Роль хозяйственного права в развитии экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

Национальным процессуальным законодательством предусмотрено, что хозяйственные суды при разрешении споров экономического характера должны способствовать с помощью соответствующих процессуальных действий сохранению деловых отношений между сторонами, формированию устойчивых обычаев делового оборота. Эта задача решается не только путем рассмотрения споров по существу с вынесением решения в государственном суде, но и с помощью, так называемых альтернативных способов разрешения споров – посредничества, третейского правосудия, медиации.

Оглавление

Развитие альтернативных способов разрешения правовых споров в Республике Беларусь…………………………………………………………….

1.1 Посредничество………………………………………………………
1.2 Третейское правосудие………………………………………………
Медиация………………………………………………………………

Актуальные вопросы развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

       Третейские  суды будут создаваться по территориальному и ведомственному признакам.

       Например, Союз юристов Республики Беларусь, со своей стороны, планирует создание третейских судов в каждом областном  центре. Как общественная организация, объединяющая правоведов всей Беларуси, Союз юристов намерен осуществить  тщательный отбор судей для своих  третейских судов и составить  списки судей таким образом, чтобы  они состояли из наиболее квалифицированных  специалистов, получивших признание  со стороны коллег и широко известных  в профессиональном юридическом  сообществе.

       Создание  третейских судов при БРСЮ имеет  своей целью придать изначально высокий статус и авторитет решениям третейских судов в Республике Беларусь за счет политики тщательного отбора кандидатов в третейские судьи. Учреждение при БРСЮ третейских судов, состоящих  только из высококлассных специалистов, станет тем фактором, который будет  способствовать развитию достойной  конкуренции среди всех третейских судей Республики Беларусь и, таким  образом, повлияет на качество общей  массы решений третейских судов.

        

       1.3 Медиация

       Проект  Закона Республики Беларусь «О медиации»  подготовлен в соответствии с  Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2011 г. № 10 «Об утверждении  плана подготовки законопроектов на 2011 г.» 

       Необходимость правового регулирования вопросов медиации возникла в период разработки последнего проекта закона о внесении изменений и дополнений в некоторые  кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Он вступил в  силу 31 января 2011 г. и реализовал некоторые  меры, направленные на развитие внесудебной  медиации. В частности, новая редакция ст. 156 ХПК предусматривает возможность  наряду с лицами, занимающими государственную  должность в хозяйственном суде, привлекать к осуществлению функций  примирителя в хозяйственном  суде на договорной основе и иных лиц, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта. Перечень таких лиц и условия их привлечения  в соответствии со ст. 156 ХПК устанавливаются  Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

       Для реализации указанных положений  ХПК и подготовки указанного Постановления  Пленума в 2011-2012 гг. проводится правовой эксперимент (пилотный проект), предусматривающий привлечение к осуществлению функций судебных примирителей внесудебных медиаторов, а также создание правовой и практической основы для развития внесудебной медиации.

       Таким образом, медиация в Республике Беларусь развивается от судебной (юрисдикционной) формы к внесудебной (доюрисдикционной) через промежуточную форму (так называемую «околосудебную» медиацию). Практика урегулирования споров в порядке посредничества с участием должностных лиц хозяйственных судов способствовала формированию у субъектов хозяйствования определенной степени доверия к указанной альтернативной процедуре.

       Основной  характеристикой белорусской модели развития медиации является активное участие в данном процессе судебной системы, которая готова стимулировать  обращение сторон к внесудебному медиатору, в том числе путем  обеспечения возможности принудительного  исполнения соглашения, заключенного сторонами с участием внесудебного посредника.

       Основные  концептуальные положения проекта  Закона Республики Беларусь «О медиации»  заключаются в следующем.

       1. Недопущение излишней юридизации  сферы альтернативного разрешения  споров. Альтернативные способы  разрешения споров (переговоры, медиация, третейский суд) не нуждаются  в жестком и детальном правовом  регулировании. Основное назначение  закона о медиации, с учетом  того, что данное правовое явление  еще только начинает свое развитие и корпус медиаторов еще не сформирован, – информационное. Закон призван ввести институт медиации в правовую систему, информировать широкую общественность о возможности внеюрисдикционного урегулирования конфликта. Законопроект не затрагивает те вопросы медиации, которые не нуждаются в правовом регулировании (предельные сроки, процедурные правила и основные стадии проведения медиации, страхование риска ответственности медиатора). 

       2. Соблюдение международных стандартов правового регулирования данной сферы общественных отношений, которые нашли свое выражение, главным образом, в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г. и Директиве 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах (далее – Директива ЕС).

       3. Установление достаточно широкой  сферы действия закона. Предполагается, что закон будет регулировать  вопросы, связанные с проведением  медиации как до обращения  в суд (внесудебная медиация), так и после возбуждения производства  по делу в суде (судебная медиация). Законом будут регулироваться  отношения, связанные с применением  медиации для урегулирования  споров, возникающих из гражданских  правоотношений, в том числе в  связи с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из  трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено  законом или не вытекает из  существа соответствующих отношений.  Таким образом, закон призван  активизировать обращение к медиации  субъектов и предполагаемых субъектов  не только хозяйственного, но  и гражданского судопроизводства.

       4. Допуск к осуществлению функций медиатора лиц с различной базовой профессией и установление для них единых квалификационных требований (отказ от деления медиаторов на осуществляющих свою деятельность на профессиональной и непрофессиональной основе). Допуск к деятельности в качестве медиатора будет осуществлять Квалификационная комиссия по вопросам медиации, формируемая на межведомственной основе с участием представителей судебных органов, нотариата, вузов, организаций, обеспечивающих проведение медиации.

       5. Установление в отношении соглашения  сторон о применении медиации (медиативной оговорки) правового  режима, учитывающего принцип добровольности  медиации. Высказывается мнение  о том, что медиативной оговорке  должно придаваться такое же  значение, как и третейскому соглашению  – в результате заключения  соглашения о применении медиации  стороны принимают на себя  обязательство выполнять условия  договора. Вместе с тем, исходя  из принципа добровольности медиации, который с точки зрения Директивы  ЕС трактуется как право сторон в любой момент отказаться от проведения медиации, представляется правильным, что, заключая соглашение о применении процедуры медиации, стороны одновременно оговаривают и свое право отказаться от ее проведения.

       6. Закрепление права сторон в  случае отказа от добровольного  исполнения медиативного соглашения, обратиться в суд за выдачей  исполнительного документа на  его принудительное исполнение, при условии, что медиативное  соглашение соответствует требованиям  процессуального законодательства  о мировом соглашении.

              Внесудебная медиация наряду  с судебной должны служить правовому воспитанию членов нашего общества, стимулированию примирительных процедур и мирного разрешения споров и конфликтов любого рода.

       В целом, обращение к альтернативным способам разрешения споров позволит предпринимателям сэкономить свои средства, время и нервы, а также сохранить  надёжные партнёрские отношения  в своих коммерческих делах, что  позволит обеспечить устойчивый деловой  оборот и поступательное развитие экономики  страны.

       Еще одну особенность – заинтересованное отношение всех его участников и оперативное решение проблем. Например, по предложению нашего суда Министерство образования приняло решение о введении спецкурса по подготовке медиаторов на юридическом факультете Белорусского государственного университета. Решение было принято в течение одного месяца. Сегодня это уже все работает [6]. 

  1. Актуальные  вопросы развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь.

       Для эффективного развития экономики важное значение имеет тот факт, насколько динамично и качественно развивается хозяйственное законодательство. Специфика данной сферы законодательства состоит в том, что она весьма объемна и многогранна, тесно связана и перекликается с иными отраслями и институтами. Еще одной характерной чертой является то, что отрасль хозяйственного законодательства недостаточно четко очерчена и отграничена от других отраслей.

       Основой для формирования современного хозяйственного законодательства явилось принятие Гражданского кодекса Республики Беларусь, где заложены основы регулирования  экономических отношений. Впоследствии в развитие положений Гражданского кодекса приняты многочисленные нормативные правовые акты различного уровня.

       Характеризуя  нынешнее состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, можно констатировать, что многие проблемы, характерные для всего  массива законодательства Республики Беларусь, еще не решены. Такие недостатки, как фрагментарность, несогласованность  ряда нормативных правовых актов, наличие  пробелов, а также актов и норм которые фактически утратили регулирующее воздействие, к сожалению, еще присутствуют в актах хозяйственного законодательства. В то же время улучшение и обновление законодательства не должно сводиться  только к механическому устранению имеющихся недостатков. Процесс  развития и совершенствования хозяйственного законодательства во многом зависит  от создания внутренне согласованной, научно и логически обоснованной системы законодательства, где каждый нормативный правовой акт должен занять свое строго определенное место.

       Отличительной чертой развития хозяйственного законодательства Республики Беларусь является стремление к активной кодификации и консолидации нормативных правовых актов, что  свидетельствует о тенденции  к системному нормотворчеству. Кроме  Гражданского кодекса за последнее  время приняты такие кодифицированные акты, как Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс, целый ряд кодифицированных актов в области транспортной деятельности: Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего  водного транспорта и ряд других. Принят также ряд системообразующих законов, которые по охвату регулируемых отношений весьма близки к кодексам. Среди них можно выделить законы "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь", "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" и др.

       Основные  направления качественного обновления хозяйственного законодательства отражены в Концепции совершенствования  законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205. Деятельность по совершенствованию законодательства, осуществляемая на основе Концепции, включает как оценку современного состояния  той или иной области законодательства, выявление основных проблем и  противоречий, так и определение  первоочередных, текущих и перспективных  направлений совершенствования  законодательства и их реализацию.

       Следует отметить, что сейчас Республика Беларусь находится на несколько ином этапе  развития законодательства, чем тот, который продолжался с начала 90-х годов и фактически до 2001 года. Если на начальном этапе формирования национального законодательства, нам приходилось закрывать прорехи, то в настоящее время количественный порог нормативных правовых актов уже преодолен, в связи с чем стоит задача по повышению качества подготовки проектов, обеспечению стабильности и эффективности правовой системы.

       Каким же должно быть законодательство, и  каким хотят его видеть руководители, юристы, все граждане? В первую очередь  законодательство должно быть в достаточной  степени наполненным и актуальным. Законодательство Республики Беларусь должно быть достаточным для регулирования  всего комплекса общественных отношений  и соответствовать реальным политическим и социально-экономическим условиям. Важными представляются также такие  качества как стабильность, внутренняя согласованность и эффективность  законодательства. Практика показывает, что особенно непросто достичь стабильности законодательства в период, когда  государственные органы часто находятся  в поиске эффективных механизмов регулирования общественных отношений, да и сами общественные отношения  в значительной степени меняются с изменением условий нашей жизни. Развитие законодательства это не просто принятие необходимых нормативных  правовых актов, а создание отвечающей современным требованиям, внутренне  согласованной, научно и логически  обоснованной системы законодательства.

       Обратимся к наиболее важным законопроектам в  сфере хозяйственного законодательства, подготовка которых осуществлена или  осуществляется в последнее время.

       Прежде  всего, следует остановиться на основополагающем нормативном правовом акте в сфере  гражданского и хозяйственного законодательства – Гражданском кодексе. За время  действия Гражданского кодекса изменения  и дополнения вносились в данный законодательный акт 13 раз. Прежде всего, это обусловлено тем, что совершенствование  отдельных институтов гражданского права, правовое регулирование которых  осуществляется специальными законами, невозможно без внесения соответствующих  изменений и дополнений в Гражданский  кодекс, так как согласно его предписаниям нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать  Гражданскому кодексу. В случае расхождения  указанных актов с кодексом действует  последний. Однако среди научных работников и специалистов имеются мнения о том, что специальные законы должны иметь приоритет в регулировании конкретных отношений и приоритет ГК, сыгравший стабилизирующую роль на этапе формирования хозяйственного законодательства, должен быть отменен.

Информация о работе Роль хозяйственного права в развитии экономики Республики Беларусь