Роль политических лидеров в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:45, реферат

Краткое описание

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли.

Оглавление

Понятие лидерства.
Определения лидерства.
Характеристика политического лидерства.
Основные тенденции в политическом лидерстве.
Роль Ангелы Меркель в экономики Германии.
Роль Ху Цзиньтао в экономике Китая.
Роль В.В. Путина в развитии экономики страны.
Заключение.
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

 

Учитывая весьма скромный совокупный багаж позитива нынешнего бундесканцлера, чем следует объяснить ее политический успех, дружно отмечаемый наблюдателями? Назвать ее ярким политическим деятелем трудно с любой точки зрения. Биография Ангелы Меркель - это биография типичного номенклатурного работника, державшегося до поры до времени в стороне от политики, пришедшего в нее, когда настал подходящий момент, и продвигавшегося вверх по партийно-бюрократической лестнице благодаря своему прилежанию и связям. У нее нет сколько-нибудь оригинальных идей. У нее нет яркого запоминающегося имиджа. Она весьма посредственный оратор. Ее единственный козырь - скромное обаяние "обыкновенной женщины", которая "ничего не хочет для себя". Но не слишком ли мало?

Или, может быть, именно такой политик и нужен в эпоху глобализации, эпоху повсеместного сращивания бюрократии и бизнеса?
После ухода Билла Клинтона с поста президента на Западе так и не появилось ни одного главы правительства, обладающего достаточной энергией и силой воли для того, чтобы повести за собой западный мир как некое идеологическое единство. Уже не говоря о вечном антигерое Буше, ни Блэр, ни Ширак, ни Романо Проди на такую роль не подходят. Немного более выигрышно выглядит на этом блеклом фоне лишь испанский премьер-министр Сапатеро, но Испания пока еще явно не созрела для лидерства в масштабах всего западного сообщества.

Таким образом, весь секрет успеха Меркель лишь в том, что она почти идеально соответствует существующему "глобально серому фону", в то же время удачно выделяясь на фоне бесконечного ряда невзрачных мужчин. И в этом смысле Ангеле Меркель в очередной раз "нет альтернативы". Ей не было альтернативы, когда она стала лидером ХДС. Ей не было альтернативы, когда она заняла пост бундесканцлера. И вот теперь ей нет альтернативы уже в мировом масштабе.
Во всяком случае, наибольшее одобрение ее деятельности выражают разного рода топ-менеджеры, директора банков - словом, те, чей доход благодаря ее политике вырастет в ближайшее время еще на десять процентов... [6]

 

С приходом Меркель к власти наблюдатели ожидали существенных перемен внешнеполитического курса ФРГ по сравнению с временами Шредера. В частности речь шла о германо-российских отношениях: новый канцлер была значительно более скептически настроена в отношении России, нежели Шредер – большой друг президента Владимира Путина.[7] В предвыборный период, когда Меркель развернула бурную деятельность как по внутриполитическим, так и по внешнеполитическим вопросам (в частности провела встречу с президентом Франции Жаком Шираком), ее сторонники давали понять, что не стоит ждать сохранения особых отношений с Россией.[8] В целом Меркель считалась сторонницей скорее проамериканского курса. Она, в частности, в отличие от Шредера, поддержала США в 2003 году перед началом войны в Ираке. В то же время Меркель выступала также и с утверждениями о необходимости партнерства с Россией – об этом она говорила в 2002 году во время своего визита в Москву, где встречалась с Путиным.

Планы ХДС/ХСС на внутриполитическом направлении включали: упрощение процедуры увольнения работников, повышение налога с продаж, сокращение бюджетных расходов, меры по борьбе с безработицей, развитие рынка занятости. В ходе коалиционных переговоров Меркель выразила желание совместно с социал-демократами проводить реформы на благо страны, однако многие наблюдатели отмечали туманность перспективы сотрудничества двух политических сил и немалые трудности, ожидающие их при формировании единого курса. Кроме того, Меркель прочили и проблемы в отношениях с ближайшими союзниками – ХСС, в большей степени ориентированными на социальное государство. Дело в том, что двум христианским партиям так и не удалось сформировать единую внутриполитическую платформу: в частности они не пришли к прочному консенсусу по вопросу реформы системы здравоохранения.

Сбалансированность внешней политики называли одной из причин значительного роста популярности Меркель в Германии – наряду с внутренними преобразованиями. После того как Меркель возглавила германское правительство, в экономике страны наметились позитивные изменения, которые журналисты назвали "эффектом Меркель". В феврале 2006 года число немцев, довольных новым канцлером, достигло рекордного показателя в 80 процентов. По оценкам специалистов, экономический рост в 2006 году мог составить 2,5 процента. Число безработных к октябрю сократилось примерно на 400000 по сравнению с показателями предыдущего года. В числе успехов "большой коалиции" называли реформу федеративной системы, которая обещала сделать процесс законотворчества более эффективным. Однако внутри коалиции росла напряженность из-за разногласий по таким ключевым вопросам, как реформа системы здравоохранения, политика в области налогообложения и регулирование рынка труда. В результате к осени 2006 года уровень популярности правительства значительно снизился. Не исправил ситуацию и достигнутый в октябре компромисс участников коалиции по реформе в медицинской сфере: он, в частности, привел к временному отказу от центрального элемента реформы – создания централизованного фонда здравоохранения.

Помимо ливанского кризиса, основной темой санкт-петербургского саммита была энергетика. Германо-российское партнерство в этой области обсуждалось позднее, в октябре, на шестой за этот год встрече германского канцлера с президентом Путиным. Как отмечали осенью 2006 года наблюдатели, критика Меркель в отношении России носила довольно умеренный характер и не препятствовала дальнейшему развитию стратегического сотрудничества двух стран. В частности в ходе санкт-петербургского саммита Меркель наряду с другими лидерами воздержалась от открытой критики российского руководства в связи с ситуацией в области прав человека и развитием демократических институтов в России. Канцлер заявила тогда о праве каждой страны на самостоятельный выбор пути своего развития.

В мае 2006 года Меркель заняла второе место в списке самых высокооплачиваемых руководителей европейских стран. Ее годовой доход – 261,5 тысячи евро – оказался немного ниже, чем у британского премьера Тони Блэра.[9] В сентябре 2006 года журнал Forbes присвоил Меркель первое место в рейтинге наиболее влиятельных женщин мира; тем самым она потеснила госсекретаря США Кондолиззу Райс, возглавлявшую этот список в течение двух предыдущих лет.[10]

Летом 2007г. А.Меркель была председателем на ежегодном саммите стран "Большой восьмерки". 1 мая 2008г. А.Меркель была награждена премией имени Карла Великого за выдающийся вклад в преодоление кризиса, возникшего из-за провала на референдумах во Франции и Нидерландах проекта единой европейской конституции. Кризис разразился в период, когда Германия председательствовала в Европейском союзе, и А.Меркель приложила огромные усилия для того, чтобы в 2007г. лидеры европейских государств договорились о создании нового базового договора взамен конституции.

Журнал "Тайм" пишет о Германии как о "стране улыбок" и приводит слова руководителя крупной софтверной фирмы SAP Хеннинга Кагерманна о том, что "Меркель как раз тот человек, который сейчас нужен Германии". В российской прессе начинает неуклонно распространяться мнение, что Меркель, которая в этом году занимает еще и пост президента Евросоюза, один из самых успешных политиков в мире.

В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года Меркель призвала к немедленному прекращению огня, возвращению войск Грузии и России на исходные позиции и началу мирных переговоров.

 

Роль Ху Цзиньтао в экономике Китая.

 

Ху Цзиньта́о —  государственный деятель КНР, председатель КНР с марта 2003. Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая с ноября 2002, председатель Центрального военного совета КНР с марта 2005, председатель Центрального военного совета ЦК КПК с сентября 2004.[11]

 

2006 года был назван «стабильный и сравнительно быстрый экономический рост». Однако руководители страны все чаще говорят о необходимости поменять модель реформ, сделать развитие страны более сбалансированным, прекратить ставить рыночную эффективность выше социальной справедливости.
 

Есть две стороны политики Ху Цзиньтао. С одной стороны, он продолжает курс открытости в экономике, привлекает иностранные инвестиции, увеличивает долю Китая в мировой торговле. Но он же лишил общество многих свобод, приструнил диссидентов, усилил контроль за Интернетом. Ху Цзиньтао хочет сдержать распространение критических идей среди интеллектуалов, особенно в университетской среде. Но это свидетельствует об откате в прошлое и возрождения жесткого контроля.

 

Одна причина, хотя и не главная, - Ху Цзиньтао хотел показать, что он в состоянии держать ситуацию под контролем и быть сильным лидером. Допускаю, что часть интеллигенции и общества хотела использовать смену власти, чтобы испытать способность Ху Цзиньтао править страной и попытаться пошире раскрыть рамки политической системы.

Но я думаю, что главная причина в ином: это рост числа социальных конфликтов в стране. Власти Китая волнует будущее режима - сколько они еще смогут сохранять баланс между экономической открытостью и однопартийным правлением. Им пришлось сделать шаг назад к увеличению контроля над обществом.[12]

 

Базовым показателем развития страны и ее вклада в мировую экономику является ВВП, его абсолютная величина, темпы роста, доля в мировом объеме и на душу населения. По информации всемирного банка, доля Китая в мировом ВВП составляет 5,6%, это превосходит вклад в мировое производство Великобритании, но ниже чем у США, Японии и Германии. ВВП КНР в 2006 году, по данным официальной статистики достиг 21087 миллиарда юаней, и его динамика отражает бурный рост китайской экономики. Среднегодовой рост его составил 13%, в постоянных ценах - 9,5%, что гораздо выше показателей остальных стран мира и среднемирового уровня 3,5%. Темпы прироста ВВП

На душу населения составили в среднем 12,3%, а в постоянных ценах 8,6%. Тем не менее согласно классификации Всемирного банка Китай относиться к странам с низким уровнем доходов на душу населения.

Оборот внешний торговли КНР в 2006 году достиг 14097 млрд. юаней, среднегодовые темпы прироста экспорта и импорта 17,2%. При этом наиболее активный рост происходил с 2002 года,  такая активная динамика не в малой степени связана со вступлением страны в ВТО. Внешне торговый баланс на протяжении всего рассматриваемого периода оставался положительным, что является необходимым условием для динамичного развития экономики страны. Доля экспорта во внешнеторговом обороте занимает более 50% и относительно устойчиво.

 

В последнее десятилетие черезвычайно быстро увеличиваласт стоимость созданной промышленной продукции и общая добавленная стоимость в этой отрасли, ежегодные темпы прироста приближаются к 25 и 30% соответсвенно. Темпы роста выпуска продукции промышленными предприятиями в 2 раза превышают среднегодовые темпы ростаВВП в текущих ценах (около 13%). Отсюда можно сделать вывод о том что рост промышленного производства связан с увеличением доли готовой продукции.

 

О развитости экономики во многом свидетельствует товарная структура внешний торговли. В структуре экспорта Китая в 2005 – 2006 годах преобладает паромышленная продукция, доля сырья в стоимости вывозимой продукции незначительна и постоянно снижается, составив 5,5% в 2006 году. Доля готовой продукции, таким образом, достигла 94,5%. Это соотвектствует показателям промышленно развитых стран. В экспорте неуклонно увеличивается доля машин и оборудования, - 47,1%.[13]

 

 

 

Между тем за прирост экономики Китаю приходится расплачиваться "ресурсами и экологией". Бурный экономический рост КНР оборачивается высоким уровнем загрязнения окружающей среды, воды и воздуха. Эти проблемы возникли еще в 1950-1960-х годах, теперь они все больше беспокоят внешний мир. Чтобы взять эти процессы под контроль, Китаю придется потратить кучу денег на природоохранные мероприятия, что повысит цену производства многих товаров. Но Китай должен стать экологически чище, если он хочет выжить на пути развития.



Китай "следует курсу на дружеские и партнерские отношения с сопредельными странами, будет укреплять добрососедство и деловое сотрудничество с соседними государствами".

 

В последние годы китайская и российская экономики развиваются быстрыми темпами, что очень благоприятно для торгово-экономических контактов между нашими странами. Добрые традиции у нашего сотрудничества сохраняются в освоении энергетических ресурсов, авиации и космосе, атомной энергетике, машиностроении, сфере высоких технологий и т.д.

Кроме того, многие китайские предприятия проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Россией в таких сферах, как бытовая электроника, производство и сборка автомобилей, строительство инфраструктуры, создание особых экономических зон. Китайское правительство, со своей стороны, поощряет и поддерживает ведущие китайские предприятия, которые желают налаживать с российскими партнерами взаимовыгодное сотрудничество. Вместе с тем мы рассчитываем на дальнейшее улучшение в России инвестиционной среды, на большее открытие рынка. Инвестирование России в Китае в целом выглядит хорошо. Общий объем прямых инвестиций российских предприятий в Китай на конец 2006 года составил 610 миллионов американских долларов. Успешно налажено сотрудничество в области машиностроения, строительства, транспорта и коммуникаций, химической промышленности, сборки автомобилей. Китай, в свою очередь, приветствует вложение капиталов и создание в Китае большего числа российских предприятий. Динамичный рост китайско-российской торговли сохраняется уже 8 лет подряд. Товарооборот в 2006 году, например, составил 33,4 миллиарда долларов, что стало рекордной отметкой. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество отличает взаимодополняемость. Оно имеет огромный потенциал и широкие перспективы. [14]

Сохраняются дружественные отношения с США. Джордж Буш отметил, что свобода в области торговли сочетается с тем, что Китай занял достойное место в международной экономической системе и стал лидером в области мировой торговли. В ответ на это Ху Цзиньтао обещал продолжать реформы по изменению курса китайской валюты, облегчить доступ американских товаров на китайские рынки, расширить импорт и укрепить защиту прав интеллектуальной собственности. «Мы продолжим стратегию расширения внутреннего спроса и сделаем все возможное для обеспечения идущего быстрыми темпами сбалансированного экономического и социального развития Китая, – сказал китайский лидер. – Это существенно расширит возможности для американо-китайского сотрудничества в области торговли».

Информация о работе Роль политических лидеров в развитии экономики