика Рассмотрения Споров о Доменных Именах и Правила к Политике 
 
Таким образом, несмотря на то что в международном масштабе правового регулирования Интернетом существуют множество механизмов, таких как конвенции, договоры, декларации, рекомендации и другие нормативно-правовые акты, не все аспекты общественных отношений в Глобальной Сети имеют на сегодня четко определенную правовую основу. Причины данной проблемы кроются в неоднородности мира, каждая страна имеет свою политическую, культурную, идеологическую и правовую особенности, что затрудняет процесс выработки единых международных правовых норм.  
В связи с чем национальные механизмы и подходы регулирования проблемы содержания Интернета разнообразны. К примеру США поддерживает политику максимального невмешательства со стороны государства, а такие страны как Китай, Куба, Вьетнам ведут крайне строгую цензуру, а так же существует страны где ограничивается доступ к некоторым сайтам, к таким странам можно отнести Францию, Великобританию, Австралию, в том числе Казахстан и многие др. Если учитывать механизмы национального регулирования, можно разделить по следующим категориям:  
ограничение доступа к определенной информации для взрослых;  
запрещение открытого доступа к Интернету; 
ограничение доступа детей; 
ограничения для провайдеров. 
Учитывая, что большинство стран мира имеют собственное видение интернет-политики в отношении управления, «необязательные международные нормы» становится единственным механизмом правового регулирования глобальной сети, это обозначает что они не содержат международно-правовых обязательств и закрепляются в рекомендательных актах международных организаций. 
Казахстан является страной, которая на протяжении нескольких лет целенаправленно ведет государственную политику правового регулирования национального интернет-пространства, основы правового регулирования были заложены 2001 году. Более активные действия реализовались в 2009 году, наша страна приняла ряд нормативно-правовых актов о регулирования функционирования интернета. Закон РК «О внесении изменений в некоторые дополнительные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» является основным законодательным актом, который изменил суть правовых отношений всех субъектов казахстанского интернет пространства. Закон стал фактором подтверждения выводов о том, что в стране взят курс направленный на ограничение свободы массовой информации в глобальной сети. Ограничения в данном законе значительно превышает предусмотренных в Международном пакте о гражданских и политических правах и документами ОБСЕ в этой сфере.  
Закон заменил понятие «web-сайт» на понятие «интернет-ресурс» во всех законодательных актах, это повлияло на значительное расширение понятие. Таким образом, интернет-ресурсы начали приравниваться к средствам массовой информации со всеми вытекающими негативными последствиями.  
Международные организации выступили критикой данному закону. По словам советника по политическим вопросом ОБСЕ Эндрю Оффенберха, техническое регулирование интернета недопустимо, а так же приравнивание всех интернет-ресурсов приведет к снижению профессиональной деятельности журналистов и к снижению свободы самовыражения и самореализации. 
Международное сообщество давно ищет эффективные решения пути и механизмов правового регулирования с целью защиты пользователей, а не ограничения свободы. Поэтому для Казахстана важно переходить на новый уровень регулирования и управления интернет-ресурсов.  
Особенности сети Интернет требует не только дополнения и дороботки существующих правовых-нормативных актов, деклараций, конвенций и других важных документов, но и нового осмысления проблем глобальной сети и нового эффективного подхода к решению проблем. В условиях глабольного мира и развития информационно-коммуникационных технологий особую актуальность представляют вопросы противодействия правонарушениям в глобальной сети Интернет.

Информация о работе Проблемы правового регулирования Интернет – отношений