Информатизация министерства юстиции, МВД, следственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Решение современных проблем управления обществом все более и более связывается с развитием информационных процессов. Информация, информационные средства (ЭВМ) и способы (технологии) ее обработки и использования становятся неотъемлемым компонентом общественных отношений. Закономерности информации и информационных процессов в условиях развития высоких технологий на рубеже 70-х годов прошлого века сформировали новое направление в науке – информатику. Более чем полувековая эволюция информатизации привела к масштабному использованию компьютеров и телекоммуникаций во всех сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и правовая система.

Файлы: 1 файл

Правовая информатика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Правовая информатика

 

 

Контрольная работа на тему:

Информатизация  министерства юстиции, МВД, следственной деятельности.

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
Решение современных проблем управления обществом все более и более связывается с развитием информационных процессов. Информация, информационные средства (ЭВМ) и способы (технологии) ее обработки и использования становятся неотъемлемым компонентом общественных отношений. Закономерности информации и информационных процессов в условиях развития высоких технологий на рубеже 70-х годов прошлого века сформировали новое направление в науке – информатику.  
 
Более чем полувековая эволюция информатизации привела к масштабному использованию компьютеров и телекоммуникаций во всех сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и правовая система. 
 

 

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.  
 
Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще. 
Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны. 
Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации. 
Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему: 
– формирование информационных правовых ресурсов; 
– максимально возможное компьютерное оснащение; 
– использование современных информационных технологий.  
Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др.  
Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности. 
Например, обобщение правоприменительной практики (расследование уголовных дел) может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.  
 
 
 
Информатизация прокуратуры. 
Деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей органов на местах связана с надзором за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям. 
В силу этого прокуратура получает и обрабатывает большие объемы правовой, политической и социально-экономической информации. 
В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО «Прокуратура»). 
Цель Концепции заключается в создании за сравнительно короткий срок на всей территории страны единой информационной системы, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.  
Система, в частности, включает следующие задачи: 
-создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры; 
-создание городских, районных и региональных информационно-вычислительных сетей системы прокуратуры, а также центральной информационной сети аппарата Генеральной прокуратуры РФ; 
-создание глобальной информационно-вычислительную сети, объединяющей центральную и региональную сети. 
Генеральная прокуратура поддерживает тесную связь с информационными системами федеральных органов законодательной и исполнительной власти. 
Информатизация органов прокуратуры сосредоточена, в основном, на центральном и областном уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы. 
 
 
^ Министерство юстиции РФ. 
Автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ. 
^ Министерство юстиции РФ. 
Автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ. 
Основная функция АСИО «Юстиция» – сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные («аналоговые») методы ее обработки.  
Центральным звеном системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ), который был создан в 1975 году для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.  
Созданная в Центре справочная правовая база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов.  
Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эталон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме. 
Научный центр правовой информации проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информатизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров – обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ. 
Концепция и программа информатизации органов и учреждений юстиции предусматривает создание сети центров правовой информатизации в субъектах Федерации, передающих нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, передачу статистической отчетности из судов и нотариальных контор в органы юстиции. 
В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой информации. 
Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации в единый программно-технический комплекс. 
Основное назначение региональных систем — аккумуляция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной власти). 
 
^ Министерство внутренних дел РФ. 
 
Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в их функциях: 
-охрана общественного порядка;  
-охрана собственности; 
-охрана прав и законных интересов граждан от преступных посягательств;  
-предупреждение и пресечение правонарушений; 
-раскрытие и расследование преступлений;  
-обеспечение работы разрешительной системы; 
-обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. 
 
Министерство внутренних дел формирует огромные массивы справочной информации, имеющей правовой характер, так она используется правоохранительными и судебными органами в ходе правоприменительной деятельности. 
Например, МВД РФ ведет и использует федеральные учеты, поддерживает банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов. 
Основные направления работ по этой проблеме изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции разработаны принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу. 
Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются: 
-внедрение перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей, типовых программных средств и автоматизированных рабочих мест для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности горрайлиноргана внутренних дел; 
-обеспечение единообразия и совместимости средств вычислительной техники и телекоммуникаций, работоспособности общесистемных и прикладных программных средств, их адаптации с учетом специфики эксплуатируемых автоматизируемых систем обработки информации. 
Система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, складывается из: 
-федерального и отраслевых информационных центров;  
-зональных информационных центров, объединяющих данные нескольких территориальных управлений внутренних дел субъектов Федерации; 
-региональных информационных центров, содержащих криминальную информацию органов внутренних дел районного звена. 
С учетом административно - территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уровня информационно-вычислительных сетей. 
 
^ Федеральный уровень 
 
В информационный фонд данного уровня входит: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц, досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них и иная информация. 
На федеральном уровне создан и функционирует Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ — специализированное информационное подразделение, располагающее многопрофильными централизованными массивами информации.  
 
^ Региональный уровень 
 
Региональный уровень управления образуют министерства внутренних дел республик в составе РФ, главные управления и управления внутренних дел администраций краев, областей, городов — всего 98 органов. 
При управлениях внутренних дел на местах созданы специализированные подразделения — информационные центры (ИЦ). 
На региональном уровне формируются информационные фонды: о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учета, уголовным делам; о лицах, осужденных за совершение преступлений; о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о предметах преступного посягательства и орудиях совершения преступлений; дактилоскопические учеты и фотоучеты и т. д. 
 
^ Местный уровень 
 
На местном уровне функционируют отделы внутренних дел администраций городов и районов, линейные органы внутренних дел на транспорте. Здесь на основе документов первичного учета формируется банк данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, где содержится информация о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера и других правонарушениях, правонарушителях и преступниках и другая информация, представляющая интерес для органов внутренних дел. 
Важнейшей задачей при реализации проектов информатизации органов внутренних дел является использование ими информационных технологий в ходе осуществления оперативно-розыскной и следственной деятельности. 
Следует отметить, что это направление правовой информатики получило наибольшее распространение и использование в правоприменительной практике еще в так называемую «докомпьютерную» эпоху.  
 
 
^ 5.3.Структура и состав автоматизированных информационных систем следственно, оперативно-розыскной и экспертной деятельности. 
 
 
Информатизация следственной деятельности 
 
В организации расследования используются следующие направления информатизации: 
-компьютеризация рабочего места следователя; 
-автоматизация поисковой системы и использование баз и банков данных; 
-создание автоматизированной системы уголовной регистрации (уголовных дел, преступлений, лиц, орудия и следов совершения преступлений и других доказательств, похищенного имущества и т.д.); 
-внедрение информационных технологий управления процессом расследования. 
Процесс компьютеризации рабочих мест следователя в настоящее время заметно развивается, особенно тех из них, которые сосредоточены на расследовании особо важных дел. Практически все следователи областного уровня и органов внутренних дел крупных городов оснащены вычислительной техникой. 
Это значительно ускоряет поиск необходимой следственно-оперативной информации, использование методической информации по конкретному делу, формирование доказательственной базы и качественное расследование в целом. 
Одной из главных задач расследования уголовных дел является поиск информации изобличающей преступника и доказывающей его преступные деяния. В настоящее время разработаны целый ряд аналитических программно-технических средств, позволяющих значительно сократить поиск такой информации и использовать ее при расследовании. 
Разработаны и прикладные программные средства, позволяющие значительно автоматизировать подготовку процессуальных документов и своевременную отчетность. 
 
 
^ Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности 
 
 
Информационные системы оперативно-розыскной деятельности во многом сходны с описанными выше системами деятельности следователя, так как работники органа дознания, выполняют многие следственные действия, пользуются теми же нормами уголовно-процессуального законодательства, что и следователи. Кроме того, оперативные работники органа дознания (так их неофициально называют) работают в очень тесном единстве со следователями и выполняют во многом те же функции - розыск и изобличение преступника. 
Для этого они используют как общие автоматизированные информационные системы, так и информационные средства специального назначения, позволяющие быстро ориентироваться в обстановке места происшествия и организовать поиск доказательств по «горячим следам». 
Существующие вспомогательные средства оперативно-розыскной деятельности выполняют важную роль в поиске лиц, совершивших преступление. 
Внедряемые автоматизированные системы учета лиц по элементам внешности (АИРС) используют видео- и фотоизображения для поиска преступника и отождествлении его по признакам внешности по типу «субъективный портрет». 
Использование субъективных портретов существенно расширяет возможности установления личности преступников, скрывшихся с мест происшествия, и иных лиц, имеющих отношение к расследуемому событию. 
Наряду с традиционными системами разрабатываются и используются более совершенные. 
В 1995 г. в МГТУ им. Баумана была разработана компьютерная система «Фоторобот-С» (ФРС-2). Результаты тестирования показали, что система «ФРС-2» успешно объединяет в себе различные массивы элементов: базу полутоновых изображений и базу рисованных элементов внешности. 
 
АИРС «ПОРТРЕТ» разработана для решения оперативно-розыскных задач, требующих накопления, хранения и быстрого поиска карточек с фотографиями лиц, склонных к совершению преступления. 
Система «ПОРТРЕТ» позволяет создать базу данных, содержащую графическую информацию. Это могут быть фотографии, снятые сканером, сделанные непосредственно цифровой фотокамерой или изображения, полученные с видеокамеры или видеомагнитофона. 
 
^ Информатизация экспертной деятельности. 
 
В процессе производства экспертизы специалистам приходится обрабатывать огромные массивы разнообразной криминалистической и справочно-вспомогательной информации. Поэтому в экспертных учреждениях создаются экспертные автоматизированные информационные системы (АИС) и банки данных (АБД). Можно выделить несколько их видов. 
Пулегилъзотеки позволяют идентифицировать оружие по стреляным пулям и гильзам. Так, например, АИС «Модель оружия» позволяет установить модель оружия по следам, оставленным механизмом оружия на гильзе, а система «Патрон» определяет вид патрона по его характеристикам. 
Дактилоследотеки применяются при ведении дактилоскопических автоматизированных учетов, в целях осуществления оперативной проверки следов пальцев рук, изымаемых с места происшествия, по массивам дактилокарт ранее осужденных или определенного круга подозреваемых лиц. 
Входными данными для автоматизированной дактилоскопической информационной системы (АДИС) являются дактилокарты с отпечатками пальцев рук и карточки с изображениями следов с мест нераскрытых преступлений на фотоснимках, прозрачных пленках или непосредственно на объектах. Решение вопроса о принадлежности отпечатков или следов конкретному лицу производится экспертом-криминалистом на основе совокупности общих и частных признаков папиллярных узоров. 
^ Аналитические экспертные системы (ЭС) занимают особое место среди средств информатизации. Существует несколько видов ЭС раскрытия и расследования преступлений. 
^ ЭС прогнозирования преступлений: системы позволяют установить зависимость между личностными качествами преступников и выбором места совершения преступления. 
^ ЭС поиска и установления личности преступника, например ЭС «ПОИСК». Система после анализа первичной информации, полученной на месте происшествия, выдает типовые версии о личности подозреваемого, сужает круг подозреваемых лиц и по мере поступления новых данных уточняет типологические свойства личности неизвестного преступника. 
К настоящему времени разработаны и используются программы для расследования убийств, совершенных при особых отягчающих обстоятельств, грабежей и разбоев («Грабитель») и многие другие. 
В рекомендуемых вам учебниках и пособиях вы найдете более подробное описание отдельных направлений информатизации следственной и оперативно-розыскной деятельности.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  
 
 
Учебники и учебные пособия 
 
 
1.Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1997. -344 с. 
 
2.Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М.: 2001. 
 
3.Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. 
 
4.Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. 
 
5.Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебное пособие/ Под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. -М.: ЗАО "КонсультантПлюс", 1999.  
6.Гаврилов О.А.Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 1999. 
 
7. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000. 
 
8.Информатика и математика для юристов. Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я.Казанцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 
 
9.Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие: отв. Ред. Н.С.Полевой, В.В.Крылов. – М.: БЕК, 1994 
 
10.Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2002 г.  
11.Правовая информатика и кибернетика (под редакцией Полевого Н.С.) // Юридическая литература М., 1993. 
 
12.Рассолов М.М. Информационное право // - М.: Юристъ. 1999. - 400 с.  
 
Дополнительная литература 
 
 
1.Волкова О.Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной информационной системы РФ "Выборы" в избирательных процессах. НТИ, сер. 1 № 9, 2001  
2.Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. № 2, с. 14  
3.Венгеров А.Б.Право и информация в условиях автоматизации управления. – М.: 1978. 
 
4.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. // Юридическая книга, М., 1998.  
5. Керимов Д.А.Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108; 
 
6.Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы от 15 октября 1998г.  
 
7.Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России: Монография. – М.: Триумф, 1999. 
8.Право и информатика / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Изд-во МГУ, 1980. 
 
9.Рассолов М.М., Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Элементы высшей математики для юристов // Юристъ, М., 1999.  
10.Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970. 
 
11.Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др. 
12.Стрельцов А.А.Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40;  
 
13.Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003. 
 
14.Халипова Е.В. Правовая информатика: коэволюция и интеграция. М.: Диалог-МГУ, 1998.

 
1 Словарь иностранных слов. –  М.: Рус. яз., 1988, с.201.

 
2 Керимов Д.А.Методология права  (предмет, функции, проблемы философии  права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108; Стрельцов А.А.Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40; Урсул А.Д. Отражение и информация. – М.: 1973, с.114; Правовая информатика и кибернетика: Учебник /Под ред. Н.С.Полевого. – М.: Юрид. лит., 1993, с.25 и др.

 
3 Гаврилов О.А. «Курс правовой  информатики». Учебник для вузов.  – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.2-3; Стрельцов А.А. Обеспечение информационной  безопасности России, с. 26-32 и др.

 
4 Сб. «Вопросы кибернетики и права». - М.: Наука, 1967; Сб. «Правовая кибернетика.  Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970; Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др.

 
5 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3 изд. - М.: Юриспруденция, 2000, с.151.

 
6 Гаврилов О.А. «Курс правовой  информатики». Учебник для вузов.  – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.13-14.

 
7 Воробьев А.В., Ниесов В.А. Актуальные  вопросы организационного обеспечения информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.147.

 
8 Бецелева Л.П., Полудняков В.И.  Информатизация судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.137-143.

 
9 Воробьев А.В., Ниесов В.А.Названное  соч., с.148-151.

 
10 Лукьянов В.В., Сидорова Н.А. Судебная практика: проблемы обобщения и анализа. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.137-143.

 

3. Автоматизированные информационные  системы  судов и органов юстиции

 

Министерство юстиции РФ играет ведущую роль  не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество". Автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России. 
 
Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях. Особенностью баз данных правовой информации "Фонд" и "Эталон" является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату. Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.  
 
"Эталон" так же предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном Министерстве общественных и религиозных объединениях и др.  
 
В системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области. 
 
 
В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США. 
 
Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий. 
 
Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ. 
 
Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

 

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного  департамента (АС СД) - ключевого звена  единой информационной инфраструктуры судов.Основными объектами АС СД являются:

 

 

  • - центральный аппарат Судебного Департамента;

 

  • территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

 

  • верховные суды республик, краевые и областные суды;

 

  • суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

 

  • районные суды;

 

  • военные суды;

 

  • мировые судьи.

 

 

В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

 

1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник Судебного департамента", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента. 
 
2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация. 
 
3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы"). 
 
Подсистема включает в свой состав:

 

 

  •  
    средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента;

 

  • комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;

 

  • комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

 

 

4.Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов. В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы"). 
 
5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента. Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право"). 
 
6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - "Статистика«). 
 
7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство-СД"). 
 
8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры").В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование". 
 
9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифр подсистемы - "Строительство"). 
 
10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение"). 
 
11. Подсистема учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений (шифр подсистемы - "Обращения"). 
 
12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственнойвласти (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС"). 
 
13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - "Сотрудничество"). 
 
14. Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)". 
 
15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь"); 
 
16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД"). 
 
17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - "ГИС СД"). Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).

Информация о работе Информатизация министерства юстиции, МВД, следственной деятельности