История и понятие Информационной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Информационное воздействие как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных атак использовались, например, мифы. Так, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников. Психологическая установка на сопротивление, защиту отечества и победу поддерживалась также и соответствующей идеологией и воспитанием.
Существенная зависимость современной цивилизации от информационной составляющей сделала ее гораздо более уязвимой. "Быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Дополнительно влияет на ситуацию и принятая сегодня модель общества как принципиально открытого, что предполагает гораздо больший объем разнообразных информационных потоков, чем в случае закрытого общества.

Файлы: 1 файл

Вопросы и ответы 34-38, 42.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

Вопрос № 42 Глава 1. История и понятие Информационной войны

1.1 История Информационной войны

Информационное  воздействие как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных атак использовались, например, мифы. Так, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной  жестокости, что в сильной степени  подрывало моральный дух противников. Психологическая установка на сопротивление, защиту отечества и победу поддерживалась также и соответствующей идеологией и воспитанием.

Существенная  зависимость современной цивилизации  от информационной составляющей сделала  ее гораздо более уязвимой. "Быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило  мощь именно информационного оружия. Дополнительно влияет на ситуацию и  принятая сегодня модель общества как  принципиально открытого, что предполагает гораздо больший объем разнообразных  информационных потоков, чем в случае закрытого общества.

Впервые термин "информационная война" появился в наше время, в середине 80-х годов XX в. в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания "холодной" войны и явился результатом работы группы американских военных теоретиков в составе Г.Е. Экклз, Г.Г. Саммерз и др. В дальнейшем термин начал активно употребляться после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 г. в Ираке, где новые информационные технологии впервые были применены в военных целях.

Информационная война происходит из новых подходов к применению информации, определению ее роли и места в  обществе. Две принципиально различные  сферы функционирования информации - гуманитарная и техническая - задают два варианта трактовки термина "информационная война".

В гуманитарном смысле "информационная война" понимается как те или иные активные методы трансформации информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об определенной системе (концепции) навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения, об атаках на структуры порождения информации - процессы рассуждений.

Каждое общество для самосохранения использует релевантные  информационные режимы. Так, бывший Советский  Союз ограничивал возможности внешних  коммуникаций, видя в них опасность  сохранения строя. Запад же, напротив, настойчиво требовал культурных обменов, по которым, в результате, и приходила  губительная для СССР информация.

Учитывая  отрицательный опыт своей истории, Россия в последние годы активно  изучает возможности информационных технологий по установлению военно-политической стабильности. Следует добавить, что  наша страна начала активно проводить информационные атаки и на своей территории, вызванные противостоянием и противопоставлением олигархов, в результате чего на страницах современных российских СМИ появился и стал привычным термин "информационная война". Следует заметить, что СМИ трактует этот термин в основном как "слив компромата", чему в немалой степени способствует и появление нового средства массовой телекоммуникации - компьютерной сети Интернет, которая идеально подходит не только для неконтролируемого распространения компрометирующих материалов, но и для вброса в общество нужной и своевременной информации, которую печатные и электронные СМИ смогут затем тиражировать. Именно глобальная сеть Интернет открывает возможность рассмотрения понятия "информационная война" с другой позиции - технической.

1.2 Понятие Информационной войны

Существует  довольно много разных определений  информационной войны и с технико-технологической  точки зрения.

Информационная  война - это всеобъемлющая целостная  стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики"

Поле действия информационных войн при таком определении  оказывается достаточно широким  и охватывает следующие области:

1) инфраструктуру систем  жизнеобеспечения государства - телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы  и т. д.;

2) промышленный  шпионаж - хищение патентованной  информации, искажение или уничтожение  особо важных данных, услуг; сбор  информации разведывательного характера  о конкурентах и т. п.;

3) взлом и  использование личных паролей  VIР-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;

4) электронное  вмешательство в процессы командования  и управления военными объектами  и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных  коммуникаций;

5) всемирная  компьютерная сеть Интернет, в  которой, по некоторым оценкам,  действуют 150.000 военных компьютеров,  и 95% военных линий связи проходят  по открытым телефонным линиям.

Но какой  бы смысл в понятие "информационная война" ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную  и опасную деятельность, связанную  с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психотронная война, информационно-психологическая война, кибернетическая война и т. п.

Однако специалисты американского  Института компьютерной безопасности считают, что информационная война, в конечном счете, нацелена на мировую  экономику. А потому в Университете национальной обороны в Вашингтоне создана специальная группа студентов  с целью подготовки специалистов по ведению компьютерной войны. Их основное оружие - клавиатура, с помощью которой  они на расстоянии смогут вывести  из строя неприятельские коммуникации, манипулировать средствами информации и связи, разрушать финансовые системы.

Следовательно, цели информационной войны совершенно иные, нежели войны в общепринятом понимании: не физическое уничтожение  противника и ликвидация его вооруженных  сил, не уничтожение важных стратегических и экономических объектов, а широкомасштабное нарушение работы финансовых, транспортных, коммуникационных сетей и систем, частичное разрушение экономической  инфраструктуры и подчинение населения  атакуемой страны воле страны-победителя.

Информационная война - это неприятная, но органическая часть политической и социальной системы демократического государства, в котором отсутствует жесткие ограничения на циркуляцию информации, свойственные странам с тоталитарным строем.

Вот краткий  список характеристик современных  информационных систем, приводящим к появлению подобной уязвимости: концентрированное хранение информации, скорость доступа, повсеместная передача информации, и большие возможности информационных систем выполнять свои функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить, но не до нуля эту уязвимость.

2.1 Виды информационных атак

1) психологические  операции - использование информации  для воздействия на аргументацию  солдат врага.

2) электронная  война - не позволяет врагу  получить точную информацию

3) дезинформация  - предоставляет врагу ложную  информацию о наших силах и  намерениях

4) физическое  разрушение - может быть частью  информационной войны, если имеет  целью воздействие на элементы  информационных систем.

5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы  враг узнал о наших возможностях  и намерениях.

6) прямые  информационные атаки - прямое  искажение информации без видимого  изменения сущности, в которой  она находится.

Как ранее  говорилось, существует два способа  повлиять на информационные функции  врага - косвенно или напрямую. Проиллюстрируем  разницу между ними на примере.

Пусть нашей  целью является заставить врага  думать, что авиаполк находится там, где он совсем не находится, и действовать  на основании этой информации таким  образом, чтобы это было выгодно  нам.

Косвенная информационная атака: используя инженерные средства, мы можем построить макеты самолетов  и ложные аэродромные сооружения, и имитировать деятельность по работе с ними. Мы полагаемся на то, что противник  будет наблюдать ложный аэродром и считать его настоящим. Только тогда эта информация станет той, которую должен иметь противник  по нашему мнению.

Прямая информационная атака: если мы создаем информацию о  ложном авиаполке в хранилище  информации у противника, то результат  будет точно такой же. Но средства, задействованные для получения  этого результата, будут разительно отличаться.

2.2 Цели информационной войны

Существуют  три цели информационной войны:

* контролировать  информационное пространство, чтобы  мы могли использовать его,  защищая при этом наши военные  информационные функции от вражеских  действий(контринформация).

* использовать  контроль за информацией для ведения информационных атак на врага.

  • повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Как известно война, это не только нападение, но еще  и маскировка. Так вот, оперативная  маскировка предполагает применение следующих  способов:

- дезинформация — распространение  заведомо ложной информации о  составе, состоянии, дислокации, боеготовности своих войск, их  группировках, характере и способах  решения задач, планах, предназначении  и состоянии военной техники  и объектов;

- имитация  — воспроизведение правдоподобных  демаскирующих признаков, характерных  для реальной деятельности войск  (объектов), создание радиоэлектронной  обстановки с использованием  имитаторов, радиотехнических устройств,  ложных сооружений и объектов, макетов военной техники и  т. д.;

- демонстративные  действия — преднамеренный показ  противнику специально выделенными  силами и средствами активной  деятельности в целях его дезориентации  и скрытия истинных намерений  организаторов;

- обеспечение  скрытности действий — определение  признаков, распознаваемых разведывательными  системами противника и позволяющих  ему на основе их анализа  получать особо важную и своевременную  информацию; выбор и проведение  мероприятий, которые обеспечивали  бы скрытие этих признаков  и тем самым снижали бы до  приемлемого уровня уязвимость  союзников от действий разведки  противника.

Типовая стратегия  информационной войны.

Последствия Информационной войны

А чем характеризуется  система, потерпевшая поражение  в обычной войне? Пусть эта  система - обычное государство. Тогда для потерпевшей поражение страны в той или иной степени характерно, как показывает практика первой и второй мировых войн:

1) гибель и эмиграция части населения;

2) разрушение промышленности и выплата контрибуции;

3) потеря части территории;

4) политическая зависимость от победителя;

5) уничтожение (резкое сокращение) армии или запрет на собственную армию;

6) вывоз из  страны наиболее перспективных  и наукоемких технологий. Обобщение  сказанного для информационных  самообучающихся систем может  означать:

1) стабильное сокращение информационной емкости системы, гибель элементов и подструктур; подобное упрощение системы делает ее безопасной для агрессора;

2) решение ранее несвойственных задач, т.е. задач в интересах победителя. Потенция информационной системы направлена на отработку тех входных данных, которые поставляет на вход победитель;

3) побежденная система как бы встраивается в общий алгоритм функционирования победителя, т.е. поглощается структурой победителя.

Таким образом, особой разницы для потерпевшей  поражение системы от того, в какой  войне: ядерной или информационной, она проиграла, нет.

прослеживается  определенная иерархия в типах войн, охватывающих человечество, и применяемом  в этих войнах оружие, направленном на (этапы):

1) уничтожение;

2) запугивание;

3) изменение поведения.

В конце-то концов, цель любой войны заключается  в изменении поведения противника, в постановке его на то место, где  его хотелось бы видеть. Но если все  предыдущие войны вели к желаемому  результату через запугивание и  уничтожение, то при информационной войне это делается непосредственно  напрямую и может продолжаться сколь  угодно долго, до тех пор пока «кот сам не захочет отпустить мышь».

Общий алгоритм представляется в виде, показанном на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3. Обобщенная схема войны.

Победителем информационной войны становится та сторона, которая более полно  способна промоделировать поведение  противника в различных ситуациях, определить собственный алгоритм поведения  и реализовать его. Более полно  промоделировать поведение противника — это значит в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике: это значит более полно изучить поведение противника — знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т.п.

 

 

Вопрос  № 35 Теории политической коммуникации

Карл Вольфганг Дойч

 

 

 Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколения к другому, т.е. она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности.

Политическая  коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). 

Информация о работе История и понятие Информационной войны