Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
Актуальность исследований в области информационных войн, многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны. Поэтому целями данной работы являются:
1. Раскрытие понятия информационной войны, ее целей и содержания.
2. Определение основных методов ведения информационных войн.
3. Рассмотрение подходов к информационному противостоянию в разных странах.
1. Введение
2. Что такое информационная война?
2.1 Определения и суть информационной войны.
2.2 Основные черты и составные части информационной войны.
2.3 Цели информационной войны.
3. Методы ведения информационных войн
"Использование авторитетов (групп влияния)".
"Утвердительные заявления".
"Победившая сторона".
"Принуждающая пропаганда".
"Использование ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества)".
Неопределенные выражения (положительно окрашенные)".
"Перенос положительного образа".
"Упрощение проблемы".
"Общественное неодобрение".
"Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску".
"Перенос неодобрения и негативного образа
"Наклеивание ярлыков".
"Опережающее использование затруднительного вопроса или проблемы".
"Игнорирование".
"Отвлекающая пропаганда".
"Уменьшение значимости темы".
"Псевдологические выводы"
"Нарушение логических и временных связей между событиями"
"Замена источника сообщения".
"Формирование окружения".
"Уменьшение значимости темы".
"Выборочный подбор информации".
4. Промышленный шпионаж как основа информационных войн.
5. Подход к информационному противостоянию в разных странах.
5.1 Российская Федерация.
5.2 Китайская народная республика
5.3 США
5.4 НАТО в целом
5.5 Великобритания
5.6 Германия
5.7 Франция
6. Информационное противоборство в современную эпоху.
7. Заключение.
8. Список использованных источников.
Дальнейшее изучение проблемы привело к введению понятия «стратегического информационного противоборства второго поколения» (2nd Generation Strategic Information Warfare). В отчете это понятие определено как «принципиально новый тип стратегического противоборства, вызванный к жизни информационной революцией, вводящий в круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд других областей (прежде всего экономику) и продолжающийся долгое время: недели, месяцы и годы». Отмечается, что развитие и совершенствование подходов к ведению стратегического ИП второго поколения в перспективе может привести к полному отказу от использования военной силы, поскольку скоординированные информационные акции могут позволить обойтись без этой крайней меры. Авторы подчеркивают, что если последствия стратегического ИП первого поколения еще могут быть прогнозируемы с использованием существующих методик, то второе поколение противоборства на текущий момент весьма трудно формализуемо, и существующие методики прогноза могут быть применены к анализу последствий весьма условно.
В качестве приложения к отчету приведены два сценария возможных событий, полученных с использованием все той же методики «The Day After ...». Первый основан на результатах оценки стратегического ИП первого поколения в конфликте между Китаем и Тайванем в период до 2010 года. Второй рассматривает ведение стратегического ИП России и США в период до 2010 года. Этот сценарий основан на том, что Россия разворачивает сложную операцию по манипулированию экономической ситуацией на рынке энергоносителей (нефть и газ), рассчитанную на несколько лет и направленную на достижение превосходства над США путем навязывания своей экономической политики на рынке энергоносителей. В операции, помимо средств специального программно-математического воздействия на информационные системы кредитно-финансовой сферы Запада, манипулирования информацией в средствах массовой информации, задействованы также дипломатические меры влияния на других поставщиков энергоносителей, а также манипуляции с валютными системами государств (евро и доллар). Совершенно очевидно, что при всей своей новизне понятие «информационного противоборства второго поколения» формально обозначило цели ведения ИВ на государственном уровне, которые ставили перед собой спецслужбы США еще во времена «холодной войны».
Тем не менее, в условиях определенной трансформации взглядов на проблему ведения ИП, изменяются и задачи, которые нужно решать для достижения поставленной цели. Так, для информационного противоборства первого поколения это:
- огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;
- ведение радиоэлектронной борьбы;
- получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;
- осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;
- формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на оценки, намерения лиц, принимающих решения;
- получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.
Информационное противоборство второго поколения предусматривает несколько другой подход:
- создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;
- манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряженности и хаоса;
- дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;
- снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;
- дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
- провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
- инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
- затруднение принятия органами управления важных решений;
- подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
- нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.
В целом следует отметить, что с конца 90-х годов основной тенденцией в развитии понимания роли и места информационного противоборства среди специалистов корпорации «Рэнд» является осознание факта, что стратегическое ИП является самостоятельным принципиально новым видом стратегического противоборства, способным разрешать конфликты без применения вооруженной силы.
Примечательно, что директивой президента PDD-68 от 30 января 1999 года Белый дом создал новую структуру под названием International Public Information Group (IPI). В задачи этой организации входит профессиональное использование разведывательной информации в целях оказания влияния «на эмоции, мотивы, поведение иностранных правительств, организаций и отдельных граждан». Существенную роль в создании агентства сыграло разведсообщество, и прежде всего ЦРУ. Таким образом, американские специалисты считают вполне возможным достижение в обозримом будущем подавляющего преимущества в информационной борьбе, что, по их мнению, позволит успешно разрешать конфликтные ситуации в свою пользу без вооруженного вмешательства.
Исходя из всего вышеперечисленного, я склоняюсь к мнению, что понятие "война" в настоящее время не совсем подходит для определения информационного противостояния, так как война это сложное общественно-политическое явление. Она представляет собой противоборство общественных систем, классов, наций, государств с применением вооруженного насилия для достижения политических целей. Думается, что пока не следует ожидать определения единого и четкого понятия "информационная война". "Информационное противоборство" или "информационная борьба" - являются вполне законными и выражают борьбу сторон за превосходство в количестве, качестве и скорости добывания, анализа и применения информации.
Ясно, что этот вид противоборства так же, как и другие его виды, имеет две составляющие - оборонительную и наступательную, или ударную. Целью оборонительной составляющей является защита своей информации от воздействия противника, ударной - дезорганизация или разрушение информационной инфраструктуры противника, нарушение процесса оперативного управления его силами и средствами. Видимо, для ударной составляющей информационного противоборства можно использовать и понятие "информационная интервенция" или "информационная агрессия". В связи с тем, что сейчас четко обозначено движение в сторону войн нового поколения, роль информационного противоборства резко возрастает в следующих направлениях: в борьбе с системами управления; в навязывании противнику своих правил ведения военных действий; в ставке на военно-техническое превосходство. Вершиной информационного противоборства, по-видимому, станет создание глобальной боевой информационно-ударной системы страны и вооруженных сил, способной контролировать состояние и функционирование вооруженных сил и группировок противника и снижать эффективность их применения.
Сейчас информационное противоборство уже стало важнейшим содержанием войны, но из-за применяемых в нем сил и средств, а также специфических целей и задач приобретает как значительную самостоятельность, так и является неотъемлемым элементом всех остальных форм борьбы. Таким образом, под информационным противоборством следует понимать новую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны.
1. Михаил Донской «Методы ведения информационных войн» -М.: «Прогнозис №2» , 2005.
2. Расторгуев С.П. Информационная война. М: Радио и связь, 1999. — 416 С. — ISBN 5-
3. Завадский И.И. Информационная война - что это такое? М.: Единая Европа, 2008.-150с.
4. Иванов Н.Д «Цели и последствия информационной войны» М: Радио и связь, 2007.-200с.:ил.
5. М. Григорьев Методы ведения информационных войн. М.: Яхтсмен, 2009.-300с.
6. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 576 с. тир. 3 000. ISBN 5-87983-087-х.
7. Грушко А.А, Тимохина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. М: Яхтсмен, 2002, 460с.
8. Новик И.Б, Абдуллаев А.Ш. Введение в информационный мир. М.: Наука, 2004, 200с.
9. Война и мир в терминах и определениях / под ред. Д.О Рогозина. М.:2004. 624с.
10. Расторгуев С.П. Введение в формальную теорию информационной войны. М.:Вузовская кн., 2002.120с.
11. Панарин И.Н, Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.:ОЛМА-ПРЕСС .2003.384С.
12. Гриняев С.Н. Война в четвертой сфере. Превосходство в киберпространстве будет определять победу в конфликтах ХХI века // НВО. 2000г. №42
33