Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа
Актуальность исследований в области информационных войн, многогранность форм и методов этой работы в научном и практическом планах определяется тем, что сегодня любая страна мира нуждается в создании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно-психологической войны. Поэтому целями данной работы являются:
1. Раскрытие понятия информационной войны, ее целей и содержания.
2. Определение основных методов ведения информационных войн.
3. Рассмотрение подходов к информационному противостоянию в разных странах.
1. Введение
2. Что такое информационная война?
2.1 Определения и суть информационной войны.
2.2 Основные черты и составные части информационной войны.
2.3 Цели информационной войны.
3. Методы ведения информационных войн
"Использование авторитетов (групп влияния)".
"Утвердительные заявления".
"Победившая сторона".
"Принуждающая пропаганда".
"Использование ценностных слов (относящихся к основным ценностям общества)".
Неопределенные выражения (положительно окрашенные)".
"Перенос положительного образа".
"Упрощение проблемы".
"Общественное неодобрение".
"Неопределенные выражения и намеки, несущие негативную окраску".
"Перенос неодобрения и негативного образа
"Наклеивание ярлыков".
"Опережающее использование затруднительного вопроса или проблемы".
"Игнорирование".
"Отвлекающая пропаганда".
"Уменьшение значимости темы".
"Псевдологические выводы"
"Нарушение логических и временных связей между событиями"
"Замена источника сообщения".
"Формирование окружения".
"Уменьшение значимости темы".
"Выборочный подбор информации".
4. Промышленный шпионаж как основа информационных войн.
5. Подход к информационному противостоянию в разных странах.
5.1 Российская Федерация.
5.2 Китайская народная республика
5.3 США
5.4 НАТО в целом
5.5 Великобритания
5.6 Германия
5.7 Франция
6. Информационное противоборство в современную эпоху.
7. Заключение.
8. Список использованных источников.
В гуманитарном смысле "информационная война" понимается как те или иные активные методы трансформации информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об определенной системе (концепции) навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения, об атаках на структуры порождения информации, процессы рассуждений.
Основными формами ведения технической ИВ являются радиоэлектронная борьба, война с использованием средств электронной разведки и наведения, нанесения удаленных точечных ударов с воздуха, психотронная война, борьба с хакерами, кибернетическая война.
Прежде чем всерьез анализировать различные определения информационной войны с технической точки зрения отметим присущее ей важное свойство:
– ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным, а подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий – будь то на реальном поле боя, либо в экономической, политической, социальной сферах [4].
Поэтому в качестве основного и наиболее общего определения ИВ предложу следующее:
"Информационная война – это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики" [4].
Поле действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие области:
1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства – телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.;
2) промышленный шпионаж – хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т. п.;
3) взлом и использование личных паролей VIР-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;
4) электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных коммуникаций;
5) всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.
Какой бы смысл в понятие "информационная война" ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психотронная война, информационно-психологическая война, кибернетическая война и т.д.
Таким образом, под угрозой информационной войны понимается намерение определенных сил воспользоваться поразительными возможностями, скрытыми в компьютерах, на необозримом киберпространстве, чтобы вести "бесконтактную" войну, в которой количество жертв (в прямом значении слова) сведено до минимума. "Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий, – сказал один из руководителей Пентагона. – Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума" [7].
Так же существует другое определение информационной войны - это любое действие по использованию, разрушению, искажению вражеской информации и ее функций; защите нашей информации против подобных действий; и использованию наших собственных военных информационных функций.
Это определение является основой для следующих утверждений.
Информационная война - это любая атака против информационной функции, независимо от применяемых средств. Бомбардировка АТС - операция информационной войны. То же самое можно сказать и про вывод из строя программного обеспечения компьютера АТС.
Информационная война - это любое действие по защите наших собственных информационных функций, независимо от применяемых средств. Укрепление и оборона здания АТС против бомбардировок - тоже часть информационной войны. То же самое можно сказать и про антивирусную программу, которая защищает программное обеспечение АТС.
Информационная война - только средство, а не конечная цель, аналогично тому, как бомбардировка - средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия [9].
Военные всегда пытались воздействовать на информацию, требующуюся врагу для эффективного управления своими силами. Обычно это делалось с помощью маневров и отвлекающих действий. Так как эти стратегии воздействовали на информацию, получаемую врагом, косвенно путем восприятия, они атаковали информацию врага косвенно. То есть, для того чтобы хитрость была эффективной, враг должен был сделать три вещи:
* наблюдать обманные действия
* посчитать обман правдой
* действовать после обмана в соответствии с целями обманывающего.
Тем не менее, современные средства выполнения информационных функций сделали информацию уязвимой к прямому доступу и манипуляции с ней. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения фактов и их интерпретации. Вот краткий список характеристик современных информационных систем, приводящих к появлению подобной уязвимости: концентрированное хранение информации, скорость доступа, повсеместная передача информации, и большие возможности информационных систем выполнять свои функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить, но не до нуля эту уязвимость [12].
Рассмотрим основные черты информационной войны.
Во-первых, ведение информационной войны дешево. Наличие компьютерных экспертов и доступ к сетям могут быть единственными предпосылками для создания и использования информационного оружия. Технические возможности, требуемые для информационной атаки, настолько незначительны по сравнению с ценностью самой информации, являющейся объектом атаки, что угрозы становятся достаточно реальными.
Во-вторых, информационную войну в скрытой форме можно вести по существующим сетям международного масштаба, например в Интернете. При этом воздействие информационного оружия весьма широко - от нанесения вреда психическому здоровью людей до внедрения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Опасаясь уязвимости страны перед лицом информационных атак, в середине 90-х годов XX века руководство США подготовило строго секретную директиву министерству обороны по проблеме подготовки к информационной войне. Был поставлен и конкретный срок достижения превосходства над потенциальным противником - 2010 год.
Основные части:
1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.
2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию
3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях
4) физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.
5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.
6) прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится [5].
По определению С.П. Расторгуева, информационная война – это “целенаправленное широкомасштабное оперирование субъектов смыслами; создание, уничтожение, модификация, навязывание и блокирование носителей смыслов информационными методами для достижения поставленных целей” [5]. Речь идет, по сути, о работе по созданию той или иной модели мира.
С другой стороны, исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.
Основные средства ИВ ориентированы на этот феномен. Любые манипуляции и пропагандистские компании основаны на “эффекте резонанса”, когда «имплантируемая» информация, направленная на изменение поведения общности, маскируется под знания и стереотипы, уже существующие в конкретной социальной общности на которую направлена пропагандистская компания.
Крупномасштабное информационное противостояние между общественными группами или государствами имеет целью изменить расстановку сил в обществе.
Как указывают американские военные эксперты, ИВ состоит из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры.
Информационное превосходство определяется, как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.
Информационное превосходство позволяет иметь реальное представление о боевой обстановке и дает интерактивную и высокоточную картину действий противника и своих войск в реальном масштабе времени. Информационное превосходство является инструментом, позволяющим командованию в решающих операциях применять широко рассредоточенные построения разнородных сил, обеспечивать защиту войск и ввод в сражение группировок, состав которых в максимальной степени соответствует задачам, а также осуществлять гибкое и целенаправленное материально-техническое обеспечение.
Информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий направленных против систем управления и принятия решений (Command & Control Warfare, C2W), а также против компьютерных и информационных сетей и систем (Computer Network Attack, CNA).
Деструктивное воздействие на системы управления и принятия решений достигается путем проведения психологических операций (Psychological Operations, PSYOP), направленных против персонала и лиц, принимающих решения и оказывающих влияние на их моральную устойчивость, эмоции и мотивы принятия решений; выполнения мероприятий по оперативной и стратегической маскировке (OPSEC), дезинформации и физическому разрушению объектов инфраструктуры.
Таким образом, можно выделить три основные цели информационной войны:
*контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация).
*использовать контроль над информацией для ведения информационных атак на врага
*повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций [11].
Далее опишем некоторые методы и техники создания положительного имиджа, его разрушения, и, что особенно важно, противодействия попыткам разрушения (более 30 методов и техник), сопровождая их примерами из практики избирательных кампаний и соперничества "политико-финансовых групп".
Метод состоит в использовании авторитетных, известных для целевой аудитории людей или групп. В качестве таких групп влияния могут выступать известные политические деятели, деятели культуры, известные актеры, руководители предприятий, преподаватели высших и средних учебных заведений и т.д. Для эффективности данного метода важно присутствие следующих факторов: доверие к представителю группы влияния, его известность, высокие профессиональные качества, личные достоинства, высокий официальный пост (в прошлом или настоящим), его близость с целевой группой электората и т.д.
В ходе президентской избирательной кампании Б.Н.Ельцина в 1996 году в качестве доверенных лиц были привлечены многие известные артисты, актеры, деятели культуры. Аналогично, в ходе избирательной кампании Б.Клинтона в 1992 г. в его поддержку выступили известная певица Барбара Страйзайд, а известный киноактер Арнольд Шварцнеггер выступал в поддержку его конкурента Джорджа Буша.
"Утвердительные заявления".
Метод состоит в распространении различных утверждений, которые представлены в качестве факта, при этом подразумевается, что эти заявления самоочевидны и не требуют доказательств. Эти утверждения могут быть как достоверными, так и нет.
"Победившая сторона".
В данном методе эксплуатируется желание людей быть на стороне победителя, аудитория убеждается в необходимости действовать так, чтобы оказаться "на выигравшей стороне", быть "как все". В избирательных кампаниях метод часто используется в виде следующих пропагандистских тем: "Кандидат N - кандидат номер один" или "Кандидат N - кандидат победитель", а также в закреплении темы "Все равно победит N".
Например, в избирательной кампании по выборам главы исполнительной власти одного из регионов РФ одна из "избирательных команд" использовала сочетание "… состоятся выборы Президента N", закрепляя в сознании электората связь между выборами Президента и фамилией действующего президента, создавая иллюзию его однозначной победы.