Правовая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:23, шпаргалка

Краткое описание

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Основные особенности и характеристики информационного общества:

Файлы: 1 файл

правовая информатика.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

Один из основных подходов к классификации  АИС в правовой сфере связан с  видами обрабатываемой социально-правовой информации.

 Автоматизированные информационные  системы принято также подразделять  на полнотекстовые и фактографические.

В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание.

Фактографическая информация — это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе.

Существуют классификации АИС  по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.законодательство  РБ в области информации и  информатизации.

Для решения  задач информатизации необходимо становление  и совершенствование правовой базы, регулирующей как специфические  вопросы именно правовой информатизации, так и вопросы, носящие комплексный характер.

Развитие законодательства РБ, начиная с 90-х г. отражает следующие основные направления политики государства по становлению правовой информатизации республики и ее законодательному регулированию:

- реализация  конституционного права на информацию и организация ее общедоступности;

- обеспечение  условий для развития технологий  и информационных систем в  области правовой информатизации;

- определение  доступа и правового статуса  информационно-правовых ресурсов;

- информационная  безопасность и защита информации;

- организация  межгосударственного информационного  взаимодействия и сотрудничества  по обмену правовой информацией;

- управление  в области правовой информатизации.

Правовое обеспечение  процессов информатизации и правовой, в частности, представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных  с созданием и использованием информации, в том числе правовой, и перспективных информационных технологий.

В приведенном  долее списке указаны основные НПА, отражающие главные цели развития информатизации в республике и формирование единого  информационно-правового пространства:

1. Конституция РБ:

- ст. 34 Конституции  РБ закрепила право на свободное  получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни.

- согласно ст.7 Конституции РБ нормативные акты государственных органов публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законодательством способом.

2. постановление  Совета Министров РБ от 27.11.1991г.  №444 «О программе информатизации  РБ».

3. базовый правовой  акт – Закон РБ от 10.11.2008г. №455-З «Об информации, информатизации и о защите информации», заменивший собой Закон РБ от 6.09.1995г. «Об информатизации». Закон регулирует отношения, возникающие при:

- осуществление  права на получение, поиск,  передачу, производство и распространение информации;

- применение  информационных технологий;

- обеспечение  защиты информации.

4. Указ президента  РБ от 7.12.1998г. №591 «О создании  межведомственной комиссии по  вопросам информатизации в РБ»

5. ряд правовых  актов на уровне Главы государства по созданию ГСПИ и структуры, обеспечивающей ее функционирование и развитие.

6. Концепция  государственной политики в области  информатизации в РБ, утвержденная  Указом Президента РБ от 6.04.1999г.  №195.

7. Постановление  Совета Министров РБ от 27.12.2002г. №1819 «Государственная программа информатизации РБ на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь».

8. Постановление  Совета Министров РБ от 09.08.2010г.  №1174 «О Стратегии развития информационного  общества РБ на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в РБ на 2010 год».

9. Декрет Президента  РБ от 10.12.1998г. №22 «Об утверждении  Положения об официальном опубликовании  и вступлении в силу правовых  актов РБ».

10. Закон РБ от 10.01.2000г. «О НПА РБ», в котором определены источники официального опубликования и язык опубликования правовых актов.

11. Указ Президента  РБ от 1.12.1998 №565 «О порядке распространения  правовой информации в РБ».

12. Указ Президента  РБ от 16.12.2002 №609 «О создании Национального правового Интернет-портала РБ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. справочные  правовые системы: основные направления  их использования в юридической  деятельности.

Под справочной правовой системой (СПС) будем понимать автоматизированную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей.

Принципиальную  особенность справочных систем составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск — это процесс  отыскания в некотором множестве тех сведений, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету).

Сегодня можно  выделить следующие основные сферы  применения этих систем: — правотворчество, систематизация и исследование проблем законодательства; — правоприменительная практика; — правовое образование. В правотворческой деятельности справочные правовые системы играют роль незаменимого помощника для учета ранее разрабатывавшихся нормативных актов на этапе разработки новых нормативных актов. Обеспечение увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, исключение возможности повторений одних и тех же норм в различных правовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу — работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых документов может не только занять достаточно длительное время, но и привести к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специалистов. Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.

  «Система» —  эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации;

«Эталон» — база данных по законодательству (разработана НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

«КонсультантПлюс» — справочная правовая система (создана специалистами АО «КонсультантПлюс»;

«Гарант» — справочная правовая система (разработана научно–производственным объединением «Гарант–Сервис» (МГУ);

«Кодекс» — информационно-справочная правовая система (создана в «Центре компьютерных разработок» (Санкт–Петербург);

АРМ «Юрист» — разработка агентства «Intralex».

 Велико значение справочных правовых систем при проведении основных видов систематизации правового материала: инкорпорации, кодификации и консолидации. Наличие специальных хронологических, предметных классификаторов и классификаторов правотворческих органов существенно упрощают проведение хронологической или предметной инкорпорации. Облегчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативно-правовых актов и подготовки новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на оптимальном уровне с использованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между документами информационного массива. Наибольшее применение справочные правовые системы находят в правоприменительной деятельности. Систематизация законодательства всегда необходима в правоприменительной деятельности, так как логически последовательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает более полный и быстрый поиск нужной правовой информации. Систематизированное законодательство позволит достигнуть высокого уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры работников правоприменительной области'. Значительно выросло число специалистов, в процессе работы сталкивающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С использованием справочных правовых систем задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Наконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юридического образования. Этот факт нашел свое отражение в учебных программах многих ведущих юридических вузов по дисциплине «Правовая информатика», в которых присутствуют разделы по изучению возможностей современных справочных правовых систем. Особенности СПС, Неофициальный характер правовой информации. Следует заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной системы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Возможность реализации поиска в системе законодательства. При реализации автоматизированного поиска нормативной правовой информации и структурирования информационного массива необходимо принимать во внимание все основные подструктуры системы российского законодательства: иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную) и федеративную. Для отражения горизонтальной структуры законодательства в автоматизированных системах правовой информации служат тематические классификаторы двух видов — тематический классификатор документов и классификатор ключевых понятий, встречающихся в текстах документов информационного массива. Отражение иерархической (вертикальной) структуры законодательства практически во всех существующих справочных правовых системах основано на двух взаимодополняющих классификаторах типа «Орган, принявший нормативный акт» и «Вид нормативного акта». Первый, как правило, содержит список правотворческих органов в алфавитном порядке, второй — список всех форм нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. реквизиты документов в справочных правовых  системах: назначение и использование

Поиск по реквизитам в  СПС Кодекс называется атрибутный Поиск  по реквизитам. Применение этого вида поиска позволяет найти конкретный документ или группу документов, если полностью или частично известны значения реквизитов документов. Карточка поиска по реквизитам содержит кроме полей собственно реквизитов документа и другие поисковые поля, например для тематического или контекстного поиска, или дополнительные поля, введенные разработчиками систем, например дата внесения в БД в СПС Кодекс. Следует иметь в виду, что состав карточки поиска может изменяться в зависимости от выбранной области поиска, например вместо поля принявший орган может появиться поле автор. Область поиска можно оперативно настраивать изменять посредством:•

установки флажков у  соответствующих информационных банков в нижнем окне Карточки поиска в  СПС КонсультантПлюс; • выборки  соответствующих ветвей поиска в  карточке Где искать в СПС Кодекс; • выбора соответствующих информационных блоков в поле группе полей Информационный блок в СПС Гарант. При формировании условий поиска в разных полях могут использоваться следующие операции: И, ИЛИ, КРОМЕ для символьных полей; ИЛИ, ТОЧНО, С..ПО, РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ, ДО и ПОСЛЕ для полей Дата; Соответствие реквизитов документа и поисковых полей СПС К+ Поиск по реквизитам документов :Необходимо найти конкретный документ, о котором известны некоторые из его реквизитов. Перечень реквизитов документа определяется спецификой самого документа и различен для различных разделов информационного массива. Реквизиты документы могут быть известны не полностью, а только их фрагменты. Возможно комбинирование данного вида поиска с полнотекстовым поиском и поиском по тематическому классификатору. Результат поиска будет зависеть от того, какие именно реквизиты известны. Задание специфических реквизитов официальный номер документа, номер регистрации документа в Минюсте РБ, конкретная дата его принятия, слова и словосочетания, встречающиеся в названии дают наиболее точный результат поиска СПС Г Поиск по реквизитам предназначен для поиска документов по известной или предполагаемой информации о документе. При этом реквизиты распределены по секциям: Контекстный поиск Слова в названии, Слова в тексте; Основные реквизиты документа Тип, ОрганИсточник, РазделТема, Дата принятия, Номер; Реквизиты регистраиии в Минюсте Дата регистрации, Регистрационный номер, Статус регистрации и Расширенные реквизиты документа Значимость, Статус, Искать в недействующих редакциях, Вид правовой информации, Территория регулирования, Информационный блок реквизиты документов. СПС К Атрибутный поиск рекомендуется применять в случаях, когда более или менее точно известны значения атрибутов документов или достаточно определенно можно воспроизвести контекст. Главное достоинство данного вида поиска — возможность гибко комбинировать условия и границы поиска. При нажатии на кнопку поиск, размещенную на странице раздела поиск будет проводиться в текущем разделе и по всем разделам, дополнительно подключенным к текущему разделу, например архивным. О дополнительно подключенных разделах можно узнать в комментарии к разделу или с помощью кнопки Дополнительные разделы. При нажатии на кнопку Искать, сразу же выводится диалоговое окно с перечнем поисковых атрибутов. При необходимости провести сквозной поиск по всем или нескольким разделам базы данных необходимо воспользоваться командой Атрибутный поиск в меню Поиск или щелкнуть пиктограмму HI на панели инструментов Появится окно задания условий атрибутного поиска Где искать в котором нужно указать область поиска документов расставить галочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. основные виды поиска.

1. запрос на  поиск документа или группы  документов в одной или нескольких  информационных базах данной  СПС.

2. Запрос вводиться в систему для обработки

3. осуществляется  поиск по запросу, результатом  которого может быть список  документов или один документ.

4. далее осуществляется  работа либо с найденным списком  документов, либо с содержанием  найденного документа. 

5. используются  процедуры обработки найденных документов.

6. применяются  механизм гиперссылок, процедуры  поиск и создания папок и  закладок при работе с текстом  документа.

7.на заключительном  этапе может осуществляться чтение, редактирование, печать, сохранение  текста документа или его фрагментов в файл или экспорт в текстовый процессор или табличный процессор.

8. информационные  базы СПС корректируются или  обновляются в соответствии с  изменениями в действующем законодательстве.

4 этапа работы  со СПС:

1 этап. Пользователь уясняет и формулирует задачу. При этом делается один из двух выводов:

- необходимо  найти документ по имеющимся  данным: виду документа, номеру  документа, дате, органу принятия  и т.д.

- необходимо  найти документы и материалы  по заданной проблеме и в  них найти ответ на имеющийся  вопрос.

2 этап. В зависимости от поставленной задачи выбираются различные поисковые средства:

- в первом  случае необходимо использовать  атрибутный поиск (поиск по  реквизитам документов) – соответствующим  образом сформулировать поисковый запрос и произвести поиск.

- во втором  случае необходимо воспользоваться  одним из видов проблемного  поиска – выразить проблему  с помощью поисковой фразы или выбрать соответствующую проблемную ситуацию, а затем произвести поиск.

 К видам  проблемного поиска, которые специфичны  для каждой конкретной СПС, относятся: поиск по ситуации, интеллектуальный поиск и так называемый тематический поиск. Суть проблемного поиска состоит в том, что пользователь подыскивает материалы по проблеме, аналогичный той, которая имеется у него, и находит в результате ответ на вопрос, как следует разрешить данную проблему.

3 этап. По результатам поиска у пользователя образуется список документов или материалов, которые система предлагает для рассмотрения. При этом пользователь может использовать различный инструментарий по работе с выборками, который имеется в системе; к ним относятся сортировка документов, фильтрация документов и т.д. по итогам аналитической работы со списками документов и материалов пользователь останавливает свой выбор на отдельных документах и приступает к аналитической работе с ними.

Информация о работе Правовая информатика