Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:23, шпаргалка
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Основные особенности и характеристики информационного общества:
НЦПИ на деле обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации, вносит свой вклад в повышение качества нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствует росту правовой культуры белорусского общества.
Правовой информацией, подготовленной центром, пользуются миллионы людей.
27. работа с эталонным банком данных правовой информации на сайте НЦПИ.
Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь - основной государственный информационно-правовой ресурс, который формируется и ведется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) и представляет собой совокупность банков данных «Законодательство Республики Беларусь», «Решения органов местного управления и самоуправления», «Международные договоры».
ИПС «ЭТАЛОН» 6.1 включает в себя следующие банки данных:
- Законодательство Республики Беларусь
- Решения органов местного управления и самоуправления
- Международные договоры
- Распоряжения
Правительства и Премьер-
- Судебная практика
- Правоприменительная практика
В ИПС «ЭТАЛОН» 6.1 добавлены виртуальные банки данных правовой информации, представляющие собой структурированную подборку нормативных правовых актов по определенным тематикам:
- Кодексы
- Административные процедуры
- Таможенный союз
- В
помощь идеологическому
- Информатизация
- Права несовершеннолетних
28. основные положения
Концепции электронного
Концепция интеграции государственных информационных систем в структуру межведомственного взаимодействия
Международный опыт интеграции государственных информационных систем в структуру межведомственного взаимодействия
Одной из важнейших целей внедрения информационных технологий является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления. Для достижения этой цели необходимо проводить реинжиниринг процессов на всех уровнях и обеспечить переход от ведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан. "Принцип одного окна" во взаимоотношениях бизнеса с государством необходимо развивать и распространять на взаимоотношения государства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое для того, чтобы осуществить необходимую для него операцию, он должен просто обратиться в государственные органы. А весь дальнейший взаимообмен документами и обмен информацией должен происходить без его участия и в фиксированные сроки. Только таким образом реализуемо электронное правительство.
Для этого необходимы общенациональные стандарты для взаимодействия и информационного обмена между ведомствами. Это общая осознанная проблема всех систем электронного правительства, которые сейчас внедряются в мире. В наиболее продвинутых системах возникают соответствующие стандарты, например, для известного проекта, реализованного в Великобритании - UK Government Gateway (EN) (Шлюз государственных служб Великобритании) выработан специальный стандарт, базирующийся на XML, для обмена данными между разными государственными службами при автоматизации государства.
Постепенно осознается факт того, что взаимодействия типа G2G могут проходить в электронной форме не только между ведомствами одного государства, но и между ведомствами разных государств. Некоторые международные организации уже занимаются стандартизацией форматов документов для разных форм межгосударственного взаимодействия, например, UN ЕСЕ (United Nations Economic Commission for Europe - Европейская экономическая комиссия ООН) разработала стандарт документов для международной торговли - UNeDocs (EN), также базирующийся на XML. Участниками взаимообмена по UNeDocs могут быть, например, таможенные службы различных государств.
Работы по созданию электронных
государственных служб в
Американское
правительство ведет
В настоящее время особое внимание федеральное правительство США уделяет:
электронной торговле между государственными организациями и министерствами, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд;
доступу населения
к правительственной и
использованию смарт-карт, в том числе в федеральном правительстве;
решению различного рода задач, в частности, получению официальных документов через правительственные веб-узлы, оплате налогов, предоставлению статистической информации о работе государственного аппарата населению и др.;
применению ИТ в медицине и здравоохранении.
Программа работ по созданию электронных государственных служб в Великобритании составлена на основе положений "Белой книги по модернизации правительства" (Modernising Government White Paper). Программа называется "E-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age" ("Электронные граждане, электронный бизнес, электронные государственные службы. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху"), и ее основная цель заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к Правительству информационного века.
Разрабатываемая
правительственная стратегия
Из приведенных примеров можно увидеть, что в передовых странах перестройка деятельности правительств осуществляется в их тесном взаимодействии с гражданами, бизнесом и общественными организациями. Наиболее четко и прозрачно это взаимодействие построено в ЕС, где существует так называемый Форум информационного общества, в который входят представители всех стран ЕС, основных сословий населения и государственные чиновники. Форум вырабатывает рекомендации депутатам Европарламента по законодательному обеспечению развития информационного общества в ЕС, включая и перестройку Европравительства.
Ключевая часть сингапурской информационной стратегии - первая в мире государственная интерактивная мультимедийная сеть "Сингапур-ОДИН". Она позволяет эффективно работать в "интеллектуальной среде": делать покупки, производить банковские операции, знакомиться с новостями, развлекаться.
Разработанная Национальным Советом по Компьютеризации система обслуживания граждан eCitizen, название которой может расшифровываться не только как "электронный гражданин", но и как "каждый гражданин" (every citizen), объединяет все электронные операции.
Для организаций портал предоставляет доступ к электронным формам налоговых и других платежей, а также к системе электронных государственных закупок. Здесь же можно зарегистрировать товарный знак или патент, получить информацию о различных правительственных программах поддержки и развития бизнеса, льготных схемах кредитования, консалтинге и обучении, особенно в отношении малых и средних предприятий.
Маврикий - островное
государство в Индийском
У правительства Маврикия теперь есть четкая концепция преобразования страны в информационное общество. В стране имеется 100% цифровая сеть, с принятием ряда законов создана регулирующая правовая база, а в настоящее время проводится приватизация и либерализация телекоммуникаций. Национальный стратегический план в области ИТ направлен то, чтобы превратить Маврикий в современное государство и усилить его конкурентоспособность на мировом рынке в целях улучшения качества жизни населения. План предусматривает повышение эффективности государственных служб, приближение правительства к народу и использование ИТ для улучшения системы образования.
Таким образом, реформирование органов государственной власти при переходе к информационному обществу включает не только внедрение современных ИТ, но и интеграцию на их основе всех имеющихся способов взаимодействия государства и граждан. Внедрение информационных технологий позволяет оптимизировать функционирование органов власти и применять индивидуальный подход к обслуживанию граждан.
Концепция организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти и формирования электронного правительства
Реализация
инициатив в области
Организация такого
межведомственного взаимодейств
Можно со всей определенностью сказать, что задача интеграции информационных систем, стоящая перед государством, по своей масштабности и сложности превосходит проблемы интеграции в коммерческом секторе и промышленности. Подходы к решению этой задачи должны опираться на современную архитектуру. Сегодня индустрия информационных технологий предлагает все необходимые элементы такой архитектуры, среди которых открытые стандарты XML и веб-служб для решения задачи межведомственного информационного обмена.
Большое значение имеет интеграция республиканских, региональных и муниципальных информационных ресурсов, что позволит, в том числе, повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т.д.
В государственной программе "Электронная Беларусь" поставлены приоритетные задачи - создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых "электронных административных регламентов", которые являются способом формализованного описания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц с использованием современных информационных технологий. Такие задачи требуют построения инфраструктуры межведомственного взаимодействия адекватной сложности решаемых задач.
Большинство государств, как правило, рассматривает инициативы в области электронного правительства в контексте более широких государственных инициатив по реформированию деятельности органов власти или, другими словами, в области правительственной и административной реформы.
Многие страны
мира, в том числе и Республика
Беларусь, уже внедрили или только
еще реализуют большое
* Публикация (распространение) информации. Создание приложений, которые обеспечивают доступ к правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагает отношения, в которых и государство, и адресат играют пассивную роль. Примером таких отношений может служить размещение в Интернете баз данных по законодательству.
* Электронные формы (и интерактивное взаимодействие). Например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, так как имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.
* Транзакции. К
числу таких приложений