История и понятие Информационной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Информационное воздействие как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных атак использовались, например, мифы. Так, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников. Психологическая установка на сопротивление, защиту отечества и победу поддерживалась также и соответствующей идеологией и воспитанием.
Существенная зависимость современной цивилизации от информационной составляющей сделала ее гораздо более уязвимой. "Быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Дополнительно влияет на ситуацию и принятая сегодня модель общества как принципиально открытого, что предполагает гораздо больший объем разнообразных информационных потоков, чем в случае закрытого общества.

Файлы: 1 файл

Вопросы и ответы 34-38, 42.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

Сегодня система  СМИ порождает тексты качественного  нового типа, что и обуславливает их влияние. СМИ функционируют таким образом, что общезначимый в политическом отношении текст может быть доведен до каждого объекта в устном виде — в любой нужный момент, и в письменном — в течение нескольких часов. Наиболее значимые и актуальные тексты многократно дублируются. Дублирование текстов может носить и жанровый характер, что позволяет глубже и разностороннее разработать ту или иную тему. «Тексты массовой информации в политическом пространстве строятся как воздействующие тексты, цель которых вызвать изменения в поведении индивида: убедить пойти голосовать, поддерживать политику правительства, вовремя платить налоги и т.п.». Вырабатываются особые приемы воздействия на аудиторию, появляются профессионалы речи, обученные облекать нужное содержание в соответствующую поставленной цели форму.

Живя в  информационном, коммуникативном пространстве, люди открыты для внушения, убеждения. Эти функции и выполняют СМИ. Публика отличается от массы. Для массы важен физический контакт, для публики — психические связи, духовная и знаковая коммуникация. Толпа, масса реактивна, скора на действия, легко поддается эмоциям — восторгу, панике. Публика инертнее, более пассивна в своих практических действиях, более терпима, толерантна, во всех отношениях умереннее, чем толпа. Публика — интеллектуальна, масса — нет. СМИ держит людей в постоянном возбуждении по поводу информации, непрестанно меняют источник этого возбуждения, перемещая внимание с одного события на другое. Они научили политику массифицировать индивида, сумели настичь его везде.

Массой и  публикой гораздо проще управлять, чем отдельным индивидом, а так как современное общество — это общество массы и публики, то субъекту власти не представляет труда воздействовать на нее и создавать свою собственную массу и публику, которая подчинялась бы ему безоговорочно. И в этом ему на помощь приходят СМИ.

Таким образом, можно заключить, что политическое пространство современного общества представляет собой многоуровневою систему информационно-коммуникативных процессов. Ее функционирование обусловлено деятельностью субъектов власти, которая направлена на реализацию их идей с целью легитимации своих властных полномочий. При этом ведущая роль отдается СМК, так как посредством их субъект власти проводит в общество свои идеи и приходит к власти, либо укрепляет свои властные полномочия. Только в процессе политической коммуникации субъект власти имеет возможность мирным способом регулировать жизнедеятельность общества, проводить политику своих властных интересов и открыто воздействовать на массовую аудиторию с целью побуждения ее к определенным политически выгодным ему действиям, именно поэтому массовую коммуникацию можно рассматривать как механизм, посредством которого реализует себя политическая власть

Информационное  пространство / Information space (принято в России).  
1. Интегральное электронное информационное пространство, образуемое при использовании электронных сетей.  
2. Сферы в современной общественной жизни мира, в которых информационные коммуникации играют ведущую роль. В этом значении понятие информационного пространства сближается с понятием информационной среды. Cовокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации. 

Коммуникация / Communication

В переводе на русский язык это слово может обозначать связь, сообщение, средство связи, информацию, средство информации, а также контакт, общение, соединение. 

Информация (образ) — некий смысл бытия, идея, предназначение или содержание, которое заключается в вербальном сообщении или выражено невербальным способом на том или ином материальном носителе, но без материального носителя сама по себе не существует, не воспринимается, не передаётся.

 

Вопрос  № 36 Понятие, сущность и структура государственной информационной политики

Понятие «современное информационное общество» обрело свое конституционное значение совсем недавно, когда была осознана, и причем актуально, значимость протекающих в обществе информационных процессов. Как-то случалось так, что информация стала восприниматься как важнейшая составляющая часть общества, без которой сегодня оказываются невозможны сколько-нибудь значимые проекты, причем как социального, так и технического плана. Понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х гг.

Но речь идет не просто об информации, о ее важности и необходимости хорошо знали и ранее. Речь идет о системе формирования информационного пространства, поиски нужной информации и на ее основе формирования специального знания, того знания, которое способно решать поставленную задачу. Другими словами, речь идет о разработке механизма превращения информации в специальное знание.

Информация является содержательной стороной процесса коммуникации, определяющей его эффективность: 1) какие сведения коммуникация содержит; 2) как быстро они движутся от одного управленческого уровня к другому; 3) каковы потери управленческой информации на этом пути; 4) насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя коммуникационные каналы. Информационное обеспечение есть отражение коммуникаций организации:

1) входная информация - получение  точной информации о реальном  положении собственных дел, своевременных  и надежных сведений 2) выходная  информация - регулятивно-регулирующая правдивое информирование общественности в рамках социальной ответственности организации, государственного контроля за ее жизнедеятельностью.

Информация является важным фактором в развитии и организации  общественной жизнедеятельности и  выражается в различных видах:

- специализированная -- учебная, научная, техническая и иная информация, связанная с профессиональной деятельностью;

- общезначимая -- общедоступные сведения, касающиеся всех и которыми владеют массы. 

Общество, социальные общности и группы в процессе общественных отношений  «питаются» информацией. Основными  посредниками в информационном взаимодействии властно-управленческих структур со своей  общественностью являются СМИ и  ПР-службы. Формируемые ими информационные потоки создают разнообразную массовую информацию по всем значимым для общественной жизнедеятельности и общественных отношений вопросам. При этом основным противоречием деятельности независимых СМИ и корпоративных ПР-структур в обществе плюралистической демократии является наличие свободы информатизации как идеала и необходимости заботы о его информационной безопасности. Отсюда вытекает проблема создания адекватных рыночному обществу механизмов, продуктивно реализующих свободу слова и печати, массовой информации, являющихся абсолютной и необходимой предпосылкой создания и сохранения демократического и гражданского общества.

В информационно-политическом пространстве каждый актор формирует собственные практики, демонстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимодействия со своими контрагентами. Однако наиболее сильное воздействие на всех участвующих в политических коммуникациях групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государство -- самый мощный производитель массовой информации в обществе. Именно государство обладает наиболее развитой системой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нормы информационных обменов.

Существует четыре возможных типа информационного поведения государства, у каждого из которых своя специфика установления и поддержания политических контактов с партнерами и оппонентами. К ним относятся: государственная политика, информационные кампании, единичные информационные акции, а также действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию государственных структур на некие свершившиеся события, лишающие их возможности целенаправленного воздействия на информационную ситуацию). Все эти типы поведения представляют собой специфические формы реализации или информационного обеспечения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от друга механизмами организации политического общения, институциональным дизайном и даже определенными технологиями поддержания коммуникации.

Государственную информационную политику можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы. [2,с. 207]

В более  широком смысле ГИП - это "особая сфера жизнедеятельности людей..., связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями" [6, с. 38].

Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере  требует и достижения ряда более  частных, вытекающих из его ролевых  обязанностей целей. К ним могут  быть отнесены:

¦ обеспечение юридических  прав граждан на получение информации в соответствии с принципами свободы  слова и охраны тайны личной жизни  и интеллектуальной собственности;

¦ обеспечение населению  технических возможностей для получения  информации на современном уровне;

¦ защита подрастающего поколения  от агрессивной информации;

¦ постоянное совершенствование  систем образования и здравоохранения  на основе внедрения технических  достижений в информационной сфере;

¦ удешевление государственной  информации граждан, трансформация  функций государственных органов  на основе постоянной передачи информации ее потребителям в электронной форме;

¦ препятствование незаконному  обороту информации;

¦ постоянное совершенствование  организационных и кадровых структур, обеспечивающих эффективное достижение целей информационной политики.

Информационная политика и информационное общество, единство их развития стратегический объект социальной информациологии. Политика, как известно, -- это область (вид) деятельности людей, связанная с властными отношениями. Вместе с тем политика есть искусство управления властью всеми сферами жизнедеятельности общества. Власть определяется способностью и возможностью оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение с помощью каких-либо средств: права, авторитета, воли, насилия и др.

Наука выделяет три основные парадигмы  информационной политики: тоталитарную, механистическую; манипулятивную; дискурсную, диалоговую. Если доминируют первые две или их смешанный вариант при дефиците третьей, то неизбежно с течением времени формируется низкий рейтинг доверия к СМИ (особенно в условиях, когда власть авторитарно подчиняет себе СМИ), медиакратии, который переносится посредством механизма трансфера на доверие к власти. В итоге происходит коммуникативный разрыв между властью и народом.

Содержание Концепции  практически охватывает все наиболее важные положения, составляющие основу государственной информационной политики. В качестве базовых принципов  выделены следующие:

I 1) принцип открытости политики (все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, и государство учитывает общественное мнение);

2) принцип равенства интересов (политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности);

3) принцип системности (реализация принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования предполагает учет последствий для состояния других и всех в совокупности объектов);

4) принцип приоритетности отечественного производителя (при наличии равных условий приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг);

5) принцип социальной ориентации (основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России);

6) принцип государственной поддержки (мероприятия государственной информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируется преимущественно государством);

7) принцип приоритетности права (развитие и применение правовых и экономических методов имеют приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной среды).

Как пишет В.Д. Попов, информационное пространство -- это «сфера отношений субъектов и объектов, формирующаяся по поводу производства, распространения и потребления информации». [15]. Единое информационное пространство применительно к СМИ -- это равнодоступное пространство, в котором коммуникации осуществляются в интересах всех пользователей, а не отдельных корпоративных клиентов, что позволяет создавать условия для функционирования и развития институтов информационного общества, развивать открытые социальные системы.

Информация о работе История и понятие Информационной войны