Правовая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:23, шпаргалка

Краткое описание

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Основные особенности и характеристики информационного общества:

Файлы: 1 файл

правовая информатика.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Программные средства включают в себя:

*парольный доступ-задание  полномочий пользователя;

*блокировка  экрана и клавиатуры;

*использование  средств парольной защиты BIOS на  сам BIOS и на ПК в целом  и т.д.

Под криптографическим способом защиты информации подразумевается ее шифрование при вводе в компьютерную систему.

На практике обычно используются комбинированные  способы защиты информации от несанкционированного доступа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. электронный  документооборот. Электронная цифровая подпись.

 

Использование системы электронного документооборота позволяет организовать передачу данных о ходе исполнения документов в электронном  виде, что качественно меняет организацию  контроля исполнения документов.

Система электронного документооборота обязательно включает текущий электронный архив, который решает проблемы оперативного доступа к информации и наличия возможности одновременного использования документа несколькими сотрудниками. Такая форма организации хранения значительно снижает вероятность потери информации и повышает оперативность работы за счет сокращения времени поиска нужного документа.

Использование электронного архива избавляет от необходимости  создавать фонд пользования архивных документов, так как по запросу  в любой момент может быть выдана электронная копия документа.

С юридической  точки зрения понятие электронного документооборота отличается от понятия  электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность электронных  документов.

Информацию, содержащуюся в документе, тоже можно разделить на две части. Первая часть - непосредственно содержание, вторая - вспомогательная информация, которая дает возможность установить его аутентичность. К ней относятся реквизиты типа исходящего номера, подписей и печатей.

В РБ 28 декабря 2009 г. принят Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Цель: обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

В Законе дано определение  электронного документа как документа, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Электронная цифровая подпись - последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.

Согласно Закону должна решать следующие задачи: защиту электронного документа от подделки, установление отсутствия искажений  информации в электронном документе, идентификацию владельца сертификата ключа подписи.

Объекты: Владелец сертификата ключа подписи т.е. любое физическое лицо зарегистрированное в уполномоченном удостоверяющем центре для которого были созданы закрытые ключи. Пользователь сертификата ключа подписи любое лицо правомочное на проверку подлинного документа.

Открытый ключ – последовательность символов, соответствующая определенному личному ключу, доступная для всех заинтересованных организаций или физических лиц и применяемая при проверке электронной цифровой подписи.

 

 

 

 

 

 

24. основные  правовые проблемы, связанные с  использованием Интернета.

 

К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем  нормативном урегулировании для  предотвращения отставания российского  сегмента Интернета от общемировых  тенденций и обеспечения защиты государственных интересов РБ в данной области, многие специалисты относят:

обеспечение свободного доступа российских пользователей  к сети Интернет и соответствующим  сетевым информационным ресурсам, а  также беспрепятственного информационного  обмена, в том числе международного;

определение порядка  и условий подключения к Интернету государственных органов, а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;

определение правового  режима информации, размещаемой в  Интернете или передаваемой через  предоставляемые в Интернете  средства обмена;

предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете, а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;

действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете;

защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые  собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами  услуг в Интернете;

создание нормативных  условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;

обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;

обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. поиск  правовой информации в Интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. характеристика  сайта НЦПИ

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Построение информационного  общества в Беларуси рассматривается  в качестве одной из приоритетных задач национального развития. РБ предприняла реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в правовую сферу, чем сделала доступной публичную информацию о деятельности государственных органов самому широкому кругу лиц.

Созданная на основе внедрения  современных информационных технологий в правовую сферу, государственная система правовой информации РБ (ГСПИ) гарантирует каждому человеку возможность реализации своего неотъемлемого права на получение полной, достоверной, официальной правовой информации.

Функционирование и  развитие ГСПИ обеспечивает Национальный центр правовой информации РБ (НЦПИ), который является центральным государственным научно-практическим учреждением в области правовой информатизации, а также реальным идеологом и координатором этих процессов, выполняющим данные функции в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Свою деятельность НЦПИ осуществляет в соответствии с Указом Президента РБ от 30 июня 1997 г. № 338 и Указом Президента РБ от 30 октября 1998 г. № 524.

Контроль за исполнением  НЦПИ решений Президента РБ и координация деятельности НЦПИ возлагаются на Администрацию Президента РБ (220016 г. Минск, ул. К.Маркса 38, тел. 375-17-2223712).

Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь, определенными Президентом Республики Беларусь, являются:

  • обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь;
  • формирование и ведение государственных информационно-правовых ресурсов, в том числе эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь (эталонный банк данных правовой информации);
  • распространение (предоставление) эталонной правовой информации, а также официальное опубликование правовых актов;
  • участие в координации деятельности государственных органов и иных государственных организаций по вопросам сбора, учета, обработки, хранения, систематизации, актуализации и распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, развитии и совершенствовании юридической терминологии на русском и белорусском языках и ее переводе на иностранные языки;
  • проведение научных исследований в области правовой информатизации;
  • обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией.

В соответствии с Положением о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь и в рамках решения основных задач НЦПИ осуществляет следующие функции:

  • осуществляет организационно-методическое обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь;
  • осуществляет сбор правовой информации в порядке, установленном законодательством, ее учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию;
  • обеспечивает ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и осуществляет издание официального периодического печатного издания «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и его электронной версии;
  • формирует и ведет эталонный банк данных правовой информации и иные государственные информационно-правовые ресурсы, в том числе на договорной основе для государственных органов и иных государственных организаций банки данных, содержащие правовые акты этих органов и информацию правоприменительного характера;
  • выполняет работы по формированию, ведению и обеспечению функционирования Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь и иных государственных информационно-правовых ресурсов, формируемых НЦПИ и размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • выполняет работы по ведению и сопровождению Единого правового классификатора Республики Беларусь, разрабатывает терминологические и иные словари, информационно-поисковые языки правовой тематики;
  • формирует электронную библиотеку, содержащую информацию о международном праве и законодательстве иностранных государств, обеспечивает доступ к ней государственных органов и иных государственных организаций;
  • осуществляет и обеспечивает распространение (предоставление) правовой информации в порядке, установленном законодательными актами;
  • осуществляет анализ распространяемой в Республике Беларусь правовой информации на основании предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями информационно-правовых ресурсов, печатных и электронных изданий, содержащих правовую информацию, а также доступа к информационно-правовым ресурсам, содержащим правовую информацию и размещаемым в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь создает РЦПИ и утверждает положения о них;
  • принимает участие в организации и осуществлении межгосударственного обмена правовой информацией;
  • в установленном порядке участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам развития государственной системы правовой информации РБ, правовой информатизации, иных актов по поручению Президента РБ либо Администрации Президента РБ;
  • участвует в подготовке специалистов и научных кадров в области правовой информатизации в порядке, установленном законодательством;
  • организует и проводит выставки, семинары, конференции и иные мероприятия, в том числе совместно с заинтересованными государственными органами и иными организациями;
  • взаимодействует с государственными органами и иными организациями в целях обеспечения:
  1. функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь;
  1. реализации государственной политики в сфере правовой информатизации;
  2. эффективного использования государственных информационно-правовых ресурсов, создания условий для их развития и систематического информационного наполнения;
  3. развития информационных технологий в области правовой информатизации;
  4. реализации мероприятий, направленных на обеспечение доступа граждан и организаций к эталонной правовой информации, формирование системы правового воспитания детей и молодежи, повышение уровня правовой информированности общества в рамках государственных, региональных и иных научно-технических программ;
  • осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством, поручениями Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь.

Центр имеет свои филиалы во всех областных центрах страны и г.Минске. У абсолютного большинства его сотрудников высшее образование, как правило, юридическое, математическое, инженерно-техническое и филологическое.  Средний возраст сотрудников составляет 35 лет.

Важнейшим итогом деятельности Центра является то, что за короткий срок в Беларуси создана эффективная государственная система правовой информации, основанная на использовании передовых информационных технологий. Эта система представляет собой целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет потребность в ней. В Беларуси решены вопросы консолидации потоков правовой информации в одну государственную структуру на уровне всех ветвей власти. Разработан и действует порядок обязательного и своевременного представления в НЦПИ правовых актов независимо от уровня принимающего их органа. По сути, произошла эволюция внедрения информатизации в национальное право на основе сплава современных компьютерных технологий и законодательства.

Уже через год после  создания НЦПИ организовал оперативное  обеспечение правовой информацией  государственных органов, существенно  расширил сферу распространения правовой информации в электронной форме, установил тесные деловые контакты с организациями соответствующего профиля в государствах - участниках СНГ и обеспечил значительное расширение межгосударственного обмена правовой информацией. (Из решения коллегии Администрации Президента Республики Беларусь, которая состоялась в НЦПИ 26 января 1999 г.)

Информация о работе Правовая информатика