Роль хозяйственного права в развитии экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

Национальным процессуальным законодательством предусмотрено, что хозяйственные суды при разрешении споров экономического характера должны способствовать с помощью соответствующих процессуальных действий сохранению деловых отношений между сторонами, формированию устойчивых обычаев делового оборота. Эта задача решается не только путем рассмотрения споров по существу с вынесением решения в государственном суде, но и с помощью, так называемых альтернативных способов разрешения споров – посредничества, третейского правосудия, медиации.

Оглавление

Развитие альтернативных способов разрешения правовых споров в Республике Беларусь…………………………………………………………….

1.1 Посредничество………………………………………………………
1.2 Третейское правосудие………………………………………………
Медиация………………………………………………………………

Актуальные вопросы развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Беларусь 

Белорусский Национальный Технический  Университет 

Кафедра «Экономика и организация  машиностроительного  предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

на тему: «Роль хозяйственного права в  развитии экономики Республики Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                             студентки гр.103227

                                                                                  Белоус Т.В. и Одинец О. 
 
 
 

Проверил:                                                                               пр. Салаев Г.А. 
 
 
 
 
 

Минск 2011г. 
 

Содержание

Выделишь  табл и в настройках границ выделения поставишь нет границы

  1. Развитие  альтернативных способов разрешения правовых споров в Республике Беларусь…………………………………………………………….
 
       1.1 Посредничество………………………………………………………  
       1.2 Третейское правосудие………………………………………………  
    1. Медиация………………………………………………………………
 
  1. Актуальные  вопросы развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь…………………………………………………………
 
 

Введение 
 
 
 

     
  1. Развитие  альтернативных способов разрешения правовых споров в Республике Беларусь.

       Особенности развития экономики Беларуси в последние 20 лет объективно обусловили постоянный рост количества обращений субъектов  предпринимательства в хозяйственные  суды страны за защитой своих прав. В отдельные годы динамка роста  представляла собой более 20%.

       Национальным  процессуальным законодательством  предусмотрено, что хозяйственные  суды при разрешении споров экономического характера должны способствовать с  помощью соответствующих процессуальных действий сохранению деловых отношений  между сторонами, формированию устойчивых обычаев делового оборота. Эта задача решается не только путем рассмотрения споров по существу с вынесением решения  в государственном суде, но и с  помощью, так называемых альтернативных способов разрешения споров – посредничества, третейского правосудия, медиации.

       С целью снижения нагрузки на судебную систему, наряду с разрешением экономических  споров не только по закону, но и по справедливости, «по совести»  мы избрали следующие пути решения  этих проблем:

  • во-первых, упрощение и ускорение некоторых судебных процедур, таких, где практически отсутствует спор между сторонами, и речь идет о банальном взыскании бесспорных долгов;
  • во-вторых, наоборот, удлинение сроков рассмотрения споров по более сложным категориям дел;
  • в-третьих, пропаганда заключения мирового соглашения по спору, которое практически исключает перспективу длительного обжалования и дает возможность быстро получить исполнительный документ;
  • в-четвертых, введение альтернативных способов разрешения спора (без обращения в государственный суд).
 

       Как глава системы хозяйственных  судов я уже давно высказываюсь в поддержку идеи законодательного закрепления, создания и функционирования упрощенных процедур рассмотрения споров, а также правовых институтов, альтернативных государственному правосудию.

        

       1.1 Посредничество

       Институт  посредничества в системе хозяйственных  судов фактически действует уже  три года.

       Посредничество  – процедура урегулирования спора  между сторонами в хозяйственном  суде с участием нейтрального третьего лица, назначаемого судом по выбору стороны в целях оказания им помощи в разрешении конфликта способом, устраивающим обе стороны.

       Посредничество  в хозяйственных судах Республики Беларусь имеет определенную специфику, отличающую его от иных стран и  судебных систем.

       В-первую очередь, эта специфика связана  с общей ситуацией состояния  дел в хозяйственных судах. В  хозяйственных судах в последний  период времени преобладают дела, обусловленные спорами, возникающими при исполнение договорных обязательств сторон (более 80% дел искового производства), наличествуют дела, имеющие, как правило, неоспариваемые требования. Это не может не отражаться на сфере процедуры посредничества. Именно такие дела передаются в процедуру посредничества с целью оптимизации, как судебного процесса, так и повышения экономического эффекта для сторон, находящихся в сложном финансовом положении, обусловленной общей экономической ситуацией.

       При проведении процедуры посредничества по делам, в которых фактически отсутствует  спор о праве, стороны практически  устанавливают способ и сроки  исполнения признанных обязательств, что позволяет согласовать индивидуальные особенности исполнения неисполненных  в срок по хозяйственному договору надлежащим образом обязательств (изменение  сроков оплаты, установлением рассрочки  оплаты).

       Одновременно  прослеживается тенденция направления  в процедуру посредничества сложных  споров, которыми являются застарелые затяжные конфликты, а также вытекающие из строительного подряда, корпоративные  споры, споры с требованиями из неосновательного обогащения и иные споры, зачастую основанные на личностном конфликте сторон.

       Для успеха процедуры посредничества она, в первую очередь, должна быть адекватна  решаемой ею проблеме. Критерии эффективности  посредничества в хозяйственном  суде:

       1) экономичность (затраты средств,  времени, усилий и нервов существенно  снижены);

       2) удовлетворенность сторон выработанными  самостоятельно условиями ликвидации  спора;

       3) готовность сторонам исполнить  достигнутые соглашения добровольно  и оперативно и добровольно  в сравнении с исполнением  решения суда;

       4) сохранение партнерских коммерческих  отношений. 

       Также важным стимулом для обращения сторон к посреднику является возврат 50 процентов  уплаченной государственной пошлины  при урегулировании спора в целом. При урегулировании спора частично от 50 процентов уплаченной государственной  пошлины производится возврат в  сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто соглашение.

       Когда и как может быть назначена  процедура посредничества:

  • посредничество назначается судом по письменному ходатайству обеих сторон либо по ходатайству одной стороны, одобренному другой стороной;
  • ходатайство может быть подано одновременно с исковым заявлением либо после поступления его в суд, но не позднее окончания подготовительного судебного заседания по делу;
  • кандидатура посредника может быть выбрана сторонами из представленного перечня лиц самостоятельно либо предложена судом;
  • о начале процедуры посредничества выносится определение, суд приостанавливает производство по делу.
 

       Срок  проведения процедуры посредничества указывается в определении судьи  о назначении процедуры и не может  превышать одного месяца.

       Сегодня уже можно заявить о том, что  первый этап внедрения посредничества в деятельность хозяйственных судов  Республики Беларусь пройден. Мы совершенствуем законодательство в этой сфере и  намерены достичь не только высоких  количественных, но и качественных результатов. Порядок проведения посредничества регламентирован на уровне закона, действующими посредниками наработан  достаточный опыт по урегулированию правовых конфликтов.

       О приобретенных навыках посредничества свидетельствуют цифры – если в 2008 году только 18% дел, возбужденных в  хозяйственных судах, были урегулированы  в процедуре посредничества и  не являлись предметом судебного  разбирательства, то в 2010 эта цифра  составила почти 30%.  

       1.2 Третейское правосудие

       В ближайшее время в Республике Беларусь будет принят закон о  третейских судах.

       Развитие  системы третейских судов необходимо, в первую очередь, для стабилизации экономических правоотношений. Система  государственных судов предоставляет  широкие возможности обжалования  решений суда, что, безусловно, является гарантией справедливости и объективности  разрешения спора, но, зачастую, в то же время, создает предпосылки затягивания  процедуры разрешения спора. Зная это, стороны иногда предпочитают обращаться в третейский суд. С точки зрения предпринимателя третейский суд, по сравнению с государственными судами, обладает, по крайней мере, двумя  неоспоримыми достоинствами:

       - возможностью избрать арбитра,  являющегося экспертом в той  области, в которой возник спор;

       - окончательностью решения третейского  суда (естественно, при условии  соответствия вынесенного решения  требованиям законодательства). Последнее  чрезвычайно важно, поскольку  в области предпринимательских  отношений большое значение имеет  определенность.

       Пункт о разработке Закона Республики Беларусь «О третейских судах» был включен  в План подготовки законопроектов по инициативе Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Наряду с  Национальным центром законодательства и правовых исследований, Верховным  Судом Республики Беларусь, а также  Советом Министров Республики Беларусь, мы являлись ответственными за разработку данного законопроекта.

       Мы  постарались вложить в содержание проекта все, что будет способствовать его фактической реализации. Обращение  в третейский суд должно быть выгодно  сторонам.

       В соответствии с настоящей редакцией  законопроекта предлагается ввести в Республике Беларусь возможность  функционирования третейских судов  в двух формах – постоянно действующие  и создаваемые для разрешения конкретного спора. Первые будут  либо регистрироваться как самостоятельные  некоммерческие организации, либо будут  учреждаться юридическими лицами и  фактически представлять собой структурное  подразделение с отдельным балансом. Вторые будут выбираться самими сторонами, и действовать по принципу судов ad hoc.

       Третейские  суды будут наделены широкой компетенцией, когда посредством третейского  разбирательства можно будет  разрешить не только гражданско-правовой спор, но и споры, возникающие из трудовых и семейных отношений; иностранные  лица также смогут стать участником процесса в белорусском третейском суде.

       Третейское  разбирательство является по своей  сути приватной процедурой, однако это не должно означать, что данному  виду судопроизводства не гарантируется  поддержка со стороны государства. Именно эту функцию – обеспечение  законности и возможности реального  исполнения решений третейских судов  – взяли на себя хозяйственные  суды.

       Проект предусматривает принятие мер по обеспечению иска, поданного в третейский суд; обжалование решения третейского суда; его принудительное исполнение. Даже хранение материалов дел, разрешенных судом ad hoc, будет осуществляться государственными судами.

       Процедура обжалования решений третейских судов по сравнению с многоступенчатой системой оспаривания решений хозяйственных  судов выглядит гораздо более  урезанной. Решение третейского  суда можно обжаловать только единожды, без прохождения через несколько  инстанций, как это имеет место  в государственных судах. Соответственно, более скорыми темпами можно  добиться реального исполнения решения.

       В процедуре проверки законности решения  третейского суда важно то, что  решение не пересматривается по существу, и хозяйственный суд не будет  проверять законность применения норм материального права. Это обусловлено тем, что стороны, отдавая свой спор на разрешение третейского суда, тем самым заранее выражают ему свое доверие.

Информация о работе Роль хозяйственного права в развитии экономики Республики Беларусь