Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:45, реферат
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли.
Понятие лидерства.
Определения лидерства.
Характеристика политического лидерства.
Основные тенденции в политическом лидерстве.
Роль Ангелы Меркель в экономики Германии.
Роль Ху Цзиньтао в экономике Китая.
Роль В.В. Путина в развитии экономики страны.
Заключение.
Список использованной литературы:
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов».
(СПбГУЭФ)
Кафедра: политологии
Реферат на тему: «Роль политических лидеров в развитии экономики».
Выполнила: студентка 2-го курса:
Попова Евгения (группа 244)
Проверил: Кутузов С. В.
г. Санкт – Петербург 2008 год
Содержание:
Понятие лидерства.
Определения лидерства.
Характеристика политического лидерства.
Основные тенденции в политическом лидерстве.
Роль Ангелы Меркель в экономики Германии.
Роль Ху Цзиньтао в экономике Китая.
Роль В.В. Путина в развитии экономики страны.
Заключение.
Список использованной литературы:
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер — это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства рассматривающей историю как результат творчества выдаются личностей, явились Томас Карлейль (1795—1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803—1882). Первый из них считал основную массу населения «убогой во всех отношениях», не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров. Именно в «пестрой одежде» выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творческое начало в истории. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон. «все глубокие прозрения,— писал он, — удел выдающихся индивидов».Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. «Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях <...> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача».Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества — открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.С многовековой традицией, рассматривающей лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным, со- звательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу в общем-то вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о необходимости обезопасить себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина возобладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров. «Массы, — писал Ленин, — делятся на классы <...> классами руководят обычно <...> политические партии <...> политические партии в виде общего правила управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, называемых вождями».Свойственная ленинизму классовая одномерность общественного развития и жесткий экономический детерминизм в объяснении политики не позволяют в полной мере учесть общечеловеческие начала лидерства, активность политических руководителей, в том числе и их способность навязывать массам, используя их иллюзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изменений, противоречащие интересам классов и всего народа.Отрицание исторической роли лидеров свойственно и некоторым немарксистским исследователям. Они (например Б. Мацлих) утверждают, что «лидеры не имеют никакого значения». Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институциональных механизмов. Но я, работая над этим рефератом, сделала иные выводы и не разделяю подобные точки зрения, недооценивающие автономию и активность политических лидеров, их многообразное воздействие на общество. Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:
1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям»[2].
2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов»[3].
3. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.)
4. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.).
5. Лидер — это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства—подчинения».
Механизм политического лидерства предполагает систему правил, в соответствии с которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление им своих властных полномочий. Осуществляется персонификация власти посредством ее слияния с индивидуальными качествами лидера. Одним из современных вариантов интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Ж.Блонделем: «По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз».[4] Лидером можно стать либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.Политический лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию».
Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции. Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Здесь происходит интеграция групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае. В этом отношении лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части общества, поддерживающего данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания. Лидерство на государственном уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и общества, поэтому ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества.
Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать политико-административной элите (высшему персоналу государственно-
В своей работе я буду рассматривать лидерство на государственном уровне, в связи с тем, что это является более наглядным примером. Также будет о формальном уровне лидерства, потому что в политике формальный аспект является ведущим.
В современной мире отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация. Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
А́нгела Дороте́я Ме́ркель — немецкий политик, лидер партии Христианско-демократический союз с 10 апреля 2000 года. С 21 ноября 2005 года Ангела Меркель занимает пост федерального канцлера Германии после победы руководимой ею партии ХДС на досрочных парламентских выборах в сентябре 2005 года.[5]
30 мая 2005г. А.Меркель была утверждена официальным кандидатом на пост федерального канцлера от блока ХДС/ХСС. Христианские партии с небольшим преимуществом одержали победу на досрочных выборах 18 сентября 2005г., обогнав всего на 4 депутатских мандата Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). После создания коалиционного правительства ХДС/ХСС и СДПГ в течение почти месяца никак не могли договориться о кандидатуре канцлера. И лишь 10 октября стала понятно, что А.Меркель выиграла у лидера СДПГ Герхарда Шредера борьбу за этот пост, правда в обмен социал-демократы получили большинство мест в новом правительстве. И 22 ноября 2005г. бундестаг впервые назначил женщину на должность федерального канцлера Германии.
Во внутренней политике А.Меркель придерживается заложенного Г.Шредером курса реформ, однако считает, что их нужно проводить другими средствами. Одна из главных заявленных целей на посту федерального канцлера - создание рабочих мест и поддержка германской экономики за счет уменьшения социальных пособий. При этом именно в первые годы правления А.Меркель были произведены массовые увольнения в немецких подразделениях таких крупнейших европейских концернов, как Airbus и Siemens.
Для справки: в октябре положительно о правительстве высказывались только 16%, за ХДС были готовы голосовать только 24%, а работой Меркель были довольны 35% - в целом одни из самых низких показателей за всю историю ФРГ. До этого кривая популярности как Меркель, так и ХДС с момента выборов постоянно шла вниз.
Можно ли сказать, что за последние время в отношении немцев к своему правительству и его лидеру произошел крутой перелом? Вряд ли. Скорее, это первая осторожная реакция на улучшение экономических показателей. Однако надо иметь в виду, что некоторые из них носят лишь временный характер. Так, что касается сокращения безработицы, то здесь главную роль сыграл прошедший в Германии чемпионат мира по футболу, во время которого было создано большое количество временных рабочих мест, заметно улучшивших общую годовую статистику. Чемпионат, надо сказать, прошел на редкость успешно, и Германия смогла "выжать" из него максимум возможного, кроме разве что чемпионского титула: смогла показать свой новый имидж единой и демократической страны, продемонстрировать дружелюбие и открытость, получить экономические дивиденды.
Но какова во всем этом заслуга правительства Меркель? Вопрос, скорее, риторический. Куда менее риторическим является вопрос о том, в чем же, собственно, состоит роль Меркель как руководителя крупнейшей державы Европы и что ей в этом качестве удалось действительно сделать.
Ангела Меркель пришла к власти в условиях гигантского (35 млрд. евро) дефицита федерального бюджета и необратимого процесса перевода целых отраслей экономики из Европы в страны третьего мира, в обстановке разочарования в политике социал-демократов, так и не нашедших решения всех этих проблем. Меркель пришла к власти без какой-либо собственной четкой программы. Ни у нее лично, ни у ее партии не было серьезной альтернативы политике кабинета Шредера, и, в принципе, Большая коалиция (блок ХДС/ХСС) явилась логичным итогом такого положения дел.
Чисто формально, собственная программа у Меркель, разумеется, была. Еще в 2000 году, вскоре после того, как Меркель стала официальным лидером христианских демократов, она выдвинула концепцию "нового социального рынка", которая, по идее, должна была совместить преимущества капитализма с принципами социального государства, зафиксированными в немецкой Конституции. Нового в этом, впрочем, было немного, и даже комментаторы таких правоконсервативных изданий, как "Ди Вельт" или "Франкфурте Альгемайне", признают, что в целом концепция "нового социального рынка" выглядит очень неопределенно, а в своих немногочисленных конкретных положениях подозрительно смахивает на программу "третьего пути", опубликованную в 1999 году Шредером и Блэром, предложившими мировой социал-демократии больше ориентироваться на запросы свободного предпринимательства.
В марте 2006 года, уже на посту бундесканцлера, Меркель опубликовала программу, состоящую из 8 пунктов и рассчитанную на вторую половину срока ее правления. При этом предполагается, что часть программы должна быть реализована еще в первую половину срока.
Исходя из этого, журнал "Шпигель", подробно проанализировав деятельность Меркель и ее администрации, пришел к выводу, что сделано ими пока на удивление мало. Смысл политики, проводимой Меркель (так же, как и политики, проводившейся ее предшественником Шредером), состоит в последовательной ликвидации институтов социального государства: уменьшении социальных выплат, сокращении числа детских садов, сворачивании систем бесплатного образования и медицинской помощи и т.п. Предполагается, что при этом должны сокращаться налоги, активизироваться бизнесмены, создаваться новые рабочие места и т.д.
Однако налоги ныне достигают рекордных отметок. И это при том, что одно только повышение налога на добавленную стоимость с 16% до 19% должно принести казне за весь срок правления Большой коалиции более 60 млрд. евро.
Вместо обещанного сокращения бюрократического аппарата происходит его дальнейшее увеличение, что, впрочем, соответствует общемировой тенденции.
И даже реформа здравоохранения, которую Меркель считает одной из своих главных целей, продвигается с трудом, так как наталкивается на сопротивление руководства богатых федеральных земель (Баден-Вюртемберг, Гессен, Гамбург), которые, согласно проекту реформы, должны будут из своих больничных касс оплачивать дефицит средств в больничных кассах бедных земель (в первую очередь, в Восточной Германии).
При этом неолиберальный курс Меркель явно усиливает имеющуюся тенденцию к увеличению разрыва между доходами богатых и бедных: по данным социологической службы DIW, за последние десять лет доходы самых богатых 10% населения выросли на 10%, а самых бедных 10% упали почти на 5%.
Информация о работе Роль политических лидеров в развитии экономики