Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
Актуальность исследований в области информационных войн, многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны. Поэтому целями данной работы являются:
1. Раскрытие понятия информационной войны, ее целей и содержания.
2. Определение основных методов ведения информационных войн.
3. Рассмотрение подходов к информационному противостоянию в разных странах.
1. Введение
2. Что такое информационная война?
2.1 Определения и суть информационной войны.
2.2 Основные черты и составные части информационной войны.
2.3 Цели информационной войны.
3. Методы ведения информационных войн
"Использование авторитетов (групп влияния)".
"Утвердительные заявления".
"Победившая сторона".
"Принуждающая пропаганда".
"Использование ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества)".
Неопределенные выражения (положительно окрашенные)".
"Перенос положительного образа".
"Упрощение проблемы".
"Общественное неодобрение".
"Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску".
"Перенос неодобрения и негативного образа
"Наклеивание ярлыков".
"Опережающее использование затруднительного вопроса или проблемы".
"Игнорирование".
"Отвлекающая пропаганда".
"Уменьшение значимости темы".
"Псевдологические выводы"
"Нарушение логических и временных связей между событиями"
"Замена источника сообщения".
"Формирование окружения".
"Уменьшение значимости темы".
"Выборочный подбор информации".
4. Промышленный шпионаж как основа информационных войн.
5. Подход к информационному противостоянию в разных странах.
5.1 Российская Федерация.
5.2 Китайская народная республика
5.3 США
5.4 НАТО в целом
5.5 Великобритания
5.6 Германия
5.7 Франция
6. Информационное противоборство в современную эпоху.
7. Заключение.
8. Список использованных источников.
"Принуждающая пропаганда".
Данный тип воздействия использует слова и выражения, имеющие принуждающий характер. Например, в избирательных кампаниях часто используются листовки с лозунгом: "Голосуй за N" и "Выбери N".
"Использование ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества)".
Метод состоит в использовании эмоционально интенсивных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации и связывании их с необходимыми идеями или людьми. Данный метод апеллирует к таким чувствам как любовь к стране, дому, желание мира, свободы, желания гордиться родиной и т.д. Для этого используются слова, связанные с такими понятиями, как дом, семья, дети, материнство, патриотизм, любовь, мир, счастье, здоровье, прогресс и т.д. Например, в избирательной кампании в одном из регионов РФ для кандидата-женщины использовался лозунг "N - женщина-мать", который использовал эмоциональную окраску понятия материнства. В ходе исследования речей спикера палаты представителей Конгресса США Ньюта Гинрича (Newt Gingrich), было установлено, что для описания своей партии он использовал следующие положительно окрашенные слова: активность, создание, искренний, помощь, вызов, изменение, дети, выбор, граждане, убеждения, крестовый поход, обязанность, доверие, семья, свобода, работа, мечта, возможность, мир, благосостояние, защита, права, сила, успех, видение, реформы, социальное обеспечение и др.
Неопределенные выражения (положительно окрашенные)".
Метод имеет много общего с методом "использования ценностных слов", но основан на использовании выражений с не уточненным смыслом. Аудитории предлагается возможность искать собственные интерпретации. Например, в избирательных кампаниях нередко встречаются лозунги "Я добьюсь правды (справедливости)", которые, несмотря на неясный, лишенный "конкретики" смысл в ряде случаев воспринимаются электоратом положительно.
"Перенос положительного образа".
Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, поддержка, престиж) или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, внутриорганизационной, национальной и т.д.) на другого человека или группу. Например, во время президентской избирательной кампании во Франции 1965 г. "избирательная команда" кандидата Жана Леканюэ создавала ему имидж "французского Кеннеди", перенося положительный образ Кеннеди на кандидата. В частности, для этого использовались плакаты с изображением кандидата и надписью "Завтра … Жан Леканюэ … новый человек … Франция в движении" [1]."Такой же как все, как мы". Метод состоит в том, чтобы увеличить доверие той или иной аудиторией, обеспечивая идентификацию того или иного человека или группу с этой аудиторией. Для этого кандидатов "очеловечивают".Например, в ходе кампании партии И.Рыбкина использовались телевизионные ролики с фотографиями его детства, студенчества, начала трудовой деятельности ("такой же, как все мы"). Стандартным приемом при реализации метода являются съемки и фотографии кандидата в семье, с детьми, на природе, производстве, рассказ о хобби и т.д.
"Упрощение проблемы".
Многим людям не доставляет удовольствия долго разбираться в той или иной проблеме, а намного удобнее получить простой ответ на свои вопросы, с другой стороны многим непрофессионалам приятно услышать что, например, "юриспруденция это просто опыт каждого человека запутанный применением хитрых слов ", а "современное искусство - просто чепуха", таким образом, люди потворствуют своему чувству превосходства и опасению признать, что эти области находятся вне их понимания. Суть метода "упрощения" состоит в использовании этих психологических особенностей человека. Сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы сводятся к простым интерпретациям. Например, в президентской избирательной кампании "избирательная команда" В.В.Жириновского использовала серию телевизионных роликов, в которых лидер ЛДПР "популярно" объяснял причину экономических проблем России [8].
"Общественное неодобрение".
Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий со стороны общественного мнения. Основная задача метода - создание негативного образа того кандидата или группы. Часто реализуется путем подбора различных высказываний "групп влияния", "представителей" различных слоев населения, различных социологических опросов и т.д.
"Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску".
При использовании данного метода аудитории предлагается возможность самой находить собственные интерпретации. Используется против отдельных людей, групп, идей и эксплуатирует общественные стереотипы и латентные подозрения. Часто используется в форме следующих намеков: "Ну, вы понимаете, на что обычно живут такие чиновники как N".
"Перенос неодобрения и негативного образа".
Метод "переноса неодобрения" состоит в создании неодобрения тех или иных персон, действий или идей через демонстрацию тех групп, которые одобряют данные идеи или действия, поддерживают эти персоны, но относятся к числу имеющих низкое доверие, тех, которых боятся, ненавидят или презирают и др.. Если группа, поддерживающая определенную политику, относится к числу подозрительных, презираемых или не вызывающих доверия, другие группы могут изменить свою позицию. Метод "переноса негативного образа" состоит в проекции негативных качеств человека или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей (индивидуальной, групповой, внутриорганизационной, национальной, патриотической и т.д.) на другого человека или идею для того дискредитировать его. Например, во время избирательной кампании 1986 г. во Франции социалисты выпустили плакат с изображением волка с длинными зубами и надписью: "А почему, милые правые, у вас такие большие зубки?" [3].
Во время "масс-медиа войны Чубайс-Березовский" в одной из статей, направленная против Б.А. Березовского развивала следующую тему: "…чеченский командир говорит: …почему бы не любить Березовского, он если и украдет, то не у нас, а у России… нам что-то достанется" [4], также в статье приводились данные о близких отношениях Б.А. Березовского и А. Коржакова. Таким образом, происходит перенос отрицательного образа чеченского командира и А.Коржакова на Б.А.Березовского.
"Наклеивание ярлыков".
Метод аналогичен методу "Перенос неодобрения и негативного образа" и состоит в эксплуатации предрассудков и стереотипов населения через "наклеивание ярлыка". Ярлык квалифицирует этот объект как что-то, чего аудитория боится, ненавидит, испытывает отвращение, находит подозрительным или нежелательным и др. В России в качестве таких ярлыков в разное время использовались слова партократ, дерьмократ, коммуно-фашист, красно-коричневый и др. Уже упоминавшийся нами спикер палаты представителей США Ньюта Гинрича для описания его оппонентов (демократической партии) использовал следующий набор негативных слов ("ярлыков"): жалость, обман, принуждение, обвал, падение, коррупция, кризис, задержка, уничтожение, деструктивность, поглощение, ставить под угрозу, неудача, провал, некомпетентность, болезнь, предательство, бюрократия, тратить время, радикальность, ложь, лицемерие и др.
Во время "масс-медиа войны Чубайс-Березовский" одной из наиболее интересных методов, направленных против А.Б.Чубайса был одновременное "наклеивание ярлыка" большевика и антикоммуниста, несмотря на их во многом противоположное содержание. Таким образом, "индуцировалось" отрицательное отношение к А.Б.Чубайс как со стороны коммунистически, так и демократически настроенной аудитории: "Но главные носители большевизма являются профессиональные антикоммунисты, "молодые реформаторы" - Чубайс и его команда" [5]. Напротив, на Б.А.Березовского в ряде статей "наклеивался ярлык" "нового Распутина", "чиновника-банкира" [6] и "серого кардинала" [4].
Метод состоит в использовании вопроса или проблемы затруднительной для другой стороны, с одновременной подготовкой широкого освещения, для того, чтобы спровоцировать другую сторону на не выгодные для нее действия. Например, в одной из избирательных кампаний использовался затруднительный для кандидата вопрос по следующему сценарию: на первом этапе была обнародована часть негативной информации, кандидат, предполагая отсутствие дополнительной негативной информации, использовал метод "опровержения", после чего была опубликована оставшаяся часть негативной информации. Реализация этого сценария привела к значительному снижению доверия электората к данному кандидату.
"Использование пугающих тем и сообщений".
Пугающие темы и сообщения являются одними из самых эффективных средств воздействия. Как правило, реализация этого метода направлена на стимулирование тех или иных действий аудитории. В случае избирательных кампаний этими действиями может быть голосование "за" или, напротив, голосование "против" того или иного кандидата. Побочной, а в ряде случаев и основной, задачей этого метода выступает разрушение положительного имиджа и создание отрицательного. В этом случае тот или иной кандидат, партия, "политико-финансовая группа" представляется в качестве угрозы жизни, безопасности и благосостояния граждан, устойчивости социальной системы общества и т.д. Так, в кампании Президента США 1964 года "избирательная команда" Линдона Джонсона использовала телевизионный ролик с маленькой девочкой, которую уничтожал ядерный взрыв, который ассоциировался с его конкурентом Барри Голдуотером. Во Франции правые выпустили брошюру "Теряешь лишь раз в жизни", которая имела антисоциалистическую направленность. На обложке находился крестьянин, заключенный в стилизованную под тюрьму избирательную урну, а брошюра содержала угрозы обобществлением собственности, потерей продуктивности хозяйств, оболваниванием детей в контролируемых коммунистами сельских школах - в случае победы социалистов. [2]
В целом, эффективность метода зависит от присутствия следующих компонентов: 1. Угроза. Наиболее действенной является угроза жизни, имущества, благосостояния, безопасности, статуса и т.д. 2. Как избежать угрозы. Для эффективности применения метода является важным предложить четкие и простые инструкции, как избежать угрозы или уменьшить ее ущерб. 3. Уверенность аудитории. Целевая аудитория должна быть уверена в том, что эти действия будут эффективны, и она в состоянии их выполнить.
Во время избирательной кампании в Германии в 1932 году Адольф Гитлер использовал следующий текст: "На улицах нашей страны смятение. Университеты полны бунтующими студентами. Коммунисты пытаются уничтожить нашу страну. Россия пугает нас своей силой - Республика в опасности. Опасность изнутри, опасность извне. Нам необходим закон и порядок. Без него нашей нации не выжить". Интересно сравнить этот текст с текстом оппозиционной газеты "Завтра": " Ужас пришел в русские семьи. Заглядывает в черные окна нетопленых домов. Склоняется к колыбелям некормленых детей. Нависает, как бред, над больничными койками ветеранов. ... Идет зима с залысинами Черномырдина. ... Дума, и в третий раз не утверждай Черномырдина! ... Не оскверни себя кровью соотечественников".[1]
Одной из форм метода является использование "страха изменений". Люди обычно опасаются изменений, в особенности неожиданных и тех, над которыми они не властны. Цель "использования страха изменений" состоит в предупреждении целевой аудитории от тех или иных действий.
"Имитационная дезинформация".
Метод состоит во внесение изменений в пропаганду другой стороны. Эти изменения придают ей другое направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. Используется в виде подмены листовок, высказываний кандидатов или групп. Например, в ходе одной из кампаний был и выпущены листовки с избирательной программой и дизайном листовок другой стороны, однако программа содержала положения, неприемлемые для электората. Другим примером применения метода является выпуск поддельной листовки за подписью одного из кандидатов с сообщением о снятии своей кандидатуры, что имело место в одном из регионов РФ.
"Игнорирование".
Состоит в игнорировании элементов и тем другой стороны, основан на том предположении, что негативная тема, остающаяся "на слуху" приносит больший ущерб, по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Этот метод наиболее эффективен в случае незначительности темы, небольших ресурсов другой стороны для его "раскручивания", а также в случае высокой достоверности негативной информации.
"Отвлекающая пропаганда".
Метод состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с тем пропаганды другой стороны на другие темы. Достаточно часто используется государственной властью. Например, общеизвестным становится тот факт, что за моментами активизации критики Президента США по "сексуальной линии", практически сразу же активизировались темы Ирака, нанесения бомбовых и ракетных ударов, террористов и т.д. В России, в моменты различных кризисов, возникала тема захоронения В.И.Ленина и др.
"Уменьшение значимости темы".
Метод основан на через переноса акцентов на менее негативные элементы темы, кратком затрагивании и "не упоминании" темы и т.д. Используется совместно с методом "Отвлекающей пропаганды".
"Превентивная пропаганда и опережение".
Метод состоит в превентивном использовании пропагандистской темы, которая может быть использована другой стороной, с измененными и смягченными компонентами или элементами для уменьшения доверия к теме. Более того, контрпропаганде в целом свойственен именно опережающий характер. В практике психологических операций часто используется в форме опережающего выдвижения обвинений к другой стороне. В избирательных кампаниях нередко используется путем выдвижения очевидно надуманных обвинений к кандидату, с последующим широким опровержением этих обвинений.
Например, в ходе избирательной компании в одном из регионов РФ "избирательная команда" одного из кандидатов использовала этот метод следующим образом: было выдвинуто заведомо ложное обвинение в присвоении коммерческого кредита кандидатом, а затем обеспечено широкое опровержение, построенное на отсутствии данной формы кредита в банковской практике. Поскольку первоначальное обвинение было якобы сделано со стороны конкурента кандидата, дальнейшее его попытки использовать информацию об аналогичном факте, обладавшем значительно большей достоверностью, были нейтрализованы.