Контрольная работа "Правовая информатика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

В работе отечественных юристов уже накоплен достаточный опыт по решению проблемы поиска нормативных актов и справочной информации правового характера. На сегодняшний день, наиболее перспективным выглядит решение проблемы поиска и систематизации правовой информации, связанное с оснащением юристов автоматизированными рабочими местами на базе персональных компьютеров, связанных в локальную сеть, установкой наиболее полных программных баз данных по действующему законодательству с оптимальными системами поиска.

Файлы: 1 файл

Правовая информатика.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межсессионная контрольная работа по дисциплине

"Правовая информатика"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010 г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

 

В настоящее время компьютеризация прочно вошла в нашу жизнь. Она проникла во все сферы экономики и народного хозяйства: промышленность, управление, банковское дело, торговлю. Повышение уровня образования так же тесно связано с использованием компьютеров.

В работе отечественных юристов уже накоплен достаточный опыт по решению проблемы поиска нормативных актов и справочной информации правового характера. На сегодняшний день, наиболее перспективным выглядит решение проблемы поиска и систематизации правовой информации, связанное с оснащением юристов автоматизированными рабочими местами на базе персональных компьютеров, связанных в локальную сеть, установкой наиболее полных программных баз данных по действующему законодательству с оптимальными системами поиска.

Сетевые версии таких баз данных дают возможность одновременного доступа к базам нескольким пользователям, позволяют в кратчайшее время, что порой крайне необходимо, например, при принятии решения по делу найти, прочитать и распечатать любые нормативные акты, имеющиеся в базе, - от Конституции Российской Федерации до ведомственных писем и постановлений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам. Не стоит говорить о пользе организации таких мест в территориальных юридических консультациях.

Поэтому любой специалист, будь то юрист предприятия, судья, бухгалтер или руководитель предприятия, работающий с законодательством, рано или поздно сталкивается с необходимостью выбора справочно-правовой системы. Однако сделать грамотный выбор человеку, не умудренному опытом работы со справочными системами, довольно сложно.

В процессе такой работы происходит выработка собственного юридического стиля, шлифовка и доведение до идеала юридических конструкций.

Задачей моей работы является ознакомление с понятием электронный документ, электронный документооборот, электронная цифровая подпись; изучить назначение, функции и задачи автоматизированных систем правоохранительных органов, а также применение возможностей сети Интернет в юридической деятельности.

 

    1. Основная часть.
    1. Электронный документ. Понятие, виды. Электронный документооборот.

 

Электронный документ - это любая текстовая, звуковая, графическая и другая неструктурированная информация, созданная с помощью средств компьютерной обработки информации, и сохранённая на машинном носителе.

Электронный документ - электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, электронно-графической подписью или иным аналогом собственноручной подписью.

Электронный документ в системе электронного документооборота состоит из текста (содержимого электронного документа) и карточки - формы, содержащей набор атрибутов, описывающих документ (наименование документа, автор, дата создания, корреспондент и т.д.). С точки зрения функционального и целевого назначения, в качестве сетевых электронных изданий могут быть рассмотрены: отдельные произведения (оригинальные и электронные представления печатных), сборники (в том числе материалы конференций), компьютерные средства обучения, базы данных, географические информационные системы и сайты.

При компьютерной обработке информации, упорядоченные, каким-либо образом данные принято хранить в базах данных - особых файлах, использование которых вместе со специальными программными средствами позволяет пользователю, как просматривать необходимую информацию, так и, по мере необходимости, манипулировать ею, например, добавлять, изменять, копировать, удалять, сортировать и т.д.

Электронный обмен данными - это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый. Информационные системы, компьютерные сети, электронная почта - вот далеко не полный перечень тех средств, с помощью которых происходит обмен данными в электронном виде.

Документооборот движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.

Понятие "электронный документооборот" производное от понятия "документооборот". Электронный документооборот это документооборот, в котором документы существуют в электронной форме. Электронный документооборот единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции "безбумажного делопроизводства". Эффективность управления предприятиями и организациями не в последнюю очередь зависит от корректного решения задач оперативного и качественного формирования электронных документов, контроля их исполнения, а также продуманной организации их хранения, поиска и использования.

Электронный документооборот - организационная техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространением электронных документов в компьютерных сетях.

 

    1. Электронная цифровая подпись, электронная подпись и цифровая подпись (понятия, отличия). Электронная цифровая подпись (понятие, виды, особенности и пределы использования). Правовой статус документов с ЭЦП по российскому законодательству.

Электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки.

ЭЦП позволяет идентифицировать владельца подписи, а также установить отсутствие изменений в электронном документе после его подписания.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) с помощью специального программного обеспечения подтверждает достоверность информации документа, его реквизитов и факта подписания конкретным лицом.

Электронные подписи представляют собой электронный знак (символ), связанный с электронной записью или информацией, которую необходимо подписать.

Электронная подпись данные в электронной форме, которые прилагаются к другим электронным данным или логично с ними связаны и предназначены для идентификации подписывателя этих данных.

В настоящее время известны семь видов электронной подписи. Первых два вида самые неформальные и незащищенные, последний наиболее защищенный, сложный и урегулированный. Именно цифровая подпись может гарантированно использоваться для идентификации подписывателя и подтверждения целостности электронного документа.

Электронная подпись3 - это информация в электронно-цифровой форме, которая присоединена к другой информации в электронно-цифровой форме или логически связана с ней и которая может быть использована для идентификации подписавшего такую информацию физического или юридического лица.

Видами электронных подписей являются: электронная подпись, не отвечающая требованиям к усиленной электронной подписи (простая электронная подпись), усиленная электронная подпись, в том числе усиленная электронная подпись, имеющая квалифицированный сертификат (квалифицированная электронная подпись).

Цифровая подпись - это созданная с помощью частного ключа печать к цифровым данным, которая, с помощью соответствующего открытого ключа, снабженного сертификатом ключа подписи, выданным сертифицирующим центром или государственным учреждением позволяет определить владельца ключа подписи и подлинность данных.

Цифровой подписью можно подписать текст или часть текста, в этом случае цифровая подпись представляет собой определенный набор символов, включаемый в текст.

Цифровую подпись практически невозможно скопировать, подделать или изменить. В то же время существует множество видов других, более простых видов электронной подписи, представленных в форме текста, цифрового изображения собственноручной подписи, "отпечатка голоса", символа и т. д., которые легко подделать и скопировать. Нецифровые виды электронной подписи широко используются при общении посредством сети.

Наверное, можно говорить о возможности применения в качестве доказательства как непосредственно самого электронного документа, так и электронно-цифровой подписи. Здесь необходимо различать доказательственную силу электронно-цифровой подписи и доказательственную силу электронного документа. Электронно-цифровая подпись позволяет оценить форму документа, доказывает авторство и придаёт электронному документу свойство допустимости. Сам же электронный документ дает возможность судить о требованиях, предъявляемых к содержанию данного вида доказательства, доказывает иные факты. Также особый интерес в исследовании применения электронных документов и электронно-цифровой подписи при уголовно-процессуальном доказывании представляет отнесение их к таким видам доказательств, как вещественные доказательства и иные документы.

Определение правового статуса ЭЦП как нового юридического средства, предназначенного для придания юридической силы документам, должно включать в себя и определение права собственности или других вещных прав на такие объекты, как ЭЦП, сертификат ключа подписи и средства ЭЦП.

 

    1. Назначение, функции и задачи автоматизированных систем правоохранительных органов.

К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: личность - ее права и свободы; общество- его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще. Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны. Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации. Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:

-формирование информационных правовых  ресурсов;

-максимально возможное компьютерное  оснащение рабочих мест;

-использование современных информационных технологий.

Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной таможенной службы РФ и др.

Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.

Например, обобщение правоприменительной практики в ходе расследования уголовных дел может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

 

    1. Автоматизированные информационные системы Прокуратуры РФ. Автоматизированные информационные системы МВД РФ.

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).

Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:

1 уровень - Генеральная прокуратура  РФ;

2 уровень - прокуратуры республик  в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;

3 уровень - прокуратуры городов  и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам  районов.

В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:

организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

Информация о работе Контрольная работа "Правовая информатика"