Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, контрольная работа
Информационное воздействие как таковое существовало всегда. В давние времена в качестве первых информационных атак использовались, например, мифы. Так, войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников. Психологическая установка на сопротивление, защиту отечества и победу поддерживалась также и соответствующей идеологией и воспитанием.
Существенная зависимость современной цивилизации от информационной составляющей сделала ее гораздо более уязвимой. "Быстродействие и широкое распространение информационных сетей многократно увеличило мощь именно информационного оружия. Дополнительно влияет на ситуацию и принятая сегодня модель общества как принципиально открытого, что предполагает гораздо больший объем разнообразных информационных потоков, чем в случае закрытого общества.
Началом изучения явлений
политической коммуникации в развитых
странах можно считать
В самом общем
виде теория политической коммуникации
рассматривает следующие
1) сущность и особенности строения и функционирования разнообразных средств политической информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации. Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: “отправитель – переработчик – адресат политической информации”, проблемы взаимодействия речевых и электронных каналов информации, властного контроля над СМИ и др.;
2) разработка и
совершенствование знаковой, символической
и семиотической систем для
политико-коммуникативных
3) социально-политические
последствия информационного
Существуют три основных
способа коммуникации: через неформальные
контакты, общественно-политические организации
(институты), средства массовой информации.
К ним можно отнести и особые коммуникативные
ситуации или действия (выборы, референдумы
и т.п.). В политической коммуникации обыкновенно
дело имеют с написанным или произносимым
словом, но она может происходить и при
помощи всякого знака, символа и сигнала,
посредством которого передается смысл.
Следовательно, к коммуникации надо отнести
и символические акты – самые разнообразные,
такие как сожжение повестки о призыве
в армию, участие в выборах, политическое
убийство или отправление каравана судов
в плавание по всему свету. В значительной
своей части политическая коммуникация
составляет сферу компетенции специализированных
учреждений и институтов, таких как средства
массовой коммуникации, правительственные
информационные агентства или политические
партии. Тем не менее она обнаруживается
во всякой обстановке социального общения,
от бесед с глазу на глаз до обсуждения
в палатах национального законодательного
органа.
Сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации. Под политической информацией понимаются сведения о политике, которыми обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) “источники” и “потребители” – взаимодействующие, в обществе индивиды, социальные группы, слои, классы. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передаются политический опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.
Политическая
коммуникация – это смысловой аспект
взаимодействия субъектов путем обмена
информацией в процессе борьбы за власть
или ее осуществление. Она связана с целенаправленной
передачей и избирательным приемом информации,
без которой невозможно движение политического
процесса. Посредством коммуникации передается
три основных типа политических сообщений:
побудительные (приказ, убеждение); собственно
информативные (реальные или вымышленные
сведения); фактические (сведения, связанные
с установлением и поддержанием контакта
между субъектами политики).
Формула коммуникационного анализа
1. Кто (Сделавший сообщение) – 2. Сообщает что (Сообщение) – 3. Как, по какому каналу (Канал коммуникации) – 4. Кому (Получатель сообщения) – 5. С какой целью? (Цель сообщения) – 6. С каким эффектом? (Эффект сообщения).
Специальные дополнительные вопросы: – При каких обстоятельствах? – С какой целью? – С каким результатом?
В другом
варианте исследования: 1. Кто (Проверка
объекта изучения)–2. Сообщает что (Содержание
анализа)–3. Как, по какому каналу (Средства
анализа) – 4. Кому (Изучение аудитории)
– 5. С каким эффектом? (Результат исследования).
Политическая коммуникация, являясь способом,
средством существования и передачи политической
культуры, в свою очередь, опосредуется
ценностями и нормами последней. Характер
политической коммуникации в обществе,
уровень ее развития во многом определяются
состоянием общей и политической культуры.
Это взаимообусловливающие друг друга
процессы. Ценностные качества политической
коммуникации зависят от культуры данного
общества, мирового развития; вместе с
тем они ранжируются и политически переосмысливаются
правящими элитами, бюрократией в своих
интересах и целях.
Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека. [c.316]
Особое значение среди этих прав имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам.
Основные функции политической коммуникации:
• распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование;
• интеграция и регулирование политических отношений;
• формирование общественного (политического) мнения;
• распространение политической культуры, ее развитие у индивидуумов;
• политико-культурный обмен;
• подготовка общественности к участию в политике.
Интеллектуальная
свобода, наличие просвещенного
общественного мнения, демократическая
политическая культура, свобода средств
массовой информации от властных структур
– важные предпосылки оптимального
развития политической коммуникации,
устойчивого социального
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Структура политической коммуникации (Приложение 1):
1. Коммуникация формирует
определенные связи и
2. Институты-коммуникаторы
производят информацию, кодируют
и передают ее потребителям, изучают
общественное мнение о
3. Средства коммуникации
- это СМИ, технико-
4. Типы, методы и формы
политической коммуникации - рациональная
и спонтанная коммуникация, неформальные
контакты, общение граждан с
5. Содержание коммуникации
оказывает воздействие на
2)
Под коммуникативным пространством принято считать «информационную сферу, обеспечивающую интеграцию в структуре общества, осуществляемую СМК (телевидение, пресса, радио, Интернет) которая строится по определенным закономерностям символического порядка»[1]. Первую модель коммуникативного процесса разработал в 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл [2]. Она представляет собой пять взаимосвязанных структурных элементов коммуникативного пространства:
• коммуникатор как передающий сообщение, то есть субъект;
• само сообщение
как информационно-
• канал передачи сообщения — определенное СМК;
• реципиент как принимающий сообщение, то есть объект;
• эффективность приема сообщения
На современном этапе развития коммуникация занимает одно из ведущих мест среди всех политических процессов как необходимый элемент взаимодействия субъектов власти и электората. В этом смысле коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков посредством символов. Коммуникация — это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. Наконец, коммуникация — это механизм, посредством которого реализуется власть.
Первым структурным элементом любого коммуникативного пространства является коммуникатор, в политическом пространстве в его роли выступает субъект власти. В качестве субъекта власти могут выступать следующие акторы информационного поля политики. Их можно распределить в две группы с точки зрения того, чьи идеи они пытаются пронести в массы. Первая группа субъектов имеет свои собственные цели и, исходя из них, преподносит обществу определенные идеи:
• глава государства;
• политический лидер;
• политическая партия, движение;
• политическая элита;
• террористические и другие организации, занимающие в информационном пространстве не признанные легально позиции.
Вторая группа субъектов власти нацелена на то, чтобы проводить в обществе те идеи, которые декламируют представители первой группы. К ней относятся:
• информационные структуры государства (отделы и службы связей с общественностью различных ведомств, пресс-секретариаты);
• многообразные корпоративные структуры (информационные отделы партий, общественно-политических движений);
• специализированные информационные структуры (консультативные и рекламные агентства);
• СМИ в их политическом назначении;
• спонсоры, медиамагнаты и рекламодатели;
• различные (с точки зрения участия в политическом дискурсе) сегменты социума.
Именно вышеперечисленные акторы непосредственно действуют в информационном пространстве политики, обладая специфическими возможностями в производстве и распространении информационных продуктов, в стимулировании и поддержании политической коммуникации. В конечном счете — вне зависимости от характера собственных информационных продуктов — каждая структура, «работающая»на ту или иную социальную аудиторию, вносит вклад в формирование, оформление и трансляцию позиций и целей своих заказчиков. Так, путем грамотного управления в сфере коммуникативного пространства можно оптимизировать контроль за следующими процессами:
• «ходом формирования повестки дня, то есть за вынесением на обсуждение общественным мнением конкретных вопросов и проблем, выделением необходимых аспектов;
• переключением внимания массовой аудитории с одной политической темы на другую;
• введением в систему коммуникативного пространства новых тем и ситуаций, рассчитанных на определенную ответную реакцию;
• организацией поддержки массовой аудиторией инициатив властных структур;
• за контрпропагандистской работой, заключающейся в ответных ходах на информационные действия другой стороны, а также при необходимости в нейтрализации информации».
Основатель кибернетики Н. Винер предложил в свое время понятие «сообщения»в качестве основной структуры единицы коммуникативных потоков. Такая точка зрения связана с тем, что, согласно клеточной теории (в соответствии с которой большинство растений и животных состоят из единиц — клеток, обладающих многими свойствами независимых живых организмов), устойчивость клеточных структур и их модификации зависят от сложности и содержания взаимосвязей и информационного обмена между ними.
Сообщение как
информационно-коммуникативная