Правовая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:23, шпаргалка

Краткое описание

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Основные особенности и характеристики информационного общества:

Файлы: 1 файл

правовая информатика.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

4 этап. Изучая найденные документы и материалы, пользователь находит нужную информацию и приходит к определенному решению. Это решение и будет результатом работы пользователя с СПС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. основные  направления государственной политики  в информационной сфере.

Государственная политика в области правовой информации – это целенаправленная и многогранная деятельность государство по выработке  и реализации политических решений  социально значимых задач общедоступности правовой информации и совершенствования демократических институтов государства.

В Республике Беларусь концептуально определено одно из магистральных  направлений развития правовой сферы:

- формирование  единого информационно-правового пространства;

- внедрение  правовой информатизации;

- создание государственной  системы правовой информации.

Правовая информатизация является частью общей информатизации Республики Беларусь и, следовательно, ее состояние и перспективы развития неразрывно связаны с общими проблемами информатизации страны.

Построение демократического правового государства, стремительное качественное обновление общества выдвигают на первый план решение глобальной задачи – формирования в Республике Беларусь единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.

Современная информационная система должна давать гражданам  уверенность  в качестве своих  знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Полная правовая информированность граждан повышает эффективность права и его применения.

Этой цели в  значительной степени способствует правовая информатизация общества, основанная на решении двуединой задачи:

- информатизация  правовой сферы

- правовое обеспечение  информационных процессов

Под правовой информатизацией  понимается процесс создания оптимальных  условий максимально полного  удовлетворения информационно-правовых условий максимально полного  удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

19. основные  нормативные акты. Правовые проблемы информатики.

Конституция РБ подняла уровень правового регулирования информационных отношений. В ней впервые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распространение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами международного права.

Впервые в Конституцию  РБ включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры РБ составной частью ее правовой системы. Подчеркивая фундаментальный характер права на информацию, Конституция РБ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения. Это право является естественным и прирожденным. Анализ конституционных норм позволяет говорить о главном принципе информационных отношений — свободе информации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирования. Из принципа свободы информации непосредственно вытекают два следствия:

1) открытость  и доступность основной массы информации;

2) презумпция  доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, конфиденциальности) лежит на владельце ("держателе") информации.

Доля информационных норм в общем массиве международно-правовых норм постоянно возрастает. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного информационного права. Отношение к данной концепции должно быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рассматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека". Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отношения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, научно-технической, экономической и иными видами специализированной информации; определения правового статуса международных баз и банков данных, компьютерных систем военного и космического характера; международно-правового регулирования статуса журналистов; определения правового статуса информации как международного ресурса и общего достояния человечества. Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной информации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об информации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа, охватывающего все основные проблемы международного информационного права. Республиканское информационное право — это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации. Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям. В состав информационного права входят следующие вопросы (объект регулирования): права граждан и других субъектов права на информацию; правовой режим информации и информационных ресурсов; государственная политика и управление в сфере информации и информатизации; правовое положение информационных центров и автоматизированных систем; вопросы собственности, владения и распоряжения; правовые вопросы, возникающие при оказания информационных услуг; информация в условиях рынка и развития предпринимательства; индустрия информатизации, информационные ресурсы; международно-правовое сотрудничество в сфере информации и информатизации. Особенная часть данного законодательства регулирует информационные отношения, которые складываются в различных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, законодательство о СМИ). Основной целью развития законодательства Беларуси об информации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информационных норм; создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. правовая  информатизация. Основные направления  правовой информатизации.

Правовую информатизацию РБ можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Известно, что в рамках программы  правовой информатизации РБ решается двуединая задача: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации, с другой. Для решения этих задач намечены следующие основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации:

информатизация правотворчества;

информатизация правоприменительной  деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования  и воспитания;

правовое обеспечение процессов  информатизации.

Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, а также экономической, социальной, политической и любой другой информацией, необходимой для правотворчества.

Информатизация правоприменительной  деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права.

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах — прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже и др.

Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации.

Правовое обеспечение процессов  информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и перспективных информационных технологий

 

 

 

 

 

 

21. информационная  безопасность. Основные положения Концепции информационной безопасности.

Концепция национальной безопасности РБ представляет собой  систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

К жизненно важным интересам РБ в информационной сфере относятся:

- обеспечение  информационных потребностей личности, обществ и государства во всех  сферах их жизнедеятельности.

- обеспечение  прав граждан на тайну корреспонденции,  телефонных и иных сообщений.

- эффективное использование национальных информационных ресурсов, создание условий по поддержанию сохранности и систематическому их пополнению.

- защита сведений, составляющих государственную, служебную,  коммерческую и  иную охраняемую  законодательством тайну.

- развитие современны  информационных технологий, национальной  индустрии средств информатизации  и связи, расширение участия  республики в международной кооперации  производителей таких средств  и систем.

- обеспечение  безопасности информационных систем  и сетей связи

- участие РБ  в работе международных организаций,  определяющих принципы и направления  сотрудничества в информационной  области.

Обеспечение безопасности РБ в информационной сфере имеет  следующие приоритетные направления:

- совершенствование  механизмов реализации прав граждан на получение информации, форм и способов взаимодействия государства со СМИ. Обеспечение доступа к открытым информационным ресурсам государственных органов, органов местного управления и самоуправления, к архивным материалам, к другой открытой социально значимо информации.

- разработка и внедрение современных методов и средств защиты информационных технологий, прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

- осуществление  государственного контроля за  разработкой, созданием, развитием  и использованием средств защиты  информации

- обеспечение  правовых и организационных условий  предупреждения, выявления, пресечения  преступлений в информационной  сфере.

- участие Беларуси  в международных соглашениях,  регулирующих на равноправной  основе мировой информационный  обмен, в создании и использовании межгосударственных и международных глобальных информационных сетей и систем.

Юридическая наука  в той или иной мере должна принимать  участие в решении всех задач  и реализации соответствующих целей, однако ее приоритет просматривается  в двух областях:

- во-первых, в  определении разумного баланса  между правом субъектов на  свободное получение информации  путем ее сбора или доступа  к имеющимся ресурсам и право  субъектов на установление ограничений  в указанных действиях со стороны  иных лиц по отношению к сведениям, обладателями которых они являются.

- во-вторых, в  разработке и реализации правовых  мер защиты информации, доступ  к которой должен ограничиваться  по правомерным основаниям, а также в обеспечении сохранности информационных ресурсов.

Проблема информационной безопасности РБ находит свое отражение на з/д уровне. В кодексе РБ об административных правонарушениях в соответствии со ст. 22.6 устанавливается ответственность за несанкционированный доступ к компьютерной информации. Ответственность за несанкционированный доступ к информации устанавливается также нормами УК РБ. В соответствии с главой 31 «Преступления против информационной безопасности» уголовная ответственность наступает в случаях: завладения компьютерной информации (ст.352); изготовления либо сбыта специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 353); несанкционированного доступа к компьютерной информации (ст.349); модификации компьютерной информации (ст.350); разработки, использования либо распространения вредоносных программ (ст.354).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. методы  защиты информации. Системные подходы  к защите информации.

Защита информации вызывает необходимость системного подхода, т.е. здесь нельзя ограничиваться отдельными мероприятиями. Системный  подход к защите информации требует, чтобы средства и действия, используемые для обеспечения информационной безопасности - организационные, физические и программно-технические - рассматривались как единый комплекс взаимосвязанных взаимодополняющих и взаимодействующих мер.

Организационные мероприятия включают в себя:

*пропускной  режим;

*хранение носителей  и устройств в сейфе;

Технические средства включают в себя различные аппаратные способы защиты информации:

*фильтры, экраны  на аппаратуру;

*ключ для  блокировки клавиатуры;

*электронные  ключи на микросхемах и т.д.

Программные средства защиты информации создаются в результате разработки специального программного обеспечения, которое бы не позволяло постороннему человеку, не знакомому с этим видом защиты, получать информацию из системы.

Информация о работе Правовая информатика