История и понятие Информационной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Информационное воздействие как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных атак использовались, например, мифы. Так, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников. Психологическая установка на сопротивление, защиту отечества и победу поддерживалась также и соответствующей идеологией и воспитанием.
Существенная зависимость современной цивилизации от информационной составляющей сделала ее гораздо более уязвимой. "Быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Дополнительно влияет на ситуацию и принятая сегодня модель общества как принципиально открытого, что предполагает гораздо больший объем разнообразных информационных потоков, чем в случае закрытого общества.

Файлы: 1 файл

Вопросы и ответы 34-38, 42.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

Началом изучения явлений  политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин “политическая коммуникация”, появились в конце 40-х – начале 50-х гг. XX в. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением и вырастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

В самом общем  виде теория политической коммуникации рассматривает следующие комплексы  проблем:

1) сущность  и особенности строения и функционирования разнообразных средств политической информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации. Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: “отправитель – переработчик – адресат политической информации”, проблемы взаимодействия речевых и электронных каналов информации, властного контроля над СМИ и др.;

2) разработка и  совершенствование знаковой, символической  и семиотической систем для  политико-коммуникативных передач,  способы шифровки и дешифровки  политической информации, создания  различных политических мифологем,  символических, рекламных и пропагандистских  образов и сюжетов;

3) социально-политические  последствия информационного воздействия  на поведение и деятельность  субъектов политики, формирование  общественного мнения, течение электоральных  процессов, политическое управление  обществом. 
Существуют три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации. К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и т.п.). В политической коммуникации обыкновенно дело имеют с написанным или произносимым словом, но она может происходить и при помощи всякого знака, символа и сигнала, посредством которого передается смысл. Следовательно, к коммуникации надо отнести и символические акты – самые разнообразные, такие как сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, политическое убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету. В значительной своей части политическая коммуникация составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке социального общения, от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

Сущностной  стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации. Под политической информацией понимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) “источники” и “потребители” – взаимодействующие, в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.

Политическая  коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия субъектов путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которой невозможно движение политического процесса. Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). 

Формула коммуникационного анализа

1. Кто (Сделавший  сообщение) – 2. Сообщает что  (Сообщение) – 3. Как, по какому  каналу (Канал коммуникации) – 4. Кому (Получатель сообщения) –  5. С какой целью? (Цель сообщения)  – 6. С каким эффектом? (Эффект  сообщения).

Специальные дополнительные вопросы: – При каких обстоятельствах? – С какой целью? – С каким  результатом?

В другом варианте исследования: 1. Кто (Проверка объекта изучения)–2. Сообщает что (Содержание анализа)–3. Как, по какому каналу (Средства анализа) – 4. Кому (Изучение аудитории) – 5. С каким эффектом? (Результат исследования). 
Политическая коммуникация, являясь способом, средством существования и передачи политической культуры, в свою очередь, опосредуется ценностями и нормами последней. Характер политической коммуникации в обществе, уровень ее развития во многом определяются состоянием общей и политической культуры. Это взаимообусловливающие друг друга процессы. Ценностные качества политической коммуникации зависят от культуры данного общества, мирового развития; вместе с тем они ранжируются и политически переосмысливаются правящими элитами, бюрократией в своих интересах и целях.

Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека. [c.316]

Особое значение среди этих прав имеют свобода  политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода  слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также  право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам.

Основные  функции политической коммуникации:

• распространение  идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование;

• интеграция и регулирование  политических отношений;

• формирование общественного (политического) мнения;

• распространение  политической культуры, ее развитие у  индивидуумов;

• политико-культурный обмен;

• подготовка общественности к участию в политике.

Интеллектуальная  свобода, наличие просвещенного  общественного мнения, демократическая  политическая культура, свобода средств  массовой информации от властных структур – важные предпосылки оптимального развития политической коммуникации, устойчивого социального процесса. В этом смысле теория политической коммуникации должна все в большей  степени выступать как наука  и искусство достижения гармонии, координации интересов общества, его групп и индивидов посредством  взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, уважении коренных интересов человека. 

Массовая  коммуникация – процесс распространения  информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Структура политической коммуникации (Приложение 1):

1. Коммуникация формирует  определенные связи и отношения  субъектов политики.

2. Институты-коммуникаторы  производят информацию, кодируют  и передают ее потребителям, изучают  общественное мнение о воздействии  и качестве информации.

3. Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные  системы (центры, банки данных, сети  и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

4. Типы, методы и формы  политической коммуникации - рациональная  и спонтанная коммуникация, неформальные  контакты, общение граждан с представителями  политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов,  референдумов, демонстраций и других  политических акций.

5. Содержание коммуникации  оказывает воздействие на мотивацию  поведения субъектов политики, формирование  общественного мнения; его социально-политические  последствия могут быть позитивными  и негативными. Сущность политической  коммуникации заключается в целенаправленных  контактах между людьми посредством  обмена информацией и духовного  общения в политическом процессе.

2)

Под коммуникативным  пространством принято считать  «информационную сферу, обеспечивающую интеграцию в структуре общества, осуществляемую СМК (телевидение, пресса, радио, Интернет) которая строится по определенным закономерностям символического порядка»[1]. Первую модель коммуникативного процесса разработал в 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл [2]. Она представляет собой пять взаимосвязанных структурных элементов коммуникативного пространства:

• коммуникатор как передающий сообщение, то есть субъект;

• само сообщение  как информационно-коммуникативная  единица;

• канал передачи сообщения — определенное СМК;

• реципиент  как принимающий сообщение, то есть объект;

• эффективность  приема сообщения

На современном  этапе развития коммуникация занимает одно из ведущих мест среди всех политических процессов как необходимый элемент взаимодействия субъектов власти и электората. В этом смысле коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков посредством символов. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. Наконец, коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.

Первым структурным  элементом любого коммуникативного пространства является коммуникатор, в политическом пространстве в его роли выступает субъект власти. В качестве субъекта власти могут выступать следующие акторы информационного поля политики. Их можно распределить в две группы с точки зрения того, чьи идеи они пытаются пронести в массы. Первая группа субъектов имеет свои собственные цели и, исходя из них, преподносит обществу определенные идеи:

• глава государства;

• политический лидер;

• политическая партия, движение;

• политическая элита;

• террористические и другие организации, занимающие в  информационном пространстве не признанные легально позиции.

Вторая группа субъектов власти нацелена на то, чтобы  проводить в обществе те идеи, которые декламируют представители первой группы. К ней относятся:

• информационные структуры государства (отделы и службы связей с общественностью различных ведомств, пресс-секретариаты);

• многообразные  корпоративные структуры (информационные отделы партий, общественно-политических движений);

• специализированные информационные структуры (консультативные и рекламные агентства);

• СМИ в  их политическом назначении;

• спонсоры, медиамагнаты и рекламодатели;

• различные (с точки зрения участия в политическом дискурсе) сегменты социума.

Именно вышеперечисленные  акторы непосредственно действуют в информационном пространстве политики, обладая специфическими возможностями в производстве и распространении информационных продуктов, в стимулировании и поддержании политической коммуникации. В конечном счете — вне зависимости от характера собственных информационных продуктов — каждая структура, «работающая»на ту или иную социальную аудиторию, вносит вклад в формирование, оформление и трансляцию позиций и целей своих заказчиков. Так, путем грамотного управления в сфере коммуникативного пространства можно оптимизировать контроль за следующими процессами:

• «ходом формирования повестки дня, то есть за вынесением на обсуждение общественным мнением конкретных вопросов и проблем, выделением необходимых аспектов;

• переключением  внимания массовой аудитории с одной  политической темы на другую;

• введением  в систему коммуникативного пространства новых тем и ситуаций, рассчитанных на определенную ответную реакцию;

• организацией поддержки массовой аудиторией инициатив  властных структур;

• за контрпропагандистской работой, заключающейся в ответных ходах на информационные действия другой стороны, а также при необходимости в нейтрализации информации».

Основатель  кибернетики Н. Винер предложил в свое время понятие «сообщения»в качестве основной структуры единицы коммуникативных потоков. Такая точка зрения связана с тем, что, согласно клеточной теории (в соответствии с которой большинство растений и животных состоят из единиц — клеток, обладающих многими свойствами независимых живых организмов), устойчивость клеточных структур и их модификации зависят от сложности и содержания взаимосвязей и информационного обмена между ними.

Сообщение как  информационно-коммуникативная единица  является второй составляющей коммуникативного пространства. Для того, чтобы сообщение воспринималось аудиторией, его необходимо трансформировать в текст (особая коммуникативная единица). Трансформация осуществляется путем символизации сообщения. В политическом пространстве применяются 4 основные идеальные матрицы, предполагающие разные механизмы символизации: миф, религия, идеология и политическая реклама. Применение того или иного механизма зависит от многих причин (историческая стадия развития, политический режим, выбор СМК, используемого для передачи сообщения, целевая аудитория воздействия, цели сообщения).

Информация о работе История и понятие Информационной войны