Правовая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:23, шпаргалка

Краткое описание

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Основные особенности и характеристики информационного общества:

Файлы: 1 файл

правовая информатика.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Организация расследования на первоначальном этапе.

Раскрывать  преступления в сфере компьютерной информации, сложно, так как нередко преступники прибегают к различным уловкам, маскируют свои преступные деяния многочисленными объективными и субъективными причинами, которые действительно могут иметь место (например, сбой в работе ЭВМ и программного обеспечения, средств электросвязи, энергообеспечивающего оборудования; замыкания в электропроводке и т.п.).

Перечень неотложных следственных действий и оперативных  мероприятий, очередность их проведения будут определяться конкретной следственной ситуацией, в которой начинается расследование. Следственная ситуация характеризуется прежде всего объемом и достоверностью исходной криминалистически значимой информации, имеющейся в распоряжении следователя и оперативного работника.

Поводами и  основаниями для возбуждения уголовных дел чаще всего служат: заявления граждан (конкретных потерпевших); сообщения руководителей предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц (базирующиеся, как правило, на материалах контрольно-ревизионных проверок и сообщениях служб безопасности); сведения, полученные в результате проведения оперативно -розыскных мероприятий; непосредственное обнаружение следователем, прокурором или судом признаков преступления; статьи, заметки и письма, опубликованные в средствах массовой информации, а также в сети «Интернет».

Как правило, возбуждению  уголовного дела предшествует предварительная  проверка материалов, поступивших в  правоохранительные органы. В связи  с этим, следователь может заблаговременно  ознакомиться с собранными по делу материалами, совместно с оперативным сотрудником выбрать в тактическом отношении наиболее оптимальный момент для возбуждения дела, а также определить характер и последовательность первоначальных следственных действий, организационных и иных мероприятий. Успех расследования преступления в сфере компьютерной информации во многом обеспечивают: быстрота и решительность действий следователя и оперативного сотрудника в самые первые часы производства по делу; организованное взаимодействие с различными подразделениями правоохранительных органов; наличие специалиста в области компьютерной обработки информации (возможно, пользователя ЭВМ).

В ходе предварительной  проверки материалов при решении  вопроса о возбуждении уголовного дела следователь должен прежде всего получить четкое и полное представление о предмете посягательства, месте его нахождения и условиях охраны; о характере деятельности и структуре объекта, где возможно было совершено преступление; об особенностях технологии производства; изучить конкретные условия деятельности данного объекта, существующий там порядок учета и отчетности, систему товаро- и документооборота, коммуникативные и иные тактико-технические характеристики используемой компьютерной техники, организацию охраны. Необходимо также хорошо знать служебные обязанности лиц, имеющих прямые или косвенные отношения к орудиям обработки и компьютерной информации,  которые стали предметом преступного посягательства.[32]

К типичным признакам  подготовки, совершения и сокрытия преступления в сфере компьютерной информации относятся: появление в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети фальшивых данных; несанкционированные изменения структуры файловой системы, программного обеспечения и конфигурации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети; необычные (нестандартные) проявления в работе СВТ и их программного обеспечения; частые сбои в работе аппаратуры; жалобы клиентов на предоставление некачественного доступа к ЭВМ, системе ЭВМ, их сети или компьютерной информации; сверхурочная работа некоторых сотрудников на ЭВМ, в системе ЭВМ или их сети, нарушение установленного графика их эксплуатации; нерегламентированный доступ к ЭВМ, системе ЭВМ, их сети и к компьютерной информации отдельных субъектов; нарушение правил работы с компьютерной информацией и несанкционированные манипуляции с ней; чрезмерный интерес отдельных субъектов (клиентов, сотрудников) к содержанию чужих распечаток (листингов) и компьютерной информации определенной категории; случаи перезаписи отдельных данных и компьютерной информации без серьезных требуемых на то причин; применение на рабочем месте и вынос с работы личных машинных носителей информации под различными предлогами (записи игр и т.п.); исследование мусорных корзин (контейнеров) с технологическими отходами компьютерной обработки информации; случаи утечки конфиденциальной информации, либо обнаружение негласных устройств ее получения; нарушение установленных правил оформления документов при работе с ЭВМ, системой ЭВМ, их сетью или компьютерной информацией; создание копий определенной категории данных и компьютерной информации, не предусмотренных технологическим процессом; несоответствие данных, содержащихся в первичных (исходных) документах, данным машинограмм и иным более поздним по времени создания документам; подозрительно частое обращение одного и того же пользователя к данным и компьютерной информации определенной категории.

Чтобы детально разобраться в особенностях деятельности потерпевшего (физического или юридического лица), следователю и оперативному сотруднику необходимо ознакомиться с  соответствующей справочной литературой, изучить ведомственные нормативные акты. Исключительно важное значение имеют консультации со специалистами. Для этих целей могут быть привлечены любые лица, обладающие необходимыми знаниями и опытом для дачи консультаций по делу. Как правило, это квалифицированные сотрудники различных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере информации, информатизации и защиты информации.

Для преступлений в сфере компьютерной информации типичны три ситуации первоначального  этапа расследования:

1. Сведения о  причинах возникновения общественно  опасных деяний, способе их совершения  и личности правонарушителя отсутствуют.

2. Имеются сведения  о причинах возникновения преступления, способе его совершения, но нет  сведений о личности преступника.

3. Известны причины возникновения преступления, способы его совершения и сокрытия, личность преступника и другие обстоятельства.

В первых двух следственных ситуациях обычно планируют и осуществляют следующие неотложные следственные действия, оперативно - розыскные, организационные и иные мероприятия:

1) получение  объяснения (допрос) заявителя или  лиц, на которых указано в  исходной информации как на  возможных свидетелей ( очевидцев);

2) вызов и  инструктаж необходимых специалистов  для участия в осмотре места  происшествия;

3) осмотр места  происшествия (с осмотром, предварительным  исследованием и изъятием машинных  носителей и компьютерной информации, СВТ, документов и т.п.);

4) проведение  оперативно-розыскных мероприятий  в целях установления причин  совершения преступления, выявления лиц, виновных в его совершении, определения рабочего места преступника, обнаружения следов и других вещественных доказательств;

5) изучение справочной  литературы, ведомственных нормативных  актов, положений, инструкций, правил  эксплуатации конкретного СВТ и порядка работы с компьютерной информацией, а также консультации с соответствующими специалистами;

6) наведение  справок в контролирующих, инспектирующих  и лицензирующих организациях  и их структурных подразделениях (Гостехкомиссии, налоговой инспекции, Комитете по контролю за использованием радиочастот, Энергонадзоре, Госпожнадзоре, КРУ, торговой инспекции и т.п.);

7) истребование  материалов контрольных проверок, инвентаризаций и ревизий (соблюдения  правил обработки информации, системы  защиты конфиденциальной информации, оборота электронных документов и др.) за интересующий следствие период, в случае необходимости - организовать их производство (в т.ч. повторно);

8) выемку и  последующий осмотр недостающих  документов (в том числе находящихся  в электронной форме на машинных носителях информации), характеризующих производственную операцию, в ходе которой по имеющимся данным совершены преступные действия, а также орудий (СВТ, программ для ЭВМ, компьютерной информации, предметов, материалов и др.), с помощью которых они, возможно, были изготовлены;

9) допросы подозреваемых  и/или свидетелей, ответственных  за данный участок работы, конкретную  производственную операцию и  защиту конфиденциальной информации;

10) обыски на  рабочих местах и по месту  проживания подозреваемых;

11) назначение  экспертиз - программно-технической,  радиотехнической, технической, бухгалтерской,  полимерных материалов и изделий  из них и иных.

Дальнейшие  действия планируются с учетом дополнительной информации, полученной при производстве вышеуказанных действий.

При наличии  третьей следственной ситуации необходимо:

1) изучить поступившие  материалы с позиций их полноты,  соблюдения норм уголовно-процессуального  законодательства и порядка их  передачи в органы предварительного  следствия. При необходимости - принять меры к получению недостающей процессуальной информации;

2) решить вопрос  о возможности задержания преступника  с поличным и о необходимых  в связи с этим мероприятиях;

3) личный обыск  задержанного;

4) осмотр места  происшествия с участием соответствующих заранее приглашенных специалистов;

4) допрос задержанного;

5) обыски на  рабочем месте и по месту  проживания задержанного;

6) установление  связей задержанного и лиц,  причастных к совершению преступления;

7) допрос свидетелей (очевидцев);

8) допрос подозреваемого;

9) выемка и  осмотр следующих вещественных  доказательств и документов: подлинных  документов, удостоверяющих личность  преступника и наличие у него  соответствующих специальных познаний, характеризующих те производственные  операции, в процессе которых допущены нарушения и преступные действия (в том числе документов, находящихся в электронной форме на машинных носителях информации); орудий подготовки, совершения и сокрытия преступления; предмета преступления;

10) допрос лиц,  названных в документах, переданных в следственные органы, как допустивших нарушения, ответственных за конкретный участок работы по фактам установленных нарушений;

11) истребование, а при необходимости производство  выемки нормативных актов и  документов, характеризующих порядок и организацию работы в данном подразделении с конфиденциальной информацией, с бланками строгой отчетности, компьютерной информацией, ЭВМ, системой ЭВМ, их сетью и т. п.;

12) допрос свидетелей, причастных к соответствующим  производственным операциям или подозреваемых в связях с преступником;

13) анализ полученной  информации и решение вопроса  о необходимости назначения судебных  экспертиз, проведения ревизии,  инвентаризации или контрольной  проверки (в том числе повторной).

В очередность  перечисленных следственных действий, оперативных и организационных мероприятий могут быть внесены коррективы в зависимости от изменения ситуации.

Особенности тактики производства отдельных  следственных действий.

Все следственные действия по делам о преступлениях  в сфере компьютерной информации должны проводиться в строгом соответствии с правилами, регламентированными действующим уголовно-процессуальным законодательством, но с учетом следующих основных особенностей:

следственное  действие должно быть заблаговременно  подготовлено и детально спланировано;

в каждом следственном действии должны принимать участие  специалисты четко представляющие свои задачи, права и обязанности; понятые должны обладать минимально необходимыми специальными познаниями в области обработки компьютерной информации (на уровне бытовых пользователей ПЭВМ), следователь и специалисты - познаниями в части полной сохранности (неизменяемости) компьютерной информации, содержащейся на осматриваемом (изымаемом) средстве электронно-вычислительной техники;

для осмотра, обыска и выемки компьютерной информации и ее носителей заранее должны быть подготовлены необходимые СВТ и материалы.

При осмотре места происшествия в состав следственно - оперативной группы в зависимости от конкретной следственной ситуации, помимо следователя, должны входить:

-специалист-криминалист, знающий особенности работы со следами по преступлениям данной категории; специалист по СВТ;

-специалист по компьютерным технологиям;

-специалист по сетевым технологиям (в случае наличия периферийного оборудования удаленного доступа или локальной компьютерной сети);

-специалист по системам электросвязи (при использовании для дистанционной передачи данных каналов электросвязи);

-оперативные сотрудники;

-участковый оперуполномоченный, обслуживающий данную территорию; инспектор отдела вневедомственной охраны (в случае, когда место происшествия или СВТ, находящееся на нем, одновременно является охраняемым объектом);

-специалист для проведения цветной фото- или видеосъемки следственного действия.

При необходимости  в состав СОГ могут быть включены незаинтересованные в деле специалисты, знающие специфику работы осматриваемого объекта (инженеры-электрики, бухгалтеры со знанием СВТ, специалисты спутниковых  систем связи, операторы компьютерных систем и сетей электросвязи, др.).

Информация о работе Правовая информатика