Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:49, реферат
В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.
Введение …………………………………………………………………..…..3
1. Информационные и коммуникационные технологии
в образовании…………………………………………………………….………4
2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………………………………...8
3.Направления внедрения средств ИКТ в образование …………………………………………………………………………………….10
Список литературы…...………………………………………………………14
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Информационные и
в образовании…………………………………………………
2. Понятие информационных
3.Направления внедрения средств ИКТ в
образование ………………………………………………………………………………
Список литературы…...…………………………………………
Введение.
В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.
По этой причине многие государственные и негосударственные учебные заведения на всех уровнях приступили к освоению и внедрению в практику образования разнообразных информационных технологий.
Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.
Обязательными для рассмотрения являются
средства информационных и коммуникационных
технологий, используемые в учебном процессе,
поскольку их реализация лежит в основе
осуществления уже существующих и постановке
новых целей и основанных на них направлений
информатизации.
1. Информационные и
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Понятие технологии включает применение
научных и инженерных знаний, для решения
практической задачи. Тогда информационной
технологией можно считать
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Основным средством ИКТ для
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики на всех уровнях.
Информационные технологии
позволяют поднять на качественно новый уровень
Таким образом, можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся.
2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании.
Средствами информационных
технологий является “…комплекс технических,
аппаратных, инструментальных программных
средств, систем и устройств, функционирующих
на базе вычислительной техники. В состав
компьютерных средств входят локальные
сети, глобальные сети (Internet), спутниковые
связи.
Информационные
технологии обучения – это совокупность
электронных средств компьютера, компьютерных
сетей, компьютерных телекоммуникаций,
других средств связи и способов их функционирования,
используемых для реализации образовательного
процесса. Очевидно, что перечисленные
в этом определении средства, будут достаточно
эффективны не только для непосредственной
информатизации учебного процесса, но
и для информатизации всего комплекса
процессов, характерных для системы традиционного
и открытого образования.
В основе разработки новых научных продуктов информатизации образования должно использоваться положение о том, что повышение эффективности работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:
Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.
Любой электронный информационный ресурс
разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным
планом взаимодействия электронного информационного
ресурса с пользователем, содержащим точную
разбивку на отдельные структурные единицы,
включающим описание содержательного,
логического и временного взаимодействия
структурных единиц.
Существует несколько подходов к позиционированию
средств ИКТ, используемых в учебном процессе.
Наиболее перспективным и содержательным
представляется подход, при котором в
качестве критерия классификации выступает
область методического назначения средства
ИКТ.
Современные средства ИКТ, применяемые в системе
открытого образования
3.Направления внедрения средств ИКТ в образование
Принято выделять следующие основные направления внедрения средств информационных технологий в образование. 1) Использование средств ИКТ в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания, повышающих его эффективность и качество. При этом обеспечивается:
2) Использование средств ИКТ
в качестве инструмента познани
3) Использование средств ИКТ в качестве средств развития личности обучаемого.
4) Использование средств ИКТ
в качестве объекта изучения (например,
в рамках освоения курса
5) Использование средств ИКТ в качестве средств информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
6) Использование средств ИКТ
в качестве средств
7) Использование средств ИКТ
в качестве средств