Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:49, реферат

Краткое описание

В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..…..3
1. Информационные и коммуникационные технологии
в образовании…………………………………………………………….………4
2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………………………………...8
3.Направления внедрения средств ИКТ в образование …………………………………………………………………………………….10
Список литературы…...………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

8) Использование средств ИКТ в качестве средств автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного)  и управления учебным оборудованием.

9) Использование средств ИКТ  в качестве средств организации  интеллектуального досуга, развивающих игр.

 

Рассмотрим более подробно направление, связанное с автоматизацией процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения. Выделяют следующие основные функции контроля:

  1. управление процессом усвоения знаний: анализ типичных ошибок, выявленных в результате контроля, позволяет внести изменения в содержание и методы учебного процесса, и осуществить на этой основе коррекцию знаний, умений и навыков учащихся;
  2. воспитание мотивации и формирование познавательного интереса: правильно организованная система контроля позволяет пробудить у учащихся чувство ответственности за результаты обучения, стремление к целенаправленной работе по достижению более высоких результатов;
  3. обучение и развитие: как правило, контролирующие мероприятия носят обучающий и развивающий характер за счет того, что учитель не только фиксирует ошибку, но помогает школьнику найти правильное решение; происходит развитие личностных качеств учащегося — воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.

Реализация перечисленных функций в процессе контроля возможна при соблюдении требований объективности, открытости и системности.

Объективность контроля заключается в том, что: вопросы, задачи и задания должны соответствовать содержанию учебного материала; критерии оценки должны быть адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся; должно быть одинаково дружественное отношение ко всем учащимся.

Открытость контроля состоит в том, что оценивание всех учащихся осуществляется по единым критериям, заранее известным и понятным каждому школьнику.

Системность контроля предполагает его непрерывность, органичную встроенность в учебный процесс,   преемственность и целесообразность.

В зависимости от этапа обучения выделяют входной, промежуточный, проверочный и итоговый контроль.

Входной предварительный контроль позволяет определить исходный уровень подготовки учащихся и возможности внутренней дифференциации учебного процесса.

Входной оперативный контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный школьниками материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку.

Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенного его вниманию «порции» материала.

Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении всего курса. Результаты итогового контроля служат одним из важнейших показателей профессионального уровня педагога.

Формы контроля разнообразны: собеседование, экспресс-опрос, контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др. Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Тестом (от англ. test — «проба», «испытание», «исследование») в педагогике называют совокупность стандартизированных заданий,  по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Педагогический тест состоит из отдельных тестовых заданий (заданий тестовой формы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Информатика: Учебное пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера – М., 1999.

2.Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

4.Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 1994.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании