Правовая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:23, шпаргалка

Краткое описание

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Основные особенности и характеристики информационного общества:

Файлы: 1 файл

правовая информатика.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Безусловно, первой задачей в области построения правительственного портала в Республике Беларусь и порталов региональных и местных органов власти будет публикация информации. Это будет огромным шагом в сторону повышения прозрачности органов власти при относительно небольших финансовых и технологических затратах. Более того, колоссальным достижением станет принятие государством нормативных актов о перечне информации, которую ведомства обязаны делать общедоступной, а также реальная публикация как этой информации, так и другой общедоступной информации на государственных порталах.

Однако если смотреть в будущее - на несколько  лет вперед, - то реализация определенных интерактивных услуг, и тем более  транзакционных услуг, потенциально может  принести реальную дополнительную пользу гражданам в виде экономии времени, затрачиваемого на взаимодействие с государством. Польза для государства будет состоять не только в повышении качества обслуживания граждан, но и в экономии средств, которые расходуются на такое обслуживание. В результате обе стороны выигрывают от такого взаимодействия - особенно, если рассматривать порталы в контексте всего спектра каналов взаимодействия государства с гражданами. Более интерактивные услуги потенциально несут не только большую ценность, но и большую технологическую сложность.

При этом новое качество предоставления услуг достигается только тогда, когда государственные учреждения используют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставления услуг.

Потенциальный путь развития электронного правительства - от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям - ведет к интеграции государственных услуг и трансформированию работы государственных органов на всех уровнях, к реализации административной реформы. Этот процесс включает инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы услуг, ранее невозможные без использования информационных технологий.

Так, например, правительство Финляндии реализовало  услугу, в рамках которой обеспечивается автоматический сбор персональной финансовой информации, хранящейся в банках и страховых компаниях. На основе этих данных заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется каждому гражданину для ознакомления и утверждения.

Из приведенного здесь рисунка видно, что даже в такой передовой стране, как США, - являющейся одним из мировых лидеров в области использования информационных технологий в государственных учреждениях - большинство услуг являются информационными. Но в то же время там уже реализовано определенное число проектов, которые предполагают выполнение реальных операций полностью от начала и до конца на основе использования электронных каналов предоставления услуг.

На основании  вышесказанного о реформировании деятельности государства путем интеграции услуг становятся очевидными причины возрастания роли правительственных порталов. При этом важную роль играют следующие факторы:

сегодня возможности  большинства правительственных  порталов ограничиваются переадресацией пользователя на интересующие его веб-узлы;

тем не менее, общая  тенденция состоит в движении в сторону предоставления "интегрированной  информации и услуг", что не требует  знания пользователем деталей структуры  государственного аппарата (лидерами здесь являются Австралия, Канада, Франция, Гонконг, Великобритания, Нидерланды, Испания и др.);

по мнению компании Accenture, "ориентированные на клиента  порталы являются ключом к преодолению  одного из серьезнейших препятствий  на пути создания электронного правительства - недостаточного взаимодействия между государственными органами";

как показывает опыт Великобритании, "успешные правительственные  порталы требуют интеграции государственной  инфраструктуры, систем, процессов  и услуг и должны фокусироваться на потребностях пользователей".

Важной частью моделей предоставления государственных услуг являются традиционные каналы, дополненные современными веб-технологиями. Даже в том случае, если персональное общение является ключевым компонентом услуги, веб-технологии могут способствовать улучшению ее качества.

Многие частные компании выбирают модель, в соответствии с которой используются центры телефонного обслуживания (call centers), но при этом они присутствуют как вторичный канал. С точки зрения повышения удобства и уменьшения затрат на обслуживание запросов граждан и бизнеса, государству было бы выгодно, чтобы его клиенты в максимальной степени пользовались каналами взаимодействия 1-го уровня (т.е. доступ к порталу с помощью персональных компьютеров, информационных киосков и пр) и только уже потом использовали другие каналы взаимодействия, такие как центры телефонного обслуживания или личные визиты в государственные организации.

Основной задачей  реализации данного направления  в Республике Беларусь является формирование единого национального информационного  ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, а также реализацию прав граждан и юридических лиц республики на свободное получение информации из этой системы. Конечной целью данного направления является создание единого информационного пространства как базы для социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

На первом этапе  планируется провести мониторинг действующих государственных и отраслевых программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности в части создания информационной инфраструктуры и формирования информационных ресурсов.

На основе этого  анализа будет разработан комплексный системный проект создания общегосударственной автоматизированной информационной системы, включающей проектные решения по созданию и развитию инфраструктуры информатизации:

сетевой инфраструктуры государственных органов, обеспечивающей выход в глобальные международные информационные сети;

общегосударственной сети информационных ресурсов, обеспечивающих информационную поддержку принятия решений на всех уровнях государственного управления (формирование единого национального  информационного ресурса).

Таким образом, вопросы интеграции государственных  информационных систем на основе открытых международных стандартов и создание соответствующей инфраструктуры играют ключевую роль в реализации концепции "электронного правительства".

 

 

 

 

 

29. компьютерные преступления и их расследование.

 

Криминалистическая  характеристика преступлений в сфере  компьютерной информации.

Криминалистическая  характеристика преступлений - категория динамичная, изменяющаяся в зависимости от криминальной практики. Например, меняются, становятся более изощренными способы совершения преступлений, претерпевают изменения цели и мотивы преступной деятельности, предметы преступного посягательства, причины и условия, способствовавшие данной группы (вида) преступлений, и др. В соответствии с этим меняются и видовые криминалистические характеристики преступлений. В отличие от уголовно-правовой характеристики, изменение которой происходит относительно медленно и лишь по воле законодателя, к криминалистический значимые элементы преступлений изменяются значительно быстрее, они наиболее подвижны. Поэтому видовая криминалистическая характеристика преступления - не застывшая, неизменная совокупность определенных сведений о данной группе (виде) преступлений, а подвижная категория, отражающая значимые особенности этих преступлений в определенный период времени.

Чтобы криминалистическая характеристика выполняла свою служебную  роль, способствовала раскрытию преступлений, она должна быть не только реальной и достаточно полной, но и современной. Она должна отражать последние изменения в криминальной практике, содержать «свежие» результаты криминалистического анализа данной группы (вида) преступлений, совершенных в последний (анализируемый) период времени.

Уголовное наказание  за совершение преступлений в сфере компьютерной информации предусмотрено главой 31-ой УК РБ. Преступными являются следующие виды деяний:

-Несанкционированный доступ к компьютерной информации Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты (несанкционированный доступ к компьютерной информации), повлекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда.

-Модификация компьютерной информации

Изменение информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо внесение заведомо ложной информации, причинившие существенный вред, при  отсутствии признаков преступления против собственности (модификация компьютерной информации).

-Компьютерный саботаж

Умышленные  уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод  из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя (компьютерный саботаж)

-Неправомерное завладение компьютерной информацией

Несанкционированное копирование либо иное неправомерное  завладение информацией, хранящейся в  компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи, повлекшие причинение существенного вреда.

-Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети

Изготовление  с целью сбыта либо сбыт специальных  программных или аппаратных средств  для получения неправомерного доступа  к защищенной компьютерной системе  или сети.

-Разработка, использование либо распространение вредоносных программ

Разработка  компьютерных программ или внесение изменений в существующие программы с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации или копирования информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо разработка специальных вирусных программ, либо заведомое их использование, либо распространение носителей с такими программами

-Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети

Умышленное  нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети лицом, имеющим  доступ к этой системе или сети, повлекшее по неосторожности уничтожение, блокирование, модификацию компьютерной информации, нарушение работы компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда.

Но, в «чистом» виде эти деяния встречаются очень  редко. Как правило, они совершаются в совокупности с иными общественно опасными деяниями и имеют факультативный характер. Это обусловлено тем, что при использовании компьютерной информации в качестве средства совершения другого преступления, она сама становится предметом общественно опасного деяния.

Хотя в действующем  законодательстве нет таких понятий, например как “компьютерная информация”, эти понятия можно выяснить в  специализированных изданиях. На основе определенных знаний в области компьютерных технологий можно вывести основные понятия следующим образом:

Компьютерная  информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы  их представления, находящиеся на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. Иными словами, это сведения, циркулирующие в вычислительной среде, зафиксированные на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающиеся по каналам электросвязи посредством электромагнитных сигналов из одной ЭВМ в другую, из ЭВМ на периферийное устройство, либо на управляющий датчик оборудования.

Компьютерная  информация всегда опосредована через  физический (машинный) носитель, вне  которого она не может существовать. Машинный носитель информации – это  любое техническое устройство либо физическое поле, предназначенное для фиксации, хранения, накопления, преобразования и передачи компьютерной информации. Наиболее распространены следующие виды машинных носителей информации:

-внутренний накопитель на жестком магнитном или магнитно – оптическом диске (НЖМД или НМОД – винчестер);

-внешний накопитель на жестком магнитном диске (ЗИП-драйвер);

-внешнее устройство накопления информации (стриммер);

-накопитель на магнитной ленте или специальной металлической нити (в кассетах или бобинах);

-гибкий магнитный диск (ГМД – дискета);

-оптический или магнитооптический диск (лазерный или компакт - диск);

-бумажная (картонная), пластиковая или металлическая карта;

-интегральная микросхема памяти (ИМСП) – микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы памяти ЭВМ и других компьютерных устройств, элементы и связи которого неразрывно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие;

-листинг – распечатка компьютерной информации на твердом физическом носителе (бумаге или пленке);

Информация о работе Правовая информатика