Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:51, контрольная работа
Решение современных проблем управления обществом все более и более связывается с развитием информационных процессов. Информация, информационные средства (ЭВМ) и способы (технологии) ее обработки и использования становятся неотъемлемым компонентом общественных отношений. Закономерности информации и информационных процессов в условиях развития высоких технологий на рубеже 70-х годов прошлого века сформировали новое направление в науке – информатику. Более чем полувековая эволюция информатизации привела к масштабному использованию компьютеров и телекоммуникаций во всех сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и правовая система.
Правовая информатика
Контрольная работа на тему:
Информатизация министерства юстиции, МВД, следственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Решение современных проблем управления
обществом все более и более связывается
с развитием информационных процессов.
Информация, информационные средства
(ЭВМ) и способы (технологии) ее обработки
и использования становятся неотъемлемым
компонентом общественных отношений.
Закономерности информации и информационных
процессов в условиях развития высоких
технологий на рубеже 70-х годов прошлого
века сформировали новое направление
в науке – информатику.
Более чем полувековая эволюция информатизации
привела к масштабному использованию
компьютеров и телекоммуникаций во всех
сферах человеческой деятельности. Не
стала исключением и правовая система.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задачи и функции информатизации
правоохранительных органов.
Информационное обеспечение деятельности
правоохранительных органов в общих чертах
ничем не отличается от информатизации
вообще.
Основные цели, задачи и функции автоматизированных
систем правоохранительных органов типичны.
Целью является эффективное применение
норм права и использование большого массива
правовой информации.
Общие задачи информатизации, в основном,
сводятся к следующему:
– формирование информационных правовых
ресурсов;
– максимально возможное компьютерное
оснащение;
– использование современных информационных
технологий.
Функции информатизации зависят от специфики
задач и полномочий конкретных видов правоохранительных
органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД
РФ, ФСБ РФ и др.
Общим для всех них является то, что они
наряду с формированием, обработкой и
использованием большего объема правовой
информации, сами создают новую информацию,
имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной
деятельности (расследование юридических
дел и принятие правовых актов), правоохранительные
органы создают большие массивы ненормативной
информации, которую могут использовать
другие органы и организации в своей деятельности.
Например, обобщение правоприменительной
практики (расследование уголовных дел)
может быть использовано для анализа конкретных
групп общественных отношений, которые
нуждаются в правовом регулировании. По
результатам такого обобщения могут быть
приняты решения о разработке нормативных
правовых актов.
Информатизация прокуратуры.
Деятельность Генеральной прокуратуры
РФ и подчиненных ей органов на местах
связана с надзором за исполнением законов
и расследованием уголовных дел по наиболее
опасным преступлениям.
В силу этого прокуратура получает и обрабатывает
большие объемы правовой, политической
и социально-экономической информации.
В НИИ проблем укрепления законности и
правопорядка при Генеральной прокуратуре
РФ разработана Концепция создания автоматизированной
системы информационного обеспечения
органов прокуратуры Российской Федерации
(АСИО «Прокуратура»).
Цель Концепции заключается в создании
за сравнительно короткий срок на всей
территории страны единой информационной
системы, которая способна наиболее полно
и оперативно удовлетворять информационные
потребности органов прокуратуры всех
уровней при осуществлении ими своих функций.
Система, в частности, включает следующие
задачи:
-создание автоматизированных рабочих
мест сотрудников органов прокуратуры;
-создание городских, районных и региональных
информационно-вычислительных сетей системы
прокуратуры, а также центральной информационной
сети аппарата Генеральной прокуратуры
РФ;
-создание глобальной информационно-вычислительную
сети, объединяющей центральную и региональную
сети.
Генеральная прокуратура поддерживает
тесную связь с информационными системами
федеральных органов законодательной
и исполнительной власти.
Информатизация органов прокуратуры сосредоточена,
в основном, на центральном и областном
уровнях. Правда, в последнее время фрагменты
современных подходов информационного
обеспечения наблюдаются и на районном
(городском) уровне. Отдельные городские
прокуратуры имеют все компоненты информационной
системы.
^ Министерство юстиции РФ.
Автоматизированная система информационного
обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять
информационное обеспечение органов и
учреждений Министерства юстиции РФ.
^ Министерство юстиции РФ.
Автоматизированная система информационного
обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять
информационное обеспечение органов и
учреждений Министерства юстиции РФ.
Основная функция АСИО «Юстиция» – сбор,
обработка, хранение и передача правовой
информации в органы и учреждения юстиции,
что заменяет традиционные («аналоговые»)
методы ее обработки.
Центральным звеном системы является
Научный центр правовой информации Министерства
юстиции РФ (НЦПИ), который был создан в
1975 году для обеспечения правовой информацией
высших органов власти и управления. Продолжая
выполнять эту функцию в качестве национального
центра, НЦПИ предоставляет информацию
пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.
Созданная в Центре справочная правовая
база "Эталон" представляет собой
полнотекстовую базу данных с действующими
официальными редакциями текстов нормативных
актов.
Информация, содержащаяся в базе данных
системы "Эталон", обновляется дважды
в неделю. Законодательные акты не позже
чем через неделю со дня принятия вводятся
в базу данных "Эталон", включаются
в систему и немедленно становятся доступными
пользователям, работающим в удаленном
режиме.
Научный центр правовой информации проводит
значительную работу по созданию в регионах
центров правовой информатизации (ЦПИ).
Одна из задач этих центров – обеспечение
нормативной информацией правоприменительной
и правотворческой деятельности государственных
органов субъектов Федерации. Центры правовой
информатизации создаются во всех регионах
РФ.
Концепция и программа информатизации
органов и учреждений юстиции предусматривает
создание сети центров правовой информатизации
в субъектах Федерации, передающих нормативную
методическую и справочную информацию
в суды и нотариальные конторы, передачу
статистической отчетности из судов и
нотариальных контор в органы юстиции.
В настоящее время ведется интенсивная
работа по созданию региональных баз правовой
информации.
Региональная система представляет собой
совокупность автоматизированных информационных
центров и абонентских пунктов, объединенных
с помощью каналов связи и средств передачи
информации в единый программно-технический
комплекс.
Основное назначение региональных систем
— аккумуляция данных о нормативных актах,
принимаемых на уровне субъекта Федерации
(законы, постановления, распоряжения
и иные документы региональных органов
государственной власти).
^ Министерство внутренних дел РФ.
Специфика деятельности органов внутренних
дел заключается в их функциях:
-охрана общественного порядка;
-охрана собственности;
-охрана прав и законных интересов граждан
от преступных посягательств;
-предупреждение и пресечение правонарушений;
-раскрытие и расследование преступлений;
-обеспечение работы разрешительной системы;
-обеспечение безопасности дорожного
движения и пожарной безопасности.
Министерство внутренних дел формирует
огромные массивы справочной информации,
имеющей правовой характер, так она используется
правоохранительными и судебными органами
в ходе правоприменительной деятельности.
Например, МВД РФ ведет и использует федеральные
учеты, поддерживает банки данных оперативно-справочной,
розыскной, криминалистической, статистической
и иной информации, осуществляет справочно-информационное
обслуживание органов внутренних дел
и внутренних войск, заинтересованных
государственных органов.
Основные направления работ по этой проблеме
изложены в "Концепции развития системы
информационного обеспечения органов
внутренних дел в борьбе с преступностью",
утвержденной приказом Министра внутренних
дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции разработаны
принципы использования компьютерных
технологий на текущий момент и ближайшую
перспективу.
Основными задачами информационно-вычислительных
систем органов внутренних дел России
являются:
-внедрение перспективных информационных
технологий, средств вычислительной техники
и телекоммуникаций, локальных вычислительных
сетей, типовых программных средств и
автоматизированных рабочих мест для
обобщения и анализа информации, информационной
поддержки оперативно-служебной деятельности
горрайлиноргана внутренних дел;
-обеспечение единообразия и совместимости
средств вычислительной техники и телекоммуникаций,
работоспособности общесистемных и прикладных
программных средств, их адаптации с учетом
специфики эксплуатируемых автоматизируемых
систем обработки информации.
Система интегрированных баз данных органов
внутренних дел, объединенных в единую
информационно-вычислительную сеть, складывается
из:
-федерального и отраслевых информационных
центров;
-зональных информационных центров, объединяющих
данные нескольких территориальных управлений
внутренних дел субъектов Федерации;
-региональных информационных центров,
содержащих криминальную информацию органов
внутренних дел районного звена.
С учетом административно - территориального
деления РФ определены три уровня управления
и соответственно три уровня информационно-вычислительных
сетей.
^ Федеральный уровень
В информационный фонд данного уровня
входит: пофамильная и дактилоскопическая
картотеки осужденных и подучетных лиц,
досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным
видам преступлений; досье на особо опасных
рецидивистов, профессиональных преступников;
оперативная информация об организованных
и коррумпированных преступных группах;
сведения о преступлениях и правонарушениях,
совершенных иностранными гражданами
и в отношении них и иная информация.
На федеральном уровне создан и функционирует
Главный информационный центр (ГИЦ) МВД
РФ — специализированное информационное
подразделение, располагающее многопрофильными
централизованными массивами информации.
^ Региональный уровень
Региональный уровень управления образуют
министерства внутренних дел республик
в составе РФ, главные управления и управления
внутренних дел администраций краев, областей,
городов — всего 98 органов.
При управлениях внутренних дел на местах
созданы специализированные подразделения
— информационные центры (ИЦ).
На региональном уровне формируются информационные
фонды: о лицах, проходящих по материалам
и делам оперативного учета, уголовным
делам; о лицах, осужденных за совершение
преступлений; о лицах, разыскиваемых
и без вести пропавших, неопознанных трупах
граждан; о предметах преступного посягательства
и орудиях совершения преступлений; дактилоскопические
учеты и фотоучеты и т. д.
^ Местный уровень
На местном уровне функционируют отделы
внутренних дел администраций городов
и районов, линейные органы внутренних
дел на транспорте. Здесь на основе документов
первичного учета формируется банк данных
оперативно-розыскного и оперативно-справочного
назначения, где содержится информация
о зарегистрированных событиях и фактах
криминального характера и других правонарушениях,
правонарушителях и преступниках и другая
информация, представляющая интерес для
органов внутренних дел.
Важнейшей задачей при реализации проектов
информатизации органов внутренних дел
является использование ими информационных
технологий в ходе осуществления оперативно-розыскной
и следственной деятельности.
Следует отметить, что это направление
правовой информатики получило наибольшее
распространение и использование в правоприменительной
практике еще в так называемую «докомпьютерную»
эпоху.
^ 5.3.Структура и состав автоматизированных
информационных систем следственно, оперативно-розыскной
и экспертной деятельности.
Информатизация следственной деятельности
В организации расследования используются
следующие направления информатизации:
-компьютеризация рабочего места следователя;
-автоматизация поисковой системы и использование
баз и банков данных;
-создание автоматизированной системы
уголовной регистрации (уголовных дел,
преступлений, лиц, орудия и следов совершения
преступлений и других доказательств,
похищенного имущества и т.д.);
-внедрение информационных технологий
управления процессом расследования.
Процесс компьютеризации рабочих мест
следователя в настоящее время заметно
развивается, особенно тех из них, которые
сосредоточены на расследовании особо
важных дел. Практически все следователи
областного уровня и органов внутренних
дел крупных городов оснащены вычислительной
техникой.
Это значительно ускоряет поиск необходимой
следственно-оперативной информации,
использование методической информации
по конкретному делу, формирование доказательственной
базы и качественное расследование в целом.
Одной из главных задач расследования
уголовных дел является поиск информации
изобличающей преступника и доказывающей
его преступные деяния. В настоящее время
разработаны целый ряд аналитических
программно-технических средств, позволяющих
значительно сократить поиск такой информации
и использовать ее при расследовании.
Разработаны и прикладные программные
средства, позволяющие значительно автоматизировать
подготовку процессуальных документов
и своевременную отчетность.
^ Информационное обеспечение оперативно-розыскной
деятельности
Информационные системы оперативно-розыскной
деятельности во многом сходны с описанными
выше системами деятельности следователя,
так как работники органа дознания, выполняют
многие следственные действия, пользуются
теми же нормами уголовно-процессуального
законодательства, что и следователи.
Кроме того, оперативные работники органа
дознания (так их неофициально называют)
работают в очень тесном единстве со следователями
и выполняют во многом те же функции - розыск
и изобличение преступника.
Для этого они используют как общие автоматизированные
информационные системы, так и информационные
средства специального назначения, позволяющие
быстро ориентироваться в обстановке
места происшествия и организовать поиск
доказательств по «горячим следам».
Существующие вспомогательные средства
оперативно-розыскной деятельности выполняют
важную роль в поиске лиц, совершивших
преступление.
Внедряемые автоматизированные системы
учета лиц по элементам внешности (АИРС)
используют видео- и фотоизображения для
поиска преступника и отождествлении
его по признакам внешности по типу «субъективный
портрет».
Использование субъективных портретов
существенно расширяет возможности установления
личности преступников, скрывшихся с мест
происшествия, и иных лиц, имеющих отношение
к расследуемому событию.
Наряду с традиционными системами разрабатываются
и используются более совершенные.
В 1995 г. в МГТУ им. Баумана была разработана
компьютерная система «Фоторобот-С» (ФРС-2).
Результаты тестирования показали, что
система «ФРС-2» успешно объединяет в себе
различные массивы элементов: базу полутоновых
изображений и базу рисованных элементов
внешности.
АИРС «ПОРТРЕТ» разработана для решения
оперативно-розыскных задач, требующих
накопления, хранения и быстрого поиска
карточек с фотографиями лиц, склонных
к совершению преступления.
Система «ПОРТРЕТ» позволяет создать
базу данных, содержащую графическую информацию.
Это могут быть фотографии, снятые сканером,
сделанные непосредственно цифровой фотокамерой
или изображения, полученные с видеокамеры
или видеомагнитофона.
^ Информатизация экспертной деятельности.
В процессе производства экспертизы специалистам
приходится обрабатывать огромные массивы
разнообразной криминалистической и справочно-вспомогательной
информации. Поэтому в экспертных учреждениях
создаются экспертные автоматизированные
информационные системы (АИС) и банки данных
(АБД). Можно выделить несколько их видов.
Пулегилъзотеки позволяют идентифицировать
оружие по стреляным пулям и гильзам. Так,
например, АИС «Модель оружия» позволяет
установить модель оружия по следам, оставленным
механизмом оружия на гильзе, а система
«Патрон» определяет вид патрона по его
характеристикам.
Дактилоследотеки применяются при ведении
дактилоскопических автоматизированных
учетов, в целях осуществления оперативной
проверки следов пальцев рук, изымаемых
с места происшествия, по массивам дактилокарт
ранее осужденных или определенного круга
подозреваемых лиц.
Входными данными для автоматизированной
дактилоскопической информационной системы
(АДИС) являются дактилокарты с отпечатками
пальцев рук и карточки с изображениями
следов с мест нераскрытых преступлений
на фотоснимках, прозрачных пленках или
непосредственно на объектах. Решение
вопроса о принадлежности отпечатков
или следов конкретному лицу производится
экспертом-криминалистом на основе совокупности
общих и частных признаков папиллярных
узоров.
^ Аналитические экспертные системы (ЭС) занимают особое место среди средств
информатизации. Существует несколько
видов ЭС раскрытия и расследования преступлений.
^ ЭС прогнозирования преступлений: системы позволяют установить зависимость
между личностными качествами преступников
и выбором места совершения преступления.
^ ЭС поиска и установления личности преступника, например ЭС «ПОИСК». Система после
анализа первичной информации, полученной
на месте происшествия, выдает типовые
версии о личности подозреваемого, сужает
круг подозреваемых лиц и по мере поступления
новых данных уточняет типологические
свойства личности неизвестного преступника.
К настоящему времени разработаны и используются
программы для расследования убийств,
совершенных при особых отягчающих обстоятельств,
грабежей и разбоев («Грабитель») и многие
другие.
В рекомендуемых вам учебниках и пособиях
вы найдете более подробное описание отдельных
направлений информатизации следственной
и оперативно-розыскной деятельности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники и учебные пособия
1.Агапов А.Б. Основы государственного
управления в сфере информатизации в Российской
Федерации. - М.: Юристъ, 1997. -344 с.
2.Бачило И.Л. Информационное право: основы
практической информатики. Учебное пособие.
М.: 2001.
3.Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А.
Информационное право: Учебник / Под ред.
акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Изд-во «Юридический
центр Пресс», 2001.
4.Венгеров А.Б.Теория государства и права:
Учебник для юридических вузов. - 3-е изд.
– М.: Юриспруденция, 2000.
5.Введение в правовую информатику. Справочные
правовые системы КонсультантПлюс: Учебное
пособие/ Под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина.
-М.: ЗАО "КонсультантПлюс", 1999.
6.Гаврилов О.А.Компьютерные технологии
в правотворческой деятельности. Учебное
пособие. М.: Издательство НОРМА, 1999.
7. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики.
Учебник для вузов. – М.: Издательство
НОРМА, 2000.
8.Информатика и математика для юристов.
Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф.
Х.А.Андриашина, проф. С.Я.Казанцева. М.:
ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
9.Компьютерные технологии в юридической
деятельности. Учебное и практическое
пособие: отв. Ред. Н.С.Полевой, В.В.Крылов.
– М.: БЕК, 1994
10.Копылов В.А. Информационное право: Учебник.
– 2 изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2002
г.
11.Правовая информатика и кибернетика
(под редакцией Полевого Н.С.) // Юридическая
литература М., 1993.
12.Рассолов М.М. Информационное право //
- М.: Юристъ. 1999. - 400 с.
Дополнительная литература
1.Волкова О.Н. Вопросы правового регулирования
отношений при использовании Государственной
автоматизированной информационной системы
РФ "Выборы" в избирательных процессах.
НТИ, сер. 1 № 9, 2001
2.Бачило И.Л. Информационное право. Роль
и место в системе права Российской Федерации.
// Государство и право. 2001. № 2, с. 14
3.Венгеров А.Б.Право и информация в условиях
автоматизации управления. – М.: 1978.
4.Гаврилов О.А. Информатизация правовой
системы России. // Юридическая книга, М.,
1998.
5. Керимов Д.А.Методология права (предмет,
функции, проблемы философии права). / 2-е
изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108;
6.Концепция государственной информационной
политики Российской Федерации, одобренной
Комитетом Государственной Думы от 15 октября
1998г.
7.Морозов А.В. Система правовой информации
Минюста России: Монография. – М.: Триумф,
1999.
8.Право и информатика / Под ред. Е.А.Суханова.
М.: Изд-во МГУ, 1980.
9.Рассолов М.М., Чубукова С.Г., Элькин В.Д.
Элементы высшей математики для юристов
// Юристъ, М., 1999.
10.Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы
правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970.
11.Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука,
1973 и др.
12.Стрельцов А.А.Обеспечение информационной
безопасности России. Теоретические и
методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего
и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40;
13.Судебная практика в российской правовой
системе. – СПб.: Питер, юридический факультет
СПбГУ, 2003.
14.Халипова Е.В. Правовая информатика:
коэволюция и интеграция. М.: Диалог-МГУ,
1998.
1 Словарь иностранных слов. –
М.: Рус. яз., 1988, с.201.
2 Керимов Д.А.Методология права
(предмет, функции, проблемы
3 Гаврилов О.А. «Курс правовой
информатики». Учебник для вузов.
– М.: Издательство НОРМА, 2000, с.2-3;
Стрельцов А.А. Обеспечение
4 Сб. «Вопросы кибернетики и права».
- М.: Наука, 1967; Сб. «Правовая кибернетика.
Проблемы правовой кибернетики»
5 Венгеров А.Б. Теория
6 Гаврилов О.А. «Курс правовой
информатики». Учебник для вузов.
– М.: Издательство НОРМА, 2000, с.13-14.
7 Воробьев А.В., Ниесов В.А. Актуальные
вопросы организационного обесп
8 Бецелева Л.П., Полудняков В.И.
Информатизация судов общей юрисдикции
Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы.
Судебная практика в российской правовой
системе. – СПб.: Питер, юридический факультет
СПбГУ, 2003, с.137-143.
9 Воробьев А.В., Ниесов В.А.Названное
соч., с.148-151.
10 Лукьянов В.В., Сидорова Н.А. Судебная
практика: проблемы обобщения и анализа.
Судебная практика в российской правовой
системе. – СПб.: Питер, юридический факультет
СПбГУ, 2003, с.137-143.
Министерство юстиции РФ играет ведущую
роль не только в обеспечении информатизации
регионов, но и контроле развития законодательства
субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда
ежедневно) из Министерства юстиции РФ
в регионы направляются новейшие нормативные
правовые акты, получаемые из законодательных
и иных органов, а также директивные материалы
Министерства. Из регионов в порядке обратной
связи поступают акты регионального законодательства.
Функцией Министерства юстиции РФ является
проведение юридической экспертизы нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации на предмет их соответствия
Конституции РФ и федеральным законам.
Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество".
Автоматизированная информационная подсистема
"Правотворчество" представляет
собой экспертную систему, включающую
правовые базы данных и базы знаний, она
позволит более эффективно и качественно
выполнять задачи и функции законопроектной
деятельности, возложенные на Минюст России.
Основным информационным ресурсом системы
правовой информации Министерства юстиции
РФ являются базы данных правовых актов.
Ресурс включает в себя несколько массивов
информации: компьютерные базы данных
"Фонд", "Эталон", фонд правовых
актов на бумажных носителях. Особенностью
баз данных правовой информации "Фонд"
и "Эталон" является качественная
обработка правовых актов, возможность
внесения изменений в правовые акты в
соответствии с текущей правотворческой
деятельностью, оперативное предоставление
пользователям по телекоммуникационным
каналам как актуальной редакции текста
правового акта, так и нужной пользователю
версии на любую дату. Все эти особенности
имеют весьма существенное значение для
повышения оперативности и качества информационно-правового
обеспечения законодательной деятельности
как на федеральном, так и на региональном
уровнях.
"Эталон" так же предоставляет статистические
данные о работе судов, информацию о деятельности
Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных
в данном Министерстве общественных и
религиозных объединениях и др.
В системе правовой информации Министерства
юстиции РФ особое место принадлежит информационным
ресурсам судебной практики и правовой
статистики, данные, которых во многом
отражают результативность функционирования
всей правоохранительной системы и позволяют
законодателю работать с оперативной
информацией и вести информационно-аналитические
исследования состояния правопорядка
с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое
регулирование либо оценить эффективность
существующего правового регулирования
в данной области.
В целях удовлетворения информационных
потребностей органов государственной
власти (равно и других субъектов правовой
системы) Министерством юстиции РФ был
проведен анализ существующих глобальных
справочных систем по законодательству,
в результате которого была выделена Общемировая
информационно-правовая сеть (Global Legal Information
Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки
Конгресса США.
Архивы GLIN включают в себя основные нормативные
правовые акты практически всех стран
мира в электронном виде, на бумажных носителях,
фотопленках. В настоящее время ведутся
работы, направленные на перевод максимального
количества документов в машиночитаемую
форму и предоставление информации посредством
сети Интернет. Перспективный план развития
сети предусматривает, что в скором времени
проект GLIN будет работать по принципу
распределенной обработки и хранения
информации. Во многих государствах уже
созданы и функционируют рабочие станции,
которые имеют прямой выход со своего
сервера в Интернет и обеспечены необходимыми
для хранения больших массивов информации
аппаратными средствами. В целях создания
рабочей станции на базе Научного центра
правовой информации при Министерстве
юстиции РФ, который в соответствии со
своими обязанностями является центральным
узлом информационно-
Еще одним важным направлением деятельности
Министерства юстиции РФ в области информационно-правового
обеспечения субъектов правовой системы
являются налаживание международного
информационного обмена и участие информационного
ресурса Министерства юстиции РФ в международных
системах правовой информации. Одной из
таких систем является информационно-правовое
пространство Содружества Независимых
Государств, которое строится на основании
Концепции, утвержденной решением Совета
глав правительств от 18 октября 1996 г. На
основании Положения о Министерстве юстиции
РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой
информацией с иностранными государствами,
координирует деятельность по созданию
национальных банков данных законодательства
государств-участников СНГ.
Деятельность Министерства юстиции РФ
в области информатизации правовой сферы
учитывает международные стандарты и
нормы, применяемые в этой области. Информационные
системы Министерства юстиции РФ строятся
с учетом перспективы интеграции в различные
международные информационные системы,
как этого требуют явно прослеживающиеся
сегодня тенденции согласовываться с
решением задач планирования государственной
социально-экономической политики.
Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов.Основными объектами АС СД являются:
В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:
1. Подсистема информационной поддержки
принятия решений и контроля их исполнения
в системе Судебного департамента (шифр
подсистемы - "Управление").Подсистема
включает в свой состав программно-информационный
комплекс "Корпоративный справочник
Судебного департамента", обеспечивающий
хранение и отображение справочных сведений
по запросам руководства судов и органов
Судебного департамента.
2. Подсистема организационного обеспечения
деятельности судов и территориально-объектового
контроля (шифр подсистемы - "Организационное
обеспечение").В подсистеме организуется
обобщение данных территориально-объектового
контроля по всем видам обеспечения деятельности
судов, а также поддерживается в актуальном
состоянии справочная информация о пользователях
корпоративной сети Судебного департамента,
такая, как наименование судов или органов
Судебного департамента, их реквизиты,
рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа
Судебного департамента, каталог доступных
информационных ресурсов и другая служебная
информация.
3. Подсистема финансового обеспечения
деятельности судов и органов Судебного
департамента (шифр подсистемы - "Финансы").
Подсистема включает в свой состав:
4.Подсистема автоматизированного решения
задач материально-технического
(ресурсного) обеспечения деятельности
судов. В подсистеме организуется автоматизированный
учет информации о нормах обеспечения,
потребностях, наличии и движении различных
ресурсов в судах и органах Судебного
департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы").
5. Подсистема информационно-правового
обеспечения деятельности судов
и органов Судебного департамента. Подсистема
должна обеспечить доступ к системам правовой
информации, а также ведение баз данных
по судебной практике (шифр подсистемы
- "Право").
6. Подсистема судебной статистики
(шифр подсистемы - "Статистика«).
7. Подсистема автоматизированного делопроизводства
и документооборота органов Судебного
департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство-СД").
8. Подсистема автоматизированного решения
задач управления кадрами (шифр
подсистемы - "Кадры").В подсистеме
реализуются задачи кадрового обеспечения
деятельности судов и органов Судебного
департамента, задачи социального обеспечения
судей, в том числе пребывающих в отставке,
членов их семей, а также государственных
служащих. Создаются, а также обновляются
базы данных "Штатное расписание",
"Кадры", "Социальное страхование".
9. Подсистема автоматизированного решения
задач капитального строительства,
эксплуатации зданий и сооружений судов
и органов судебного департамента (шифр
подсистемы - "Строительство").
10. Подсистема дистанционного обучения
работников судов и органов Судебного
департамента (шифр подсистемы - "Обучение").
11. Подсистема учета обращений граждан,
обработки сообщений и контроля исполнения
поручений (шифр подсистемы - "Обращения").
12. Подсистема взаимодействия с органами
государственной власти и доступа
к информационным ресурсам информационно-
13. Подсистема информационного обеспечения
международного сотрудничества
(шифр подсистемы - "Сотрудничество").
14. Технологическая подсистема
"Ведомственная информационная сеть
(ВИС) на основе Общероссийского Технического
Информационного Канала (ОТИК)".
15. Подсистема технологического и методического
обеспечения работы судов и органов
Судебного департамента (шифр подсистемы
- "Техпомощь");
16. Подсистема ведения программно-информационных
и телекоммуникационных стандартов
Судебного департамента (шифр подсистемы
- "Стандарт СД").
17. Подсистема отображения картографической
информации и формирования отчетных
документов для анализа деятельности
судов с использованием средств географической
информационной системы - ГИС (шифр подсистемы
- "ГИС СД"). Подсистема включает в
себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом,
ориентированным на использование в деятельности
СД, набор электронных карт, а также комплект
технических средств, необходимый для
выпуска графических документов (территориально-распределенные
статистические данные, административно-
Информация о работе Информатизация министерства юстиции, МВД, следственной деятельности